- Публикатор: Сергей Максимишин (Maximishin)
- Фото: М. Лещинский, Б. Рогов, Е. Рогова, неизвестные фотографы, С. Максимишин
Заключительная третья часть истории, первая часть которой ЗДЕСЬ, а вторая ЗДЕСЬ
Третий альбом Роговых заполнялся необычно: сначала фотографии наклеивали только на правую страницу, а когда место закончилось, стали наклеивать и на левую . Поэтому фотографии 30-ых годов, накленные Касей, соседствуют на развороте с фотографиями 70-ых, помещенными ее дочерью Ириной
Третий альбом Роговых заполнялся необычно: сначала фотографии наклеивали только на правую страницу, а когда место закончилось, стали наклеивать и на левую . Поэтому фотографии 30-ых годов, накленные Касей, соседствуют на развороте с фотографиями 70-ых, помещенными ее дочерью Ириной
Один из разворотов третего альбома
В 1925-ом году проживавшая на станции Лахта 25-летняя учительница Екатерина (Кася) Семенова вышла замуж за 23-летнего студента Технологического института Бориса Рогова, уроженца города Козлов Тамбовской губернии. В 29-ом году Борис защитил две квалификационные работы, одна из которых называлась "Адсорбция мыла шерстью", и получил диплом инженера-технолога. В том же году родилась дочь Ирина. Все это мы знаем из вложенных в альбомы документов. Фотографий 20-ых годов, за исключением трех портретов Касиной кузины Тамары, ни в одном из альбомов нет. Первые семейные фотографии датированны маем 1933 года, видимо, тогда в семье и появился фотоаппарат.
"Селфи" 1933 года. Кася, Борис и, с тросиком в руках, сестра Бориса Женя.
До 1933 года
В альбом вклеенны три студийные фотографии Тамары Аноповой - дочери почетного гражданина Алексанра Михайловича Анопова, служившего начальником канцелярии в Учительском институте, и Жозефины Сигизмундовны Аноповой, в девичестве Данилевич, родной сестры Касиной мамы Ядвиги Сигизмундовны. На фотографиях штамп харьковского ателье "Красная Светопись", хозяином которого с 1897 года был Михаил Яковлевич Лещинский, "известный как однин из самых лучших фотографов на всем юге России". До революции заведение Лещинского называлось "Русская светопись". Что делала Тамара в Харькове и как она туда попала, неизвестно.
1933 год
Кася и Ирина
Борис Рогов. До 41-го года Борис Иванович работал начальником аппретурного цеха на Комбинате тонких и технических сукон имени Тельмана.
Борис Иванович и Ирина
Варвара, старшая сестра Каси, Кася и Ирина
Лидия Ивановна Даль, в девичестве Рогова, сестра Бориса Ивановича.
Кася, Ирина, сестра Варвара и ее муж Василий Орловский
Николай, младший брат Каси. На петлицах три шпалы - подполковник.
Борис, внук Каси, который знал "дядю Колю" лично, уверял меня, что Николай Семенов служил в НКВД, дослужился до четырех шпал, а в 1936-ом году уволился и устроился пожарным на Ленфильм. Но в 1936-ом Николаю по моим подсчетам было 29 лет. Немыслимая карьера, ведь в НКВД звания "плюс два", то есть, 4 шпалы - это генерал - лейтенант по-нашему! В 29 лет! Я не верил, пока не посмотрел через лупу на соседнюю крохотную (3X4) фотографию, где Николай в фуражке. Кокарда на фуражке оказалась эмблемой военизированной пожарной охраны, которая в то время, действительно, подчинялась НКВД. От сердца отлегло. Касин брат не был чекистом, он был пожарным.
Николай, брат Каси, с "пожарной" кокардой на фуражке.
Николай женился на Алисе, у которой уже были дети от первого брака - Алексей и Нина. На фото Алиса и Нина.
"Дядя Владя" - двоюродный Касин брат, сын Бенедикта Данилевича, до революции служившего членом оценочной комиссии СПБ-Тульского Поземельного банка. Забавно, в первом альбоме есть фотография четырех - пятилетнего Владислава со скрипкой в руках. Похоже, это шуточный ремейк той самой фотографии.
