Наверх
Репортажи

Николай и Мария

Любовь. Революция. Екатеринбург.
14.05.2018
Если мы наберем в поисковом окошке картографического интернет-справочника «улица Марии Авейде», он покажет нам узкую, чуть ли не призрачную, полоску, не слишком продолжительное межгаражное пространство в центре Екатеринбурга. Рядом, на территории когда-то занимаемой заводом «Уралтрансмаш», стройка. Если наберем «улица Николая Бушена», справочник не покажет ничего. Она никогда не фигурировала на картах города. Перерабатываемый мегаполисом проезд, на котором нет ни одного дома, и пустота. Может, по большому счету, эти двое с непонятными фамилиями не существовали?
Существовали. Выйдите на трамвайной остановке «Крылова» и проследуйте по улице Кирова, мимо районного суда, до перекрестка с Токарей. Слева - не крупное двухэтажное здание: каменный низ, деревянный верх. В дореволюционную эпоху – дом купца Новгородцева. На фасаде табличка «В этом доме в 1905-1906 гг. находилась штаб-квартира Екатеринбургского комитета РСДРП(б)». Окна смотрят на эстакаду автомобильного моста, простирающегося над узенькой здесь Исетью, и возвышающиеся за ним градирни Верх-Исетского завода (ВИЗ).
Именно в упомянутом «особняке» в указанный период среди прочих революционеров проживали «молодожены» Николай Бушен и Мария Авейде. Разумеется, ни эстакады, ни градирен тогда не было. Были пойма реки, заборы «частного сектора» и редкие трубы ВИЗа.
К сожалению, ни Бушен, ни Авейде не оставили дневников или записок. Не успели или вовсе не вели. Как мы предполагаем, для них жизнью, в той или иной степени, являлись подполье, конспирация, аресты. Но, в то же время, изучая биографии Николая и Марии, встречаем лакуны, обширные «белые пятна», касающиеся этапов, не связанных с революционной деятельностью. Подобным «саваном» покрыты и обстоятельства их смерти. Даже места захоронения доподлинно неизвестны. 
Корни
Оскар Авейде, отец Марии, появился на свет в городке Мариамполь Августовской губернии. Сейчас этот населенный пункт называется Мариямполе и является административным центром одного из уездов на юго-западе Литвы.
Предки Оскара – выходцы из Пруссии и польско-литовские дворяне. Учился он в Санкт-Петербурге, Гейдельберге, Берлине. Трудился судебным заседателем. Участвовал в организации Польского восстания 1863-1864-го и числился среди его руководителей. В конце концов, мятежного юриста арестовали и сослали в Вятку, где жизнь свела пленника с местной жительницей Марией Бабиковой. В 1884-м у них родилась дочь, которую назвали в честь мамы.
С Бушеном ситуация сложнее. Он родился в 1873-м и воспитывался в петербургском приюте принца Ольденбургского. Можно предположить, что Николай имел отношение к французским Бушенам, выехавшим в Россию из Европы при Екатерине 2-й. 
Знакомство
Почти 20 лет назад, летом 1999-го, мне довелось побывать в Кирове (он же – Bятка) проездом, по пути в Санкт-Петербург. Поезд остановился на 10-15 минут. На соседних платформах – такие же пассажирские составы. Сам город – вне поля зрения. Единственная встреча, да и та – практически вслепую. Николай Бушен в 1900-м двигался в противоположном направлении. К тому времени он уже успел «пройти» инженерное, сельскохозяйственное и химическое отделения Рижского политехнического института. 
- Получается, его выслали? – спрашиваю сотрудника Музея истории Екатеринбурга Евгения Бурденкова.
- Да.
Музей – бывший дом обер-берг-гауптмана четвертого класса, то бишь – чиновника департамента горных и соляных дел, Александра Качки. На первом этаже воссоздана библиотека Софьи Тихоцкой. В одном из ее помещений мы и беседуем за обширным деревянным столом, обитым зеленым сукном. Вокруг стола – взвод лакированных венских стульев. Периодически сюда заходят посетители, рассматривающие мебель, интерьеры, старинные фотографии.
- За что могли сослать?
- За участие в митинге, за распространение прокламаций или воззваний…Многие ведь становились революционерами по сути в результате своих первых арестов. Кроме того, в Вятке имелось целое «землячество» Рижского политехникума, состоящее из ссыльных. Сам Бушен в советской историографии значится в числе основателей местных социал-демократических кружков. Один из них был создан при Мариинской вятской гимназии, которую, к тому времени, окончила Мария Авейде. С серебряной медалью, кстати.
- Познакомились они в кружке?
- Скорее всего. Он мог предстать перед ней этаким революционным авторитетом…
- В качестве прообраза умершего уже отца-мятежника?
