Наверх
Герои

Инклюзивное образование
или как завязать шнурок одной рукой

С 2013 года в Тюмени работает клуб общения «Горизонт». Светлана Жукова, его основатель, поделилась особенностями клуба и рассказала, почему их должно было больше.
12.02.2018
Светлана открыла клуб как альтернативу реабилитационным центрам или обществам инвалидов. Театральный режиссёр по образованию сейчас работает инклюзивным педагогом. Своих подопечных она называет «детьми», хотя во встречах клуба участвуют люди от 18 до 35 лет. Журналист Espera Анастасия Фёдорова узнала, как и чем живёт клуб.
куклы для проекта по инклюзивному образованию
— Расскажите, с чего началась работа клуба «Горизонт»?
— Местное общество инвалидов, в основном, ориентировано на людей старшего возраста. Однажды я позвонила туда и предложила пригласить ко мне молодежь. Кто-то заинтересовался, кому-то первое занятие показалось непонятным. Со временем появилась городская группа «Горизонт». Сейчас в ней около 30 человек. В клуб приходят инвалиды разных категорий и их родственники: некоторым необходимо сопровождение. Все учатся познавать мир и жить дружно. Позднее появилась и областная группа. В отличие от тюменцев, они собираются только раз в месяц. Каждая встреча сопровождается чаепитием, ведь некоторые тратят на дорогу до Тюмени два-три часа.

— Как вы набирали людей в клуб?
— Клуб сразу стал популярным: ребята сами звали друзей. Когда родители узнавали о клубе, то приходили и со слезами на глазах, рассказывали, что случилось. Кто-то попал в трудную ситуацию, кто-то получил травму. Так организовался родительский комитет. Между собой мы называем их «наши мамочки и папочки». Ещё у нас есть совет клуба.

— Кто в него входит?
— Изначально был один парень — Степан Панов из общества слепых. Он заинтересовался организационной работой и стал мне помогать. Мы придумывали события и проекты. После трёх лет работы с ребятами Степан поступил в ТюмГУ на психолога-педагога. До этого он несколько раз защищал проекты на форуме «Утро», победил на молодёжном форуме «Преодоление» в Курске. Когда Степан был зрячий, то был далёк от этого. У него была рабочая профессия. Постепенно он осознал, что такое педагогическая деятельность, что нужно помогать другим, и пошёл учиться.

— Как быстро собрался совет клуба?
— Поначалу мы были со Степаном вдвоём. Где-то через полгода работы появились те, кто подавал надежду и отличался от слабых ребят. Наиболее инициативные обычно уже где-то работают, но в нужный момент собираются и помогают. Сейчас в совет входит пять человек.
«Ребята получают задания и в конце года участвуют в выставках, выступают на сцене. Сразу видно, кто занимался, а кто дурака валял»
— А где именно они работают?
— Одни нашли работу в обществе инвалидов, другие работают как спорт-организаторы. Например, одна девочка искала себе сидячую работу и устроилась в строительную компанию. Сейчас компании обязаны принимать инвалидов, поэтому ей всё-таки удалось найти работу. Во дворец творчества и спорта «Пионер» скоро придёт работать девушка с инвалидностью, будет мне помогать. Она выросла на встречах клуба. Ещё один парень работает в СМИ и занимает призовые места на журналистских конкурсах.

— Помогает ли клуб с трудоустройством или ребята ищут себе занятость сами?
— Несколько лет назад мы познакомились с психологом, которая проводила для нас тренинги по общению. Потом она открыла свое дело по обучению молодых предпринимателей. Однажды им понадобилась практика по теме социального предпринимательства, и эта девушка пригласила их поработать с нами. Вопрос трудоустройства инвалидов очень актуален. Ведь и общество, и они сами считают, что не способны работать кем-то кроме дворников или посудомоек, как указано в реабилитационном листе.

На встрече бизнесмены поговорили с каждым участником клуба. Спросили, что они любят делать, чем увлекаются. Сейчас масса возможностей: можно работать фрилансером в интернете, делать вещи своими руками и продавать в сети. Они вселили в них уверенность, мотивацию, что за себя надо бороться. Ребята получают задания на дом и в конце года защищают работы: участвуют в выставках, выступают на сцене. Сразу видно, кто занимался, а кто дурака валял.
выступление участников проекта «Перезагрузка»
— Много ли участников клуба нашли работу после той встречи?
— Те, кто искал работу, активно использовали новые знания. Активные ребята не хотят жить на пенсию, а хотят работать. Но бывает и так, что ребята только говорят, но ничего не делают. Многое зависит от того, когда человек стал инвалидом. Если он учился вместе со здоровыми, а родители относились к нему, как к обычному, то человек вырастает более деятельным. Те, кто заболел во взрослом возрасте и привык к активной жизни, тоже пытаются вернуться в общество. Не без трудностей. Бывает, отправляешь их на концерт в филармонию, а они не хотят. Приходится заставлять. Так и с походами: им пришлось учиться ставить палатки. Теперь они это умеют и помогают новичкам, рассказывают им, как это здорово — ходить в поход.