1934 год
Ирина
Кася
Здесь Кася, похоже, немножко беременна.
Николай, его жена Алиса, Кася с новорожденной Лялей (Ольгой)
1935 год
Очень мало снимков 35-го года. Наверное, в 1935-ом году семье с новорожденным было не до фотоаппарата.
1936 год
Рукой Ирины написано:
Дедушка [Касин папа Василий Иванович Семенов], дядя Вася [Василий Орловский, муж Варвары], Анна Гавриловна - жена дедушки [видимо, с Ядвигой Сигизмундовной, Касиной мамой, к 1936 году случилось что-то нехорошее], тетя Алиса, дядя Коля, мама, тетя Варя, Мария Гавриловна, сестра Анны Гавриловны.
Дедушка [Касин папа Василий Иванович Семенов], дядя Вася [Василий Орловский, муж Варвары], Анна Гавриловна - жена дедушки [видимо, с Ядвигой Сигизмундовной, Касиной мамой, к 1936 году случилось что-то нехорошее], тетя Алиса, дядя Коля, мама, тетя Варя, Мария Гавриловна, сестра Анны Гавриловны.
Дедушка Василий Иванович Семенов с Касиными детьми
Старший брат Каси Виктор с маленькой Олей
Николай, младший брат Каси
Борис Иванович и Ирина
Кася с Ириной в городе Пушкин
Кася и Борис Иванович с детьми Ольгой и Ириной
1937 год
Надя и Лиля - одноклассницы Каси, знакомые нам по первому альбому. 1937-ой год - год 20-летия окончания гимназии. Может, потому и собрались.
Лето 1937-го года Роговы провели в Мартышкино. Слева направо: Нина, приемная дочь Николая, Николай с Касиной дочкой Олей на руках, Кася, Лидия - сестра Бориса Ивановича и Ирина.
Фотография 1933 года, но отрезанные люди это, конечно, 37-ой. Я предположил, что отрезан муж "тети Жени Кутиновой" . Посмотрел мемориаловские списки репрессированных, но подходящего человека по фамилии Кутинов не нашел.
Еще один отрезанный человек. Девушка слева - приемная дочь Виктора, женившегося на некой Аделине Ивановне. Очень много приемных детей в этой семье: у Виктора приемная дочь, у Вари двое приемных детей и у Николая двое.
1938 год
Семейный театр. Спектакль "Рваная галоша". Нина, дочь Николая и Касины Оля и Ирина.
Ира пишет:
Эмилия Августовна, мать тети Алисы [жены Николая], Аделина Ивановна [жена дяди Вити], тетя Алиса, неизвестная женщина, тетя Варя, неизвестный мужчина
Эмилия Августовна, мать тети Алисы [жены Николая], Аделина Ивановна [жена дяди Вити], тетя Алиса, неизвестная женщина, тетя Варя, неизвестный мужчина
Алиса и Николай
Ирина и дети Николая - Алексей и Нина у Египетских ворот в Пушкине.
Ирина
Кася и собака Кордик.
Кася
1939 год
Новогодний (с 1938-го на 1939) спектакль "Морозко"
Борис Иванович и собака Кордик
Три предвоенных года Роговы проводили лето в поселке Новохованск на Псковщине
Ольга и Ирина
Кася и Ольга
1940 год
Комментарий Ирины: "Сразу после войны с Финляндией. Териоки - Зеленогорск". Касина семья до революции,вероятно, проводила в Териоки лето. Студийные фотографии маленького Коли сняты именно в Териоки. Неудивительно, что Кася сразу после перехода города под контроль СССР отправилась посмотреть на знакомые с детства места. Надпись по-фински "Берегись поезда!"
Приемные дети Николая - Алексей и Нина. Справа его жена Алиса.
Новохованск. Ирина, Борис Иванович, Оля
Новохованск. Ольга.
Новохованск. Ирина, Ольга, Борис Иванович.
Новохованск. Кася с детьми.
Военный билет Бориса Ивановича Рогова.
