Наверх
Репортажи

Пимокаты Алтая

Алтайские валенки с сибирской душой
19.10.2019
Из чего сделаны «правильные» сибирские валенки? Шерсть, вода, моющие средства и руки мастеров – другого рецепта не существует! 
В Советское время в Сибири существовали комбинаты бытового обслуживания, еще раньше подобные предприятия назывались промартели. В 91-м алтайское предприятие выставили на торги и с тех пор судьба валенок была предопределена. 
Пятьдесят человек найти работу сегодня сразу конечно не смогут. И в вопросе выживания производства заинтересованы абсолютно все – от руководителя до рабочего.

Основная специфика алтайского предприятия в его круглогодичности. Подобных предприятий в свое время в крае, в целом в Сибири было очень много, теперь остались осколки, то есть, единицы. «Человек так устроен – если на зиму ты приглашаешь его на работу на производство, а весной, в мае месяце, выставляешь на улицу и ждешь снова в ноябре, то скорей всего не дождешься: люди живут сегодняшним днем – растят детей, собирают их в школу, решают повседневные семейные задачи, стабильность в жизни каждого человека очень много значит»

Оборудование и машины - все из середины 70 - 80-х годов. Такое оборудование теперь никто не производит, а если производят, то только для промышленных больших предприятий, а это уже совсем другая технология, совсем другой продукт, совсем другой спрос. Какие-то запчасти вынуждены заказывать, что-то удается покупать в готовом варианте. Иногда ремонтный процесс в чесальном цехе занимает львиную долю рабочего времени, но без качественно подготовленной шерсти не будет и качественной конечной продукции.

Необходимости расширения у алтайских мастеров не было и тем более нет и теперь. С этими людьми, с этими площадями сегодня можно увеличить количество выпускаемой продукции в полтора раза, но нет такой необходимости. Производство весной и летом не останавливается, но работа идет «на склад», то есть, на предстоящий сезон. Осенью - зимой все эти валенки надо будет продать. Если же продукция будет копиться на складе из года в год, то будут только проблемы.
 
Сегодня не достаточно валенки изготовить, их надо уметь продать. И, если раньше город практически не покупал эту продукцию, то теперь процент продаж значительно подрос. 
Недостаточно валенки изготовить, их надо уметь продать
Manfrotto на производстве валенок 
Люди живут сегодняшним днем – растят детей, собирают их в школу, решают повседневные семейные задачи, стабильность в жизни каждого человека очень много значит
Основная проблема современного российского села – молодежь в село не возвращается, остаются родители, пенсионеры. Молодежь прописана в селе, а работает или учится в городе. Возвращаться сегодня в село смысла нет – об этом говорят сами родители. 

Но жить и существовать само по себе производство не может, нужна шерсть! Сколько овец надо иметь в сельском хозяйстве, если для бесперебойного функционирования небольшого производства требуется только ежемесячно 10 тонн шерсти? С одной овцы можно настричь около 2-3 килограммаа шерсти. Есть заготовители, которые собирают эту шерсть, сдают на производство. В прежние времена этой работой занимались заготовительные конторы, теперь их нет, весь процесс сбора шерсти находится в руках частников-заготовителей, которые собирают и сдают шерсть на производство. Выбор у частников небольшой, но есть. Потому с каждым частником надо найти общий язык, договориться.

Точно такая же ситуация складывается у частников, которые держат небольшое количество скота в своем хозяйстве, и даже, если они живут в пятидесяти километрах от райцентра, приехать и сдать шерсть и выручить какие-то деньги, для них оказывается большой проблемой. Хорошо, когда у человека есть своя личная автомашина, если ее нет, или нет постоянного автобусного сообщения, такой хозяин оказывается перед выбором – выбросить или сдать заготовителю, который и выручает в подобной ситуации. 
Технология изготовления валенок за последние десятилетия практически не изменилась
В прошлом году не только на Алтае, но и для всей Сибири, проблемой оказалась и поздняя весна. Овец по-хорошему стригут два раза в год, а самой ценной является осенняя стрижка и шерсть. Из весенней в идеальном случае используют на производстве только двадцать процентов от общей массы. А люди стригут теперь только один раз, потому и шерсть нужного качества становится постепенно проблемой. Летние запасы шерсти были приличные, с ними успешно проработали до января, но уже в конце месяца, в феврале на складе не оказалось ни одного килограмма шерсти. В этой ситуации производителям удалось выкрутиться, и запас шерсти теперь создали такой, что до стрижки спокойно алтайские мастера проживут и проработают. 
Сегодня шерсти, которую закупают в своем районе, в лучшем случае хватает на месяц: если раньше в частных хозяйствах держали по 50-100 голов, то теперь поголовье резко сократилось, держать домашний скот на селе стало совсем не выгодно.

Здесь свои производственные принципы и занимаются продажей только своей продукции, и на месте. Изготавливаются валенки по индивидуальному заказу – у кого-то ноги больные и икры большие, у кого-то ноги могут быть разные по размерам. Недавний пример – пришла женщина и обратилась с личной просьбой. Посчитали, назвали ей стоимость – 868 рублей. Она ошарашена – живет в 50 километрах от нашего села, а купила точно такие же за одну тысячу восемьсот шестьдесят восемь рублей, то есть, от села отъехали продавцы и сразу тысячу накинули. Где-то, например, в Новосибирской области, цена будет еще больше:  валенки продают повсюду, нередко выдавая за свои, с этим тоже приходится сталкиваться постоянно.  