У клуба «Горизонт» также есть проект «Перезагрузка: новые горизонты». В нём участвуют семьи, в которых есть инвалиды. Некоторые участники пишут стихи и небольшие очерки о людях с инвалидностью. Например, Елизавета Фоминцева рассказывает о своём муже Александре. Несмотря на болезни он работает фотографом и играет в настольный теннис, а Елизавета увлекается лёгкой атлетикой. «Саша мастер на все руки, — пишет Елизавета. — Он и плотник, и штукатур, и маляр. На нём все хозяйственные и ремонтные работы в доме. А ещё кольщик дров, банщик, газонокосильщик. Всё может, всё умеет». Они познакомились до участия в проекте «Горизонта», но сейчас вместе участвуют в Нижнетавдинской «Перезагрузке» и на всероссийских фестивалях КВН.

— Какие направления есть в клубе?
— Сначала были только клуб «Что? Где? Когда?», встречи с творческими людьми, мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, игровые программы и тренинги, — рассказывает Светлана. — Каждый «ребёнок» требует индивидуального подхода. Сейчас у нас 12 направлений. Кто-то поёт, кто-то английским занимается. Если у человека особо сложный диагноз, можно пойти в аквариумистику. Здесь самые большие в Тюмени аквариумы на 400 литров. Можно посидеть с психологами и посмотреть на рыбок. Или, например, есть такие рыбки: им суешь пальцы, а они их пощипывают. Незрячим тоже это иногда интересно.

«Изначально были только досуговые мероприятия, ребята год ездили, пользовались ресурсами, и я стала замечать, что они — потребители. Привыкли быть на инвалидности, то есть „государство нам должно, родители должны, педагоги должны“, и мне это не понравилось».

— Как именно это проявлялось?
— Они не понимали, сколько сил и времени нужно вложить для одного мероприятия. Например, были такие высказывания: «У нас здесь мало инвалидов, надо пригласить больше людей». Им этот клуб вдруг стал тесен. Я поняла, что они не представляют, что для большого количества инвалидов нужны средства: их нужно встретить, накормить. Например, они привыкли к чаепитиям, но не знают, откуда берутся эти булочки, да им это и не интересно. Они не знают, сколько стоит аренда сцены, откуда берётся транспорт для поездок. Конечно, иногда нам помогают партнёры, например, базы отдыха, но почти всегда нужны деньги.

встреча клуба в библиотеке
Я решила им объяснить, как это работает. Мы провели деловую игру, где выстраивали план мероприятия. Решали вместе, а сколько это стоит, а где мы возьмём деньги. И у них раскрывались глаза на реальную жизнь. Они поняли, сколько нужно сделать дел, чтобы просто съездить на экскурсию.

— Изначально клуб не подразумевал образовательные модули?
— Сначала целью было дать им побольше впечатлений, эмоций, чтобы клуб сформировался. Потом они захотели большего, например, захотели поехать на экскурсию не по области, а в Санкт-Петербург. Но они не понимали, как это происходит. Они привыкли, что им всё дают: концерты, экскурсии, праздники. Я стала объяснять, что мне нужна помощь и привлекала к небольшой работе: прийти пораньше, накрыть стол, поиграть с детьми, если кто-то с детьми пришёл. Более сильные становятся волонтерами для слабых.

Я подумала, что их мозги должны работать, и они должны трудиться. «Горизонт» отличается от реабилитационных центров. Они только лечат и развлекают, а мы вовлекаем их ещё и в образовательный процесс. Зимой мы ездили за город в −35°C. Самые экстремальные даже пошли кататься на лыжах, а для остальных был мастер-класс по рождественским открыткам. Каждый год мы делаем поделки для геронтологического центра, для ветеранов. Мы ездим к ветеранам, поём песни, поздравляем их с Днём Победы. Это делается, чтобы ребята видели, что есть люди, которые стойко прошли тяжёлые годы, чтобы не ныли в сложной ситуации.