- Именно. Или еще в качестве «учителя» из европейской Риги, открывающего новый взгляд на жизнь в достаточно провинциальной Вятке. К тому же, в 1901-м он там помещался под особый надзор полиции. О данном этапе есть интересные художественные вещи, написанные на основе автобиографических заметок вятчанкой Ольгой Громозовой. Она сама из купеческой семьи, а две ее дочки учились в той же гимназии и посещали тот же кружок, что и Авейде.
- В политическом плане как обстояли дела в кружке?
- Судя по всему, он просто объединял активных жителей Вятки. То есть, изначально деления на эсеров и социал-демократов не наблюдалось. Размежевание началось в 1903 году по инициативе партийного центра РСДРП.
Николай Бушен.
Борьба
В 1904-м Бушен принимает участие в первой Уральской областной партийной (РСДРП) конференции, которая состоялась в Нижнем Тагиле. В том же году они вместе с Авейде на короткое время переезжают в Пермь по организационным делам.
- Почти весь свой вятский актив он перетащил в Пермь, а затемв Екатеринбург, - рассказывает Бурденков, - В январе 1905-го подпольная организация социал-демократов здесь была разгромлена. На свободе осталась только Клавдия Новгородцева. Бушен приехал весной и поселился на улице Ломаевской. Сейчас это улица Февральской революции. И вот он привез с собой целую команду, что очень круто, на мой взгляд. Целую оргструктуру. В частности, прибыли его вятские знакомые специалисты по типографиям.
- Авейде его сопровождала?
- Конечно. В статусе жены. Хотя, что значит «жена» в данном случае? Мы не знаем, какая фамилия стояла у нее в документах. Например, Новгородцева официально замуж за Свердлова не выходила. А Крупская за Ленина – да. Надо понимать, царские жандармы проявляли особую щепетильность в таких вопросах. Если муж в заключении, а официально брак не оформлен, то супругу не пускали на свидание.
- С кем Бушен и его люди контактировали по прибытию?
- С Новгородцевой. Являлись к ней в лавку и произносили «Мы с полярной звезды». Этот пароль упоминается в мемуарах Александры Ореховой. Очевидно, она тоже числилась среди протеже Бушена. Ее поселили на конспиративной квартире у врача Спасского, известного интеллигента, либерала, представителя кадетской партии, потом в Верх-Исетском и на Елизавете, где Александраработала в «тайной» типографии. Сам Бушен того периода в неотредактированных записках Сергея Чуцкаева, Семена Залкинда и Федора Сыромолотова называется организатором и представителем екатеринбургского комитета партии.
- То есть, Николай был главным?
- Не совсем. Когда мы говорим о 1905-м применительно к Екатеринбургу, то имеем ввиду триумвират: Черепанов, Чуцкаев, Бушен. Причем, Бушен как человек, берущий ответственность за организацию комитетских дел. Правда, влияние социал-демократов почти не ощущалось. Они не участвовали в майских демонстрациях, в забастовках Верх-Исетского завода. Вообще, вели себя тихо.
- Авейде себя тогда как-то проявляла?
- В августе ее вместе с Новгородцевой и Ореховой арестовали в подпольной типографии на Елизавете. Арест длился несколько дней. У Марии уже имелся сын-грудничок. Чуть погодя ее отпустили. Согласно легенде, за нее вступился некий влиятельный родственник. Но, скорее всего, речь идет о ком-то из местных прореволюционных буржуазных деятелей. В начале 1906-го Авейде занимается оружием – размещением 30 винтовок, полученных от вятских социал-демократов. В итоге, «стволы», а также динамит, оказались на съемной квартире у Харитины Долговой, легального «представителя» эсдэков города. Кроме того, Мария курировала становление эсдековской типографии, возникшей после экспроприации шрифта из типографии Вельца.
- А как же пропаганда?
- Пропаганде она тоже уделяла внимание. Вела несколько кружков. Вообще, она же была педагогом по образованию. И, видимо, являлась человеком, обожающим преподавание с революционным подтекстом, любящим общаться с людьми. Касательно внешности, ее описывают невысокой полноватой блондинкой. Правда, на фото, сделанном в 1919-м, перед казнью, она худая.
- В сентябре 1905-го в Екатеринбург приезжает Яков Свердлов…
- Приезжает Свердлов и Бушен превращается, скажем так, в его антагониста. Он был старше Свердлова, опытней, интеллектуальней, но проигрывал ему в ораторском искусстве. И к концу года «товарищ Андрей» Николая полностью «сковал». Их подспудное противостояние высвечивает заседание на квартире одного из визовских пролетариев после событий 19 октября, когда на Кафедральной площади (сейчас – площадь 1905 года) у местных черносотенцев произошла стычка с рабочими, а затем разгону подверглась демонстрация студентов.