1941 год
Командировочное удостоверение Бориса Рогова. "Командируется из гор. Ленинграда на ст. Асеевская Пензенской ж.д. для пуска эвакуируемой из Ленинграда фабрики техсукон, единственной в СССР"
1942 год
Справка выдана бухгалтеру автобазы №2 Треста уличной очистки Орловской Варваре Васильевне в том, что со стороны директора автобазы не встречается препятствий к ее эвакуации из г. Ленинграда" Справка выдана 26 марта 1942 года, то есть, страшную блокадную зиму Варя провела в Ленинграде.
Открытка, отправленная Николаем Касе 30 ноября 1942 года из Петропавловска в Пензенскую область. Николай поздравляет Касю с днем Ангела, надеется на скорое окончание войны, рассказывает, что по-прежнему работает при штабе, где страдает от дыма коптилки. Рассказывает о том, что болели Алиса и дети и интересуется здоровьем Бориса.
27 декабря 1942 года умер, вероятно, долго болевший, Борис Иванович Рогов, Касин муж.
Справка выдана Рогову Борису Ивановичу в том, что он действительно работал на фабрике "Красный Октябрь" в отделе Т/С [видимо, отделе технического снабжения] на должности начальника с июля 1941 г. по 27/XII 1942 года. Выбыл ввиду смерти.
Фабрика "Красный Октябрь" процветала до перестройки. В 2007-ом обанкротилась. Чтобы узнать что-нибудь о жизни Роговых в эвакуации я нашел конкурсного управляющего фабрикой. Спросил, есть ли музей и сохранились ли архивы. Управляющий дал мне телефон бывшего директора фабрики. Директор сказал, что музей разорен, а с архивами очень сложно. Велел позвонить через неделю. Буду звонить.
1943 год
Справка о том, что Екатерина Васильевна Рогова имеет на иждивении двоих ребят.
После 1943 года.
Николай в сержантских погонах.
Касин внук Борис со слов своей матери Ирины рассказывает, что в эвакуации Касю и девочек соседка научила вязать. У Ирины лучше получалось вязать спицами, а у Ольги - крючком. Тем и кормились. Вернувшись в Ленинград, нашли свои две комнаты в коммуналке на углу Некрасова и Радищева занятыми. Поселились на 8-ой Советской, где Ирина прожила всю жизнь, ее сын Борис и сейчас там живет.
1946 год
В 1946 году Кася умерла. Касин внук , родившийся в через 22 года после смерти бабушки, не знает причины смерти. "Простудилась, наверное, организм ослабленный" - говорит он неуверенно. Опекунство над семнацатилетней Ириной и двенадцатилетней Ольгой взяла Лидия Ивановна - сестра Бориса Ивановича Рогова. Больше я про Касю Семенову ничего не знаю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Через год после Каси (в 1947 году) умер ее старший брат Виктор, их могилы рядом на Большеохтинском кладбище, там же могила дочери Виктора Маргариты. Варвара умерла в начале семидесятых.
60-е. Варвара с мужем Василием.
Николай Семенов, демобилизовавшись, вернулся на Ленфильм, где сделал головокружительную карьеру. В 1953-м он в составе группы знаменитого режиссера Васильева ("Чапаев") целый год работал в Болгарии на съемках фильма "Герои Шипки". Воспоминаниями об этой работе он поделился в издававшемся в Одессе журнале "Горизонт".
Статья Николая Семенова в журнале "Горизонт", 1978 год. На фото Николай Семенов в берете стоит слева от важного военного. Справа от военного, в кепке, режиссер Васильев.
Дальше какая-то темная история: Борис, Касин внук, утверждает, что Николай Семенов работал директором на картине "Человек - амфибия". И, якобы, он, желая сэкономить, передал в Ленинград две банки с отснятой, но непроявленной, пленкой не курьером, как принято, а с экипажем рейсового самолета. По чьей-то роковой ошибке пленки потерялись. Борис говорит, что был суд, обязавший Николая Семенова возместить гигантский ущерб. Выплачивать пришлось много лет, а фамилию вычеркнули из титров. Как я ни пытался, не смог найти подтверждения этой истории. Достоверно лишь то, что Николай Васильевич покинул Ленфильм и устроился на Одесскую киностудию. В Одессе он написал сценарий трехсерийного фильма "Остров сокровищ" и снимался в кино, в том числе дважды у Киры Муратовой.