Организация торговли, выезды, командировки – все это требует дополнительных расходов, привлечения специалистов, продавцов, и в большинстве случаев в конечном итоге не дает ощутимого результата. По этой причине в свое время решили, что каждый будет работать на своем месте.
Хитростей в производстве нет никаких, как чесали шерсть, так и чешут, как закладывали валенки, так и закладывают, если в чанах работали с паром и с кислотой, то теперь с моющими средствами, то есть, работают по прежним рецептам, практически ничего в них не меняя.

«Любую работу взять – она окажется тяжелой. И производство валенок, несмотря, на 100 процентов ручной труд, не значительно отличается от другого ручного труда. С той лишь разницей, что многие подобные предприятия сегодня в Сибири прекратили свое существование» 
Хитростей в производстве нет никаких, как чесали шерсть, так и чешут, как закладывали валенки, так и закладывают
От закладки до склада проходит четыре дня. Первый этап это прочес – получаются на выходе кудели, это чесаная шерсть, когда проходит обработку в чесальном цехе. Сырье в «Родино» получают из разных мест. И это только соседние российские регионы, казахстанская шерсть, шерсть из Узбекистана для сибирских валенок не подходит. Шерсть прочесывают на чесальных машинах. Особенность процесса – один слой накладывается на другой, параллельно друг другу и катышки в этом процессе оказываются лишними, с ними работа не получится. 

Шерсть прочесали, получат кудели. С одного прочеса получается несколько куделей. Кудели передаются закладчицам. У каждой есть свой размер, своя метка, на каждый размер идет определенное количество шерсти. На детские валенки, на одну на пару, уходит от 0.8 килограмма, до 2.2. килограмма. Макеты с которыми работают закладчицы, колодки, с которыми работают рабочие-мужчины – все это используется на протяжении длительного времени без изменений. Так было раньше, так происходит и теперь.

Все отличие производства от самого раннего - если раньше войлок чесали на ручных гребенках, то теперь этот процесс проводится на чесальных машинах. Изготовитель валяльно-войлочных изделий – женщина – как шерсть получила из чесального цеха, так полностью, как из пластилина, заготовку и собрала по макете и в соответствии с размером, ее только остается выкатать.


Любую работу взять – она окажется тяжелой. И производство валенок, несмотря, на 100 процентов ручной труд, не значительно отличается от другого ручного труда
В целом технология при производстве валенок, которая использовалась в 50-е годы, присутствует и сейчас. Но из процесса была исключена кислота и валенки стали мягкими, а не жесткими, как раньше. 
В прежние времена валенки на селе или в деревне носили всю зиму, они были хорошо выкатанные, плотные, и, если их носили, то носили годами, потом подшивали и еще пару лет не снимали. А теперь валенки покупают для того, чтобы выйти во двор, побросать снег, в лес съездить на охоту или на рыбалку и все. На этом практическое использование валенок завершено.  
А теперь валенки покупают для того, чтобы выйти во двор, побросать снег, в лес съездить на охоту или на рыбалку
 Особенности производства – процесс изготовления валенок летом не сокращается и не прекращается. Не так давно стали экспериментировать с цветом – так появились цветные и двухцветные валенки. Но основным по традиции остается черный цвет. 
 Особенности алтайского производства – процесс изготовления валенок летом не сокращается и не прекращается
Алтайские валенки отличаются по качеству от так называемых фабричных . Основным критерием в работе является личное отношение каждого мастера на своем участке – если человек готов будет взять валенки для себя или для своих родственников, знакомых, значит и сделаны такие валенки с душой. Это же ручной труд, как и в любом подобном случае, результат зависит от личного отношения человека, его настроения и настроя души. Если человек придет на работу больной или уставший, то и качество его продукции будет соответствующим. 

Сибирские валенки расходятся по всем ближайшим регионам – Красноярскому, Томскому, Омскому, Алтаю, уходят в Новосибирскую и в Кемеровскую области.
Новый вид продукции - расписные войлочные тапочки
Хорошо то, что удалось сохранить коллектив, присутствует преемственность поколений мастеров: если сегодня этот коллектив распустить и через какое-то время набрать других людей, результата не будет: надо не просто работать на производстве, а уметь работать.
Этому не учат ни в одном учебном современном комбинате, ни в одном ПТУ. Кто-то из учеников способен научиться за месяц, кому-то приходится стоять и два месяца, и три, кто-то не выдерживает, уходит.

С оптовиками отношения строятся на аналогичных принципах – приезжает постоянно в человек за валенками, а его отец до 70 лет ездил на протяжении большей части своей жизни за продукцией. На рынке теперь выбор валенок самый разнообразный, кого там только нет! Но зачастую торгуют не своей продукцией – где-то расписали, где-то что-то подшили, хотя нередко выдают за свою или чью-то продукцию.
Присутствует преемственность поколений мастеров
Manfrotto на производстве
Автор выражает слова благодарности директору алтайского производства Ващенко Н.Н., алтайским мастерам  и компании Manfrotto.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...