— Стали ли они понимать, как всё устроено после таких бесед?
— Ребята учились быть каждый сам за себя. Если не поставишь палатку, то негде будет спать ночью. И вот они уже бегут спрашивать совета у других. Или ещё был случай: однажды в походе их мамы два дня стояли у плиты и готовили на 20 человек четыре раза в день. В итоге «дети» играют в волейбол, загорают, а мамы уже никакие. Мы составили график, каждый мыл за собой посуду и готовил. Конечно, мамы их контролировали, но в целом они делали всё сами.
туристическая поездка 
— Как вы находите преподавателей для занятий в клубе?
— С ребятами работают педагоги «Пионера», наши друзья или приглашённые преподаватели. Например, педагога по танцам мы нашли через друзей. Они победитель Кубка мира по танцам на колясках, представляете, какой высокий статус! Десятикратные чемпионы России, но они, несмотря ни на что, пришли к нам работать за просто так и привели одну пару, тоже призеров соревнований. Иногда приходят обычные люди, заинтересованные в развитии этих ребят. В Тюмени прошел чемпионат России по танцам на колясках, мы тоже помогали там с организацией и вместе смотрели соревнования. Как же еще ребятам из дальних поселков попасть на такой большой праздник?
— Расскажите подробнее про инклюзивное образование: как вы работаете, какие проекты ведёте?
— Недавно мы открыли ещё один проект для здоровых детей и семей, в которых есть люди с инвалидностью. Он называется «Перезагрузка. Время семьи». Он даёт более корректные установки здоровым людям. После занятий участники могут написать стих и рассказ о том, как живётся с человеком с инвалидностью.

— Можете привести пример занятия на проекте?
— Все мы в детстве играли в куклы. Для проекта нам разработали особенных кукол и наряды к ним. У одной снимается протез, здесь кукла без ноги, здесь на коляске. С ними мы проводили мастер-класс, когда дети лет восьми выбирают куклу. У каждой свои особенности, им надо рассказать о себе. Но здоровым детям трудно это сделать. Они начинают думать, какие могут быть трудности в таком состоянии. Потом я говорю, «давайте наши куклы пойдут на пляж». И тут одна девочка говорит: «А моя кукла не может пойти на пляж, она же больная». То есть ребенок уже получил от взрослых неправильную установку. Родители часто не понимают этого, потому что у них нет информации. И тогда они дают детям неверные установки, а это на всю жизнь.

— Привлекаете ли вы к работе над проектом детей, у которых в семье нет инвалидов?
— У нас проходит проект «Есть контакт». Мы договариваемся со школами, нам дают целый класс на два часа, и школьники проходят все наши задания. Сначала я их кратко ввожу в курс дела, затем мы играем. Это намного эффективнее, чем рассказы инвалидов о себе. Надо дать почувствовать, как жить в другом мире. Допустим, завязываешь им глаза, и им нужно попасть тростью по выключателю, или попытаться достать продукты из пакета. Или, например, нужно сесть в инвалидное кресло и переехать бордюр. Или на бизиборде (развивающей доске для детей — прим. редакции) завязать шнурки на ботинке. Это ладно ещё, если он на бизиборде закрепён, можно и зубами где-то помочь. А если это ботинок на ноге, то это вообще аттракцион.
«Если в Тюмени есть инклюзивное движение, и что-то происходит, то в деревнях и маленьких городах об этом ничего не знают — молодёжь спит. Хочется развивать это и в области»
— С какими детьми работаете по возрасту?
— Участвуют все классы. На некоторых площадках работают люди с инвалидностью, где-то наши вожатые, специально подготовленные для этих игр. Иногда детишкам рассказывают о каком-то известном человеке с инвалидностью, который достиг больших результатов: про наших паралимпийцев, про Бетховена, Ника Вуйчича, Стивена Хокинга. Даже у Леонардо да Винчи, оказывается, была частичная парализация конечностей.
участники клуба
Клуб «Горизонт» — единственный масштабный проект, работающий на молодёжной площадке с инвалидами и их здоровыми сверстниками. В планах развивать инклюзивное образование и туризм, расширять горизонты «Перезагрузки». Уже сейчас подобные проекты для всех категорий инвалидности есть в Исетском и Омутинском районах Тюменской области.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...


  • @Leybin
    6 years ago

    Настя, спасибо, очень хороший проект! Если нужны будут подробные комментарии и прочее, то пишите)))