Наверх
Исследования

Битва за города

Нью-йоркский рецепт городских изменений
23.06.2018
«Все, что публикуется в открытой печати, становится всеобщим достоянием,» – пишет Джанет Садик-Хан, глава Департамента транспорта Нью-Йорка времен мэра Блумберга в «Streetfight. Handbook for an Urban Revolution». Мы расскажем, какие из методов, которыми команда Майкла Блумберга меняла NYC, применимы в Новосибирске.
Пешеходы, лавочки, витрины, столкновения, круговорот движения, фасады и указатели определяют качество жизни в городе. А города в XXI веке ― места, в которых живёт большинство жителей Земли, концентрируются ресурсы, генерируются идеи, определяются контуры будущего. Поэтому планировка улиц становится не только локальным вопросом, но и определяет ритм жизни страны, а в «глобальных городах» ― мира в целом.

В XX веке Ле Корбузье, Роберт Мозес и другие урбанисты-инженеры продвигали концепцию «улиц для движения». Они видели городские улицы как магистрали для автомобилей: широкие, многополосные, слабо учитывающие потребности пешеходов и велосипедистов. Переход от этой идеи к концепции «улиц для жизни» (с велодорожками, общественными пространствами, приоритетом безопасности и удобства для пешеходов) начала Джейн Джекобс в «Смерть и жизнь больших американских городов» (1961 г.). Её публикации и историческое противостояние с Мозесом против строительства хайвеев заложило основы «нового урбанизма». Джейкобс присматривалась к жизни улиц и опровергла модернистские установки, данные в градостроительных учебниках того времени. Качественная городская среда привлекает больше людей в город, увеличивает пешеходный трафик, ведя за собой рост малого бизнеса и налоговых поступлений. За счет эффекта масштаба (сокращения издержек за счёт высокой плотности населения и меньшей растянутости инфраструктуры) город обеспечивает большую эффективность и экологичность жизни, а приостановка разрастания пригородов сохраняет зеленый пояс вокруг города.

Смотря на город не просто как транспортную сеть, а как на место для жизни, власти Нью-Йорка написали PlaNYC ― стратегию развития города до 2030 года. Стратегия важна для координации действий на продолжительный период, защиты намеченной траектории изменений от колебаний политической конъюнктуры, презентации и легитимации перед горожанами и профессионалами шагов мэрии. Жители города должны чувствовать, что улицы принадлежат им, а для этого мало увеличить пешеходную зону, снизить скорость движения транспорта, добавить велодорожек, паблик-арта и оживить малый бизнес. Важно, чтобы жители могли свободно коммуницировать с мэрией, осуществлять собственные проекты, понимать, к чему ведут шаги властей. Чувствуя себя на улицах как дома, жители сами проявляют инициативу, учатся и вникают в тонкости городского проектирования, находят такие проблемы и пути решения, на которые департаменты не обращают внимания. И если книга Садик-Хан описывает «градостроительную революцию сверху», тактическая урбанистика является движением снизу, примеры и механизм которого можно прочитать в одноименной книге Майка Лайзона и Энтони Гарсия.
Таймс-сквер до и после реконструкции
Департамент транспорта Нью-Йорка проводил мощную PR-кампанию, объясняя каждый проект, но «начинай изменения, а не заканчивай ими»: критика горожан, которая будет всегда в «городе с 8 миллионами экспертов», не заставляла реформаторов останавливаться в оцепенении, они реализовывали проект даже под валом негативной прессы, получая теплый приём результатов реконструкций от горожан по итогам работы.

Наиболее яркий пример «разведки боем» ― пешеходная Times Square. Газеты предвещали транспортный коллапс, таксисты уверяли в замедлении движения, но как только вместо машин были выставлены столы и пляжные шезлонги, народ заполнил площадь, а журналисты, забыв о неосуществившимся транспортном ужасе, переключились на критику «пляжности в центре Манхэттена». Временная пляжная мебель была заменена на постоянную и подходящую по стилю, а статистика показала, что время на преодоление Среднего Манхэттена сократилось на 7%, аварийность снизилась на 63%, а 74% нью-йоркцев отметило улучшения.