- Тот самый разговор…
- Верно. По воспоминаниям Чуцкаева, в ходе столкновений Бушен ранил какого-то черносотенца и позже рефлексировал по этому поводу, а Свердлов заявил, что, мол, революция не делается в белых перчатках, надо спокойно пережить случившееся и продолжать действовать. Всё. Рубеж. Далее в известных нам источниках Бушен перестает присутствовать в качестве исторической фигуры. Авейде, в свою очередь, делает своеобразную карьеру – в феврале 1906-го она секретарь областной партийной конференции, созванной Свердловым. Весной 1906-го Николая и Марию снова арестовывают. По делу екатеринбургского комитета. Правда, еще до конца года обоих освободили. Видимо, определенную роль сыграло то, что комитет не готовил восстания. И они уехали в Самару.
Мария Авейде.
Смерть
Далее начинается, пожалуй, самая интересная и, одновременно, самая туманная часть жизни Бушена и Авейде. Судьба как бы уводит их под воду, там они теряют друг друга и, в итоге, на поверхность всплывает только Мария. Всплывает, чтобы умереть. Николай не всплывает вообще.
Недавно, в марте, я дозвонился до Бузулукского краеведческого музея. Там рассказали, что, очутившись в Самаре, Бушен работал в редакции газеты «Самарская Лука», вновь арестовывался. На сей раз «в связи с выборами во вторую Государственную Думу». Затем перебрался в Бузулук, где стал секретарем земской управы. 

Бузулукская земская управа. Бушен в первом ряду третий слева.
Авейде, по информации Евгения Бурденкова, оставалась в Самаре, трудилась учительницей, готовила детей к экзаменам. Пыталась устроиться в губернскую земскую управу. Ей отказали. Но, в конце концов, она добилась своего и ее приняли.
Судя по всему, именно на этом этапе их пути разошлись. Живущий в Ульяновской области правнук Бушена в письме Бурденкову сообщил, что Николай был женат дважды. Во втором браке у него родилась дочь Тамара. Вместе с тем, по информации Евгения, у Авейде, по состоянию на 1917-й, кроме старшего сына Александра, о котором упоминалось выше, «на руках» находились пятилетняя Мария и двухлетняя Галина. Кто являлся отцом девочек – вопрос открытый.
- Дальше что было?
- В июне 1918-го, в ходе Гражданской войны, Самару занимают бойцы чехословацкого корпуса. Авейде остается в городе, ей поручают подпольную работу. Власти приставляют к ней присматривающего офицера. Получается, она даже встречаться ни с кем не могла. В качестве связного с большевиками выступал ее 13-летний сын. Чуть погодя ее задерживают, но выпускают. Вероятно, из-за детей. Параллельно настоятельно советуют прекратить свою деятельность. Она не внемлет. Ее вновь арестовывают и отправляют на восток. Согласно официальной версии, около Иркутска ей удается бежать. Хотя, мне встречалась информация о том, что, на самом деле, ее вновь отпустили как многодетную мать. Она приезжает в Челябинск, оттуда - в Екатеринбург и входит в состав группы Антона Валека…
- Упорная женщина.
- Согласен. Потрясающая жажда смерти.
Но Бушен ушел раньше. Как уточнили работники Бузулукского музея, он примкнул к меньшевикам и, будучи выбранным уездным комиссаром, в конце 1917-го выступал с лекциями, критикуя советскую власть. Однако вскоре ему пришлось передать дела местному революционному комитету. По словам правнука, в 1918-м Николай застрелился.
- Авейде погибла в 1919-м, - говорит Бурденков, - 31 марта в Екатеринбурге прошли веерные аресты. В частности, был задержан участник группы Валека Логинов, после недолгого «контактного» разговора выдавший остальных. 8 апреля Валека, Авейде и еще шестерых казнили.
- Где?
- По общепринятой «справке», на так называемой «Васькиной горке», за мусульманским кладбищем. В советское время рядом действовал кинотеатр «Комсомолец». Географически это район перекрестка улиц Репина и Заводской. В 1980-е там установили памятный камень, но теперь его уже нет. На самой горке возведена новостройка. Проводилась ли казнь именно в указанном месте – не ясно. Считается, что товарищей Валека зарубили шашками на глазах у Антона, а сам он умер от разрыва сердца. Но документально данная картина не подтверждается. Грубо говоря, в известных нам белогвардейских документах сказано только «привести в исполнение». И всё. Как, где…Никакой конкретики. Рядовая расправа по тем временам.
Группа Валека перед казнью. Авейде в первом ряду вторая слева.
Комментарии
Осмотрев комнаты библиотеки Тихоцкой, посетители музея удаляются. Я проверяю, не выключился ли диктофон.