Николай Васильевич Семенов в роли доктора в знаменитом фильме Киры Муратовой "Астенический синдром" (1989).
В 90-ых в Одессе умерла жена Алиса. В начале 2000-ых Николай Васильевич потерял речь. Внуки перевезли старика в Петербург, где он через несколько лет умер. Со слов Бориса, Николай Семенов завещал захоронить прах в Одессе рядом с Алисой. Была ли выполнена последняя воля, Борис не знает.
Борис показывает мне последнюю фотографию Ирины Борисовны Роговой, старшей дочери Каси.
Ольга, младшая дочь Каси, закончила ЛИТМО, всю жизнь проработала в ГОИ, воспитала двоих приемных детей и одного своего. Умерла три года назад.
Ирина, мать Бориса, старшая дочь Каси, закончила Институт киноинженеров, работала в институте Гипрокино, проектируя и налаживая электрическую часть кинотеатров, моталась по всей стране. Сына Бориса родила в 39 лет от женатого мужчины. Умерла в марте этого года. Похоронена в одной могиле с родной матерью Касей и приемной матерью Лидией.
Ирина, мать Бориса, старшая дочь Каси, закончила Институт киноинженеров, работала в институте Гипрокино, проектируя и налаживая электрическую часть кинотеатров, моталась по всей стране. Сына Бориса родила в 39 лет от женатого мужчины. Умерла в марте этого года. Похоронена в одной могиле с родной матерью Касей и приемной матерью Лидией.
Могила Каси, Лидии и Ирины.
Борис, единственный сын Ирины, родился в 1968 году. Закончил ПТУ по специальности краснодеревщик. До армии работал на ЛОМО, туда же вернулся после армии, работал на сборке корпусов акустических колонок, говорит, что получал 450 рублей в месяц, огромные по тем временам деньги. Попал в автомобильную аварию, полгода в больнице и вторая группа инвалидности. На завод не вернулся, работал мясником, барменом. Был неудачно женат. Когда разводились, жена была беремененой. Когда сняли инвалидность, устроился в милицию, несколько раз был в спецкомандировках в Чечне. Из милиции ушел, попав в какую-то неприятную ситуацию. Потом работал кладовщиком в компании, торгующей металлами. Компания обанкротилась, Бориса уволили. Не мог найти работу, последние три года не работал. Когда умерла мать, получавшая пенсию, нечего стало есть. Стал продавать через соседний антикварный магазинчик старые вещи. В том числе и первый альбом. Сейчас, вроде, устроился работать. Когда я рассказал ему все, что мне удалось выяснить о его семье (он не знал почти ничего), Борис передумал продавать второй и третий альбомы. Попросил написать на бумаге ссылку на статью, чтобы передать дочери: "Может, заинтересуется".
Это Катя, дочь Бориса. Училась в Гимназии принцессы Ольденбургской, не зная, что прабабушка, тоже Катя, ходила по тем же ступеням. Закончила Политех и работает в гостиничном бизнесе. С отцом общается редко: "Послушай, когда тебе было 24, очень ли тебе нужны были твои родители?" - спрашивает меня Борис.
P.S.
Можете считать меня сентиментальным идиотом, но я таки отнес желтое перышко на Касину могилу.
Комментарии:
Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...
Искренне восхищён вашим умением воскресить тени и развернуть историю из семейного альбома. Конечно, сразу всё объёмнее становится. И конечно, тут не только история семьи, история страны тоже проступает. Хорошие магазины на Советских улицах! А прямо на Суворовском, ближе к Смольному, есть офигенный букинистический - там, хозяин, кстати, с фотографическим прошлым. Но вы наверняка знаете. )
Завораживают старые фотографии. И Боже какие интересные судьбы. Важно знать кто ты и откуда.