Наверх
Фотопроекты

Новый год в Мариуполе. После апокалипсиса

Очерк мариупольского фотографа о возрождении города из руин
31.12.2022
Наш Мариуполь сейчас — это стремительно уходящий от апокалиптических весенне-летних пейзажей город. Происходит повсеместный, массовый снос разбитых войной домов, локаций, где любили снимать свои репортажи военные фото- и видео-документалисты, в городе практически не осталось. Особняком в этом плане стоит левый берег города, где эхо войны еще повсеместно напоминает о времени осады и бомбежек.
Коммунальная сфера (свет, отопление, водоснабжение) еще, к сожалению, не достигла по уровню обеспечения населения довоенного, украинского периода. Но свет есть во всех районах, запитаны все многоквартирные дома (с редкими исключениями) большинство частных. Один-два раза в неделю случаются аварийные отключения из-за потребления в два-три раза превышающего пропускную способность (люди греются гуманитарными обогревателями Ballu). Вода, здесь все отлично, лучше , чем в Донецке. Есть у всех, напор хороший или, на верхних этажах, более менее). 
Отопление. Главная и пока, увы, не решенная проблема. С теплом в батареях приблизительно половина абонентов. Как и вся коммунальная сфера, то что уже сделано — сделано российскими специалистами и их оборудованием. Зачительная часть высоток получает тепло от новых модульных подстанций, их установлено порядка 100 шт(каждая мощностью от пары мегаватт до 19-22), самая слабая может взять на себя две-три пятиэтажных хрущевки, сильная — микрорайон. Нередки случаи когда подстанция около домов стоит, а подключение растягивается на недели — не хватает специалистов, которые закрывают контуры поврежденные войной. 
Транспорт. Внутригородской представлен 20 автобусными маршрутами и 1 троллейбусным(восстановленными в конце ноября). Острой нехватки не ощущается, однако в пиковое время на многих направлениях присутствует давка. На маршрутах порядка 60 автобусов. Из них 45 б.у.-шных питерских и 20 новых подаренных Минтрансом РФ. Все класса большой вместимости. Пригород обслуживается 20 новыми автобусами на всех довоенных направлениях. В автобусах хватает сидячих мест даже в пиковое время.
В Мариуполе основными градообразующими предприятиями были комбинаты Азовсталь и Ильича, морской порт и смежные подчиненные этим производствам организации. Война изменила роль этих предприятий в получении заработка населением. Боольшая часть металлургов, как и всего мужского населения( в дополнение к командированным российскими строителям и строителям стран ближнего востока) теперь занята на масштабных созданиях новых микрорайонов, восстановлениях поврежденных домов. Мариуполь со стороны, даже не на объектах, это вообще город оранжевых касок и сигнальных жилетов — утром на работу, днём на перерыве, вечером с работы толпы строителей в робе бодро шагают по центральным улицам и проспектам города. Непривычным является факт принятия на должность разнорабочих студентов вузов и техникумов. Неофициально разумеется. Есть подтвержденные факты приема несовершеннолетних на потаскать цемент или по выносить срезанные батареи.
Каждый квартал это теперь лабиринт, даже для такого упорного местного как я — все огорожено лентами, с окон летит старая мебель, с крыш старый рубероид и пройти по такой местности задача не из легких. Бывшие тропы исчезли, новые неясны и могут вывести совсем не туда куда надо. 
Торговля в Мариуполе если не вернулась на довоенный уровень (не хватает сетей магазинов бытовой техники), то стремительно идет к этому. Сетевые торговые точки ПРС, «Манна», и множество россыпных мелких магазинчиков, как в России или Украине до прихода крупных и всем известных крупных сетей. Есть и воскресшие пережитки торговли конца 80-90-х — блошиные рынки. Они не только не украшают город, но торгуют порой откровенно украденным и замарадеренным. Наверняка где-то там моя фотокамера. 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...