Наверх
Герои

За полярным кругом

Сериал об арт-подвиге в Воркуте 
10.12.2021
Время диктует свои правила и ограничения. Что делать тем, кто не хочет прививаться от коронавируса, но желает жить полноценной жизнью? В театр, музей или выставочный зал непривитым воркутинцам не попасть без QR-кода. Арт-группировка «Труба Зовёт!» решает это исправить. Команда организует первую коллективную уличную выставку художников-коллажистов и визуальных поэтов за полярным кругом, которую может свободно посетить любой человек.
Эпизод 1. Столица мира

Что такое Воркута? Это город за полярным кругом, где морозы доходят до -40°, ненцы (малый народ Коми) торгуют олениной, муксуном (северная рыба) и пимами (национальная обувь из шкуры северного оленя) на центральной улице. В полярную ночь легко стать свидетелем северного сияния, а в полярный день солнце не опускается за линию горизонта.

Есть стишок: «Рай Господень-Воркута, / Чудная планета. / Круглый год стоит зима, / А остальное — лето». Лето тут, хоть и короткое, но всё-таки случается. Люди купаются в речке, ходят в шортах и загорают под суровым солнцем в «столице мира».

Не каждый воркутинец знает, почему город так называют. Дело в том, что во времена сталинских репрессий сюда со всей страны ссылали людей разных национальностей.

По динамике депопуляции Воркута находится на 15-м месте среди сжимающихся городов России. Когда-то здесь кипела жизнь, люди приезжали со всей страны за длинным рублём и северными льготами. После распада СССР многие шахты закрыли. Стало не хватать рабочих мест, инфраструктуры, развлечений. Кто-то уже уехал, кто-то – строит план эвакуации, а мы остаёмся. Пока остаёмся.

Нам, художникам, не хватает здесь культурных институций, сообщества, современного искусства. Поэтому мы и объединились как арт-группировка, чтобы восполнить этот пробел в «столице мира».
Эпизод 2. Искусство для народа

Анонс: арт-группировка «Труба Зовёт!» решает организовать Первую коллективную уличную выставку художников-коллажистов и визуальных поэтов за полярным кругом, которую может свободно посетить любой человек.

«Труба Зовёт!» работает с темами частной и коллективной памяти. Художники обращаются к архивам, воспоминаниям и дневниковым записям репрессированных воркутинцев.

«Работая с темой репрессий, мы, конечно, затрагиваем не только сталинское время, но и современную Россию. Читая про систематические пытки в колониях, мы приходим в ужас. Это должно тревожить и волновать каждого, ведь в России очень легко стать политическим заключённым. Мы поддерживаем правозащитные центры и организации. На аватарке нашего Инстаграма стоит значок в поддержку Мемориала. То, что сейчас происходит, — чудовищно».

«Труба Зовёт!» художественно осмысляет актуальные темы, привлекает творцов и рождает у них интерес к Воркуте. Арт-группа сформировалась в 2020 году, во время первого локдауна, и продолжает адаптироваться к новым правилам времени:

«В 2021 году мы сохраняем дистанцию, удалённо работаем, учимся и живём. Нам, художникам, оторванным от Большой земли (так воркутинцы называют всю остальную Россию), конечно, хочется быть ближе, выходить на диалог с коллегами по цеху из других городов.

Всё это совпало с новой политикой ограничений. Воркутинцев не пускают в театр, музей и выставочный зал без отрицательного ПЦР-теста или QR-кода. Именно поэтому мы решили организовать выставку художников и поэтов, куда можно прийти всем, без ограничений. Искусство для народа!».

Приём работ арт-группировка открыла этой осенью, пригласив творцов из разных городов поразмышлять о пути Крайнего Севера из будущего в прошлое (или наоборот). Добраться до Воркуты можно двумя способами: самолётом или поездом. Второй вариант самый доступный. На поездах в город приезжают редкие туристы и дальние родственники, возвращаются из отпусков и командировок местные жители. На тех же поездах уезжают поступившие в столичные и региональные ВУЗы вчерашние школьники и те, кто решил покинуть город навсегда.

«Мы предложили художникам представить себя пассажиром одного из таких поездов: куда вы едете, каков ваш путь и путь места? Вы едете к нему или покидаете его? Как думаете, сколько заявок и из каких городов мы получили? Реальность превзошла ожидания!».
Эпизод 4. Место изменить нельзя

В начале ноября мы закончили приём заявок. Воркута вновь стала «столицей мира»: работы прислали 90 участников из самых разных городов и стран: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Кемерово, Клин, Сочи, Омск, Балашиха, Пермь, Красногорск, Красноярск, Юрьев-Польский, Волгоград, Псков, Тобольск, Уфа, Владивосток, Калининград, Ростов-на-Дону, Фрязино, Белгород, Хабаровск, Томск, Руза, Раменское, Долгопрудный, Рязань, Всеволжск, Беларусь, Молдавия, Нидерланды, Польша, Германия. Мы не ожидали, что в нашем проекте захочет участвовать так много творцов.