Ориентация на статистику при принятии решений позволяет избегать ловушек мышления. Например, увеличение ширины и количества полос автомобильного движения не приводит к облегчению напряженности движения, что ярко продемонстрировал Лос-Анджелес: после добавления десятой полосы по трассе №405, скорость движения только замедлилась. Новые полосы лишь ведут к увеличению спроса, слабо и за миллиарды долларов увеличивая предложение дорожного полотна. Сокращение ширины полос приводит к меньшей аварийности: водители чувствуют ограниченность пространства для маневра и ведут себя осторожнее. Толпы пешеходов снижают количество наездов: зрительный контакт между водителем и пешеходами добавляет концентрации. 

При изучении статистики оказывается, что количество аварий и жертв можно значительно понизить за счет изменения планировки улиц и смещения акцентов (в России программу, направленную на снижение смертности в ДТП запустили «Городские проекты»), что изменения «легкими штрихами» (поставить лавочки, нарисовать разметку, проложить велодорожку) намного эффективнее многомиллиардных вложений в инфраструктуру.

Рекомендации по улучшению улиц в духе нового урбанизма от Global Designing Cities Initiative
Итак, какой набор практических советов мы можем законспектировать?

Планировка должна соответствовать потребностям людей: можно наблюдать за использованием пространства горожанами и, выявляя «народные тропы», прокладывать дорожки там, где люди вытаптывают траву, ставить лавочки там, где они сидят на бордюре, садить деревья там, где прячутся от солнца под козырьками домов. Масштаб пространств должен быть соразмерен человеку: «Люди выбирают парки поменьше, как и маленькие компании кухню, а не гостиную. Любят, чтобы вокруг кипела жизнь». Для ощущения жизни важна насыщенность пространства: уличные музыканты являются не столько злостными неплательщиками налогов, сколько людьми-настроение города, а старая застройка нуждается в ремонте, а не сносе. Важно партнерство «город-бизнес», способное привлечь дополнительные инвестиции и идеи в проекты. Навигация (карты, указатели) обеспечивает удобство жителям и туристам и акцентирует внимание на городских пространствах. И в каждом из пунктов есть свои маленькие «фишки»: ориентация карт по направлению движения, а не на север, облегчает восприятие; язык, которым СМИ описывают ДТП (дегуманизация жертв, обыденность происшествия) снижает чувствительность общества к проблеме безопасности на дорогах, хотя в ДТП ежегодно погибает в разы больше человек, чем в терактах, войнах и авиакатастрофах: «Чтобы в крушениях самолетов погибало столько же человек, как в ДТП, самолеты должны падать раз в 3 дня».Чтобы узнать детали городского планирования, стоит прочитать «Битву за города», а мы закончим списком проектов в Новосибирске, на которые стоит обратить внимание в свете «нового урбанизма»: В 2017 году была реконструирована Михайловская набережная, а в 2018-2019 гг. будут осуществлены изменения на Красном проспекте, улице Ленина и Затулинском жилмассиве. Проекты, подготовленные КБ «Стрелка» выполнены вполне в духе современной урбанистики: по Красному и Ленина проложат велодорожки, высадят дополнительные деревья и увеличат пространство для пешеходов. Муниципальные власти, «Стрелка» и UProject проводят воркшопы и опросы, стараясь развить коммуникацию с горожанами. Мэрия вводит платные парковки в центре, активисты разрабатывают проекты по улучшению навигации и задействованию крыш. Что мы, горожане, можем добавить? Мы можем проследить, чтобы учитывались наши интересы, воркшопы и реализации проектов не были формальными, применялись лучшие урбанистические идеи. Мы можем начинать проекты сами или корректировать существующие через СМИ, обращения к проектировщикам и в мэрию. Важно личное участие. Город принадлежит горожанам, давайте будем хорошими хозяевами.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...