- По-вашему, отношения Бушена и Авейде это, все-таки, что? Отношения старшего товарища и младшего? Подсознательные поиски отца с ее стороны? Отношения учителя и ученицы?
- Мне кажется, первоначально она, о чем я уже рассказывал, видела в нем учителя и отца. Кроме того, надо учитывать специфику подпольных кружков, в которых они вращались. Происходило некое окукливание. В подобных сообществах всегда есть свои лидеры. Бушен был именно таким лидером в Вятке. Харизматичным, с убеждениями. Разумеется, позже кто-то в ком-то разочаровывался. А на основе охлаждения личных связей могли возникать идеологические расхождения. Хотя, если говорить конкретно о Николае и Марии, то разногласия, возникшие между ними и приведшие к разрыву, имели, скорее всего, эмоциональную природу. Не зря ведь он новую женщину нашел себе раньше, чем новую партию.
- Авейде как революционерка превзошла Бушена?
- В сто раз. Она Николая уничтожила символически. У нее – биография, образ мученицы, улицы в Свердловске и Самаре. У него – образ предателя. Вернее, даже образа нет. О нем просто забыли. Зато в бытовом, жизненном плане еще неизвестно, кто из них проиграл. Мы не знаем подробностей их последних лет. Ее столько раз отпускали. Мол, живи. А она все равно поехала в Екатеринбург. Дети у знакомых остались…Бушен в земстве работал. Ушел, так сказать, от действительности в политику малых дел, к чему, наверное, и тянулась его интеллигентная душа.
- На ваш взгляд, что их подтолкнуло к подполью?
- Полагаю, в случае с Бушеном повлиял Рижский институт. В высшем учебном заведении всегда есть шанс попасть в какую-либо тусовку и выйти из нее совершенно другим человеком. Мало того, получение высшего образования – процесс в те годы сам по себе, в некотором роде, революционный. Особенно, ежели речь идет о естественно-научных дисциплинах. Плюс чтение западной прессы, общение, обнаружение общих идеалов, формирование кружков…Безудержная борьба правительства со всем этим превращала обучающихся в противников режима.
- А в случае с Авейде?
- У нее иная ситуация – ранняя смерть отца, глухая провинция, учительская тусовка, приезд молодых революционных «апостолов». Впрочем, дочь ссыльного поляка – уже практически готовый подпольщик. Вспомним польские восстания 1794, 1830-1831, 1863-1864. А отец – участник одного из них. И тут, вероятно, возникает особое «наследство» - Польша должна быть свободна, а живешь ты в Вятке. Значит, польские обстоятельства переносятся на всю империю – борись против режима, где бы ты ни находился.
- Ранее вы говорили, что в качестве напоминания о гибели группы Валека на Васькиной горке в 1980-х поставили памятный камень. Почему именно тогда? Зачем?
- Думаю, инициатива исходила от родственников казненных или ветеранов. Надо учитывать, что как раз в те годы шла новая волна интереса к событиям 1917-1919-го. Например, в конце 1980-х проводилась операция «Коммунар», когда местные комсомольцы писали о героях-большевиках, искали еще живых свидетелей событий Гражданской войны, опрашивали их. На мой взгляд, не случись 1991-го, произошла бы интересная концептуализация революционного наследия. Получилась бы история с человеческим лицом. Но…., - разводит руками Евгений.
- Не судьба.
- Не судьба. Теперь нам, судя по всему, надо будет вновь проживать этот «отрезок». Этап очеловечивания тех событий, тех фигур. При советском строе мы не дотянули до откровенной, спокойной беседы. 
Продолжение
По словам Евгения Бурденкова, сын Марии и Николая Александр успел повоевать за «красных». Вместе с тем, в феврале 1989 года в газете «Вечерний Свердловск» выходила заметка, посвященная его матери. В тексте, в частности, указано следующее: «Трое детей Авейде остались сиротами и воспитывались в московском интернате для детей, чьи родители погибли в годы гражданской войны. Об их судьбе известно мало. Сейчас жива лишь Муся Авейде. Сын Марии Оскаровны погиб в годы Великой Отечественной войны». Что касается правнука Бушена - он живет в Поволжье, работает на одном из предприятий. У него тоже есть дочь.
Денис Колчин.
Март-апрель 2018.
Екатеринбург. 


Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Музею истории Екатеринбурга и Бузулукскому краеведческому музею.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...


  • Ve
    @Velylove
    1 year ago

    У меня есть другой рисунок Марии, на котором она очень похожа на девушку, запечатленную на нескольких фотографиях из самарского архива моего деда, участника революционных событий в Самаре. Где находится оригинал фотографии "Группа Валека перед казнью. Авейде в первом ряду вторая слева." Хотелось бы сравнить. К сожалению, рисунок не прикепляется.