Мы недолго ломали голову над выбором места для выставки. Варианта было два: забор около вокзала (что напрямую отсылает к теме проекта) и посёлок Рудник (особенное место для всех воркутинцев).

Остановились на последнем. Рудник был основан раньше, чем сама Воркута — в 1932 году. Фактически это первое поселение, изначально здесь был один из крупнейших островов ГУЛАГа, после — базировалась геологическая экспедиция, потом — трудились работники угольных шахт. В конце 80-х финансирование шахт прекратилось, людей расселили, посёлок осиротел.

Сейчас Рудник заброшен, здесь никто не живёт. С Воркутой его соединяет аварийный мост. Но жители ходят сюда: сталкеры и дети гуляют по заброшкам, родившиеся и выросшие здесь люди приходят вспомнить детство, спортсмены прокладывают лыжню, воркутинские геологи идут на Мемориальное кладбище, чтобы почтить память друзей и старших товарищей, чьи имена навсегда остались в истории развития Печорского угольного бассейна.

Здесь была проложена Воркутинская узкоколейная железная дорога — первая узкоколейка за Полярным кругом, в условиях вечной мерзлоты. Ее строили около 2 тысяч заключённых. Дорога была проложена от реки Усы до Рудника и была единственным путем, по которому вывозился воркутинский уголь.

Мы сходили на Рудник, чтобы выбрать место для развески работ, и стали готовиться к монтажу. Впереди нас ждало много работы, короткий световой день (всего три часа) и мороз.
Эпизод 5. 7 дней монтажа
— Какая пурга за окном! Завтра наверняка объявят актированный день. Вот дети обрадуются!
— А что значит «актированный»?
— Это когда холодно и можно не идти в школу. Но у художников и кураторов нет актированных дней. Есть обязательство и задача.

Семь дней монтажа были трудными: 90 участников, а работ ещё больше. Коллажи, графика, инсталляции из меди. У каждого художника — своё самобытное представление о будущем и настоящем Крайнего Севера.

Мы каждый день вставали в шесть утра, чтобы собраться, выйти в рассветные сумерки, перейти аварийный мост и добраться до локации. Руки и ноги замерзали на 30-градусном морозе. Мы встречали рассвет и провожали закат, монтируя выставку. Романтика!

Иногда махали рукой проезжающим вагончикам. Сейчас по разрушенному Руднику проложена железная дорога к шахте «Воркутинская», и раз в несколько часов здесь проносится поезд с углём — то ли в Прошлое, ли в Будущее.

Работы участников решили расположить в разных местах Рудника, сделав его галереей под открытым небом. Иногда встречали лыжников и гуляющих с собаками людей, рассказывали им о выставке и проводили небольшие экскурсии.

В последний день монтажа что-то пошло не так. Наш морозостойкий монтажный клей проиграл суровому воркутинскому морозу и стал мгновенно застывать. Мы были вынуждены идти домой и срочно решать эту проблему.
Эпизод 6. Последний день
Морозостойкий монтажный клей не вынес воркутинских морозов. Мы вернулись домой и стали думать, как быть? Мы решили найти ДСП, приклеить в комнатных условиях оставшиеся работы, принести материал на место, расположить в разных местах. Так и сделали. На следующее утро шли на Рудник в отличном настроении и с ДСП в руках.

Некоторые ДСП поставили на карниз заброшенных панельных домов. Из других получились инсталляции. Мы нашли стул, школьную парту и решили их использовать. Получилось эффектно.

Мы документировали монтаж всех работ на фотоаппарат, но техника не выдержала холода, и монтаж последних пришлось снимать на телефон.

Щёлк. Последняя фотография с плакатом «Мы открылись!». Ну, вот и всё.

Больше недели мы клеили, снимали, публиковали, давали обратную связь — и теперь с трудом верилось, что эта история закончилась. С сентября по ноябрь мы ходили на почту, забирали работы участников, читали открытки и сопроводительные письма. Работы жили у нас дома, мы полюбили их всем сердцем. Теперь мы планировали как следует отдохнуть. За несколько дней монтажа мы порядком устали. Очень хотелось выспаться.

Мы получили невероятную обратную связь от участников выставки и от зрителей. В такие моменты осознаешь: мы сделали большое дело. Внутри разливается тепло и благодарность каждому и самим себе.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...