Наверх
Репортажи

Храмом дышать нужно

Какой дух в современной православной церкви?
14.01.2017
Недавно вышла история про девушку регента, которая вне церкви работает проституткой. При этом такую свою работу грехом она не считает. Эта позиция человека церковного заставляет задуматься вообще о церкви, ведь это особое место, где такие люди вряд ли могут оказаться.

Героиня - анонимна, и информацию проверить нельзя. Но выяснить правду можно по-другому - например, поговорив с другими регентами и самим посмотреть, что это за люди. Это и сделали репортеры сети "Настоящий репортаж". Чтобы понять - остался ли тот самый особый дух в православной церкви или нет?


Данный репортаж - одна часть большого проекта "Судить нельзя помиловать". Полный текст вы можете прочитать здесь - http://les.media/articles/391436-sudit-nelzya-pomilovat
Лисаковск –  почти самая граница России и Казахстана. В домашнем леопардовом халате из скайпового окошечка на меня смотрит матушка Екатерина. У нее большие улыбающиеся глаза. Лицо круглое, доброе, усталое.   Екатерина регент в Храме св. прав. Иоанна Кронштадтского.
- Почему вы стали регентовать?
- Да как сказать - за надобностью что ли..- как-то шутя говорит матушка, - У нас в храме случай произошел. Бывшую регентшу батюшка прогнал. Ей понадобились деньги, и она попала в какой-то христианский семейный центр, а оказалось там секта. Хор перестал собираться на спевки, богослужение стало хуже. Год почти у нее эта борьба была внутренняя. Она не справилась. Господь убрал.
- Она светский человек?
- Конечно, и с музыкальным образованием. Но тут еще важен такой момент - в основном в церковь приходят те, кто воспитывался в Советском Союзе. Тогда не было трепета перед Богом. Не было такого, что храмом нужно жить и им дышать. Для Бога. Поэтому получается, что человек, как бы не старался, а это берет верх и выходит, что все для себя делает. А регент же — это не для себя. Тут про себя наоборот забыть нужно.
- Значит, регент воцерковленный человек?
- Ведь профессия не светская совсем, и по-другому вряд ли получится. Музыка музыкой, а богослужение не только в музыке заключается. Оно и в чтении состоит. Смысл есть в любом песнопении. И этот смысл надо понимать, вкладывать и до людей доносить. Главное, чтобы ты был крещенный, а дальше, все зависит от того, есть ли у человека желание измениться, спрашивает ли он себя, зачем он пришел в храм, просто хором поруководить? Показать, какой он профессионал?
- Какие-то должны быть внутренние критерии?
- Любить службу надо, - основательно объясняет матушка - Понимать, что она дает людям. У нас бывает надо спеть, а мы все стоим и ржем. Проржал всю службу и как так можно? - Екатерина на секунду становится серьезной, - Повернешься тогда в сторонку, скажешь – господи, прости, - и опять улыбается – Говоришь им: так, девочки, успокоились, поем дальше. Я же все равно понимаю, что отвечаю и за строй, за качество исполнения, но отвечаю не только перед батюшкой. Как ты перед Богом будешь отвечать?
- Вы можете влиять на процесс богослужения? Что-то менять?
- Раньше в хоре мы пели в 12 голосов, и уже три года как на чисто женское 3-голосье перешли. Но все ноты же для смешанного состава идут. Приходится на три голоса перекладывать партитуру, - матушка  говорит об этом легко, совсем не смущаясь, - Или где-то партии тенора поменять с сапрано...
- Церковь одобряет такое? – удивляюсь я.
- Отступления от канона здесь нет, - спокойно продолжает Екатерина, - А мне всегда хочется, чтобы богослужение прошло празднично. Чтобы пропели все тихонько ровненько, - Екатерина улыбается - Греха большого не будет. Никто из прихожан не заметит, а Господь простит.
Регентует матушка только 14 лет, но храм в ее жизни был всегда. Еще девочкой ходила к маме в церковь, она у нее тоже регент. Стала старше, сама стала ходить слушать службу.
- Сейчас я признаться честно, подустала уже. Идешь иной раз, как бурлак на Волге, думаешь – говорит опять, шутя - может, ну его? Бросить все, заявление написать и уйти вообще..
- Почему же не уходите?
- Да я и сама не знаю.. - улыбается, - Если честно я уже, наверное, и не вижу себя просто вне этого русла. Меня подруга недавно попросила ее к маме в деревню отвезти и оставила меня на обед. За столом все мирские собрались. Посидела, послушал там их разговоры, посмотрела на них. И знаете, я как белая ворона себя тогда почувствовала, и про себя потом все равно подумала: Господи, как же хорошо, что я в храме.

                                                                                                                                                                      г. Лисаковск, Казахстан


Храм св. прав. Иоанна Кронштадтского  Костанайско и Рудненская епархия, г. Лисаковск, Казахстан, фото из личного архива Екатерины Ереминой.



Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...