Наверх
Фотопроекты

 АЙОТОПИЯ

ШТАТ АЙОВА, ГДЕ ВСЕ ХОРОШО РАСТЕТ 
01.10.2023
"Дом – это не там, где вы родились; дом там где прекратились ваши попытки к бегству."  Нагиб Мафус
"Я родом из Де Мойна. Ну кто-то же должен был там родиться." 
Бил Брайсон Потерянный Континент: Путешествия по маленьким городкам Америки
Я родилась на шумной московской улице, но уже больше половины жизни живу посередине кукурузного поля в штате Айова. "Вырваться отсюда невозможно," пишет Бил Брайсон, автор книги Потерянный Континент, о своем родном Де Мойне, столице Айовы. "Де Мойн обладает чудодейственной силой. Люди, не имеющие никакого отношения к Айове, съезжают с шоссе, чтоб заправиться или купить гамбургер и застревают тут навсегда." 


Я пыталась вырваться, но судьба железной рукой вернула меня обратно, когда мой муж получил позицию в университете штата. Вернувшись, я решила, что на этот раз буду учиться любить Айову на ее условиях. Эта история про мой родной штат и его жителей, про то чем они живут, как работают и как отдыхают.
Айова -- штат сельскохозяйственный, житница страны. В национальном сознании – глухая провинция, где растет кукуруза и живут простодушные и недалекие фермеры. "Ребята! А вы прям нормальные!" удивляются жители других штатов, когда мы признаемся откуда мы. Хотя по данным переписи 2020 года, больше 60 процентов штата живет в городах и Айова на 10 месте по грамотности, со стереотипами не поспоришь. В них столько же правды сколько лжи. Одно очевидно: На айовской щедрой почве все растет хорошо, и не только кукуруза. 
Среди работодателей Америки есть понятие айовская трудовая этика. Айовцев любят брать на работу – они трудолюбивы и обязательны. Молодежь уезжает из штата, но часто, вкусив стрессы корпоративного мира, суету и дороговизну больших городов, возвращается и остается работать на семейных фермах или заводят семью в уютных городках посередине кукурузных полей, где все вам улыбаются, а детей растить безопасно. 
Хоть Айова находится за пределами "библейского пояса", шестьдесят процентов  ее населения – христиане, а тридцать шесть посещают церковь раз в неделю. В церквях тут не только крестят детей, женятся и хоронят. Вся жизнь среднестатистического айовца проходит в лоне церкви. К агностикам относятся с подозрением, атеистов приравнивают к антихристам.
Если религия является первой скрепой айовской цивилизации, вторая – это, безусловно, спорт. На игру университетских команд в нашем городке съезжается большая часть населения штата, а оставшиеся выродки, как мы, сидят по домам на осадном положении. 
Не столько важна игра как сопровождающий ее ритуал. Еще больше, чем церковь, футбол объединяет людей разных политических взглядов и социальных слоев. 
Даже если вы не можете заплатить 50 долларов за билет на стадион, всегда можно вкусить полноту жизни на тейлгейтинге, тусовке происходящей до, после и во время игры. Народ съезжается на тейлгейтинг за день до игры, ест, пьет, и предается всяческим земным наслаждениям.
Игра между командами двух главных университетов штата -- событие эпического масштаба. Очень важно одеться в цвета твоей команды. В этот день за цвета противника могут и поколотить.
Любовь к родине начинается с любви к команде. В начале игры исполняют национальный гимн и произносят присягу. 
На игру идут всей семьей. К ритуалу приучают с детства чтобы в сознательном возрасте он стал органичной частью жизни. Обстановка на огромном стадионе торжественная и уютная. Вы ощущаете себя среди своих и, в то же время, частью чего-то важного и большого, как будто речь идет не о драке здоровенных верзил за мяч на поле внизу.
Историческая популярность бейсбола снижается, но правила игры впитывают с молоком матери. Бейсбол –пасторален; в нем нет агрессии американского футбола. После суровой зимы зеленая трава умиротворяет. Происходящее никак не мешает пить и есть.
Айова не может похвастаться этническим разнообразием. Большинство коренных жителей – выходцы из Германии, Голландии или Скандинавии. Но чем разнообразия меньше, тем с большим рвением айовцы его празднуют. 
Начинаются праздники весной с фестиваля тюльпанов в городке Пела. Потомки Голландцев, Пельцы готовятся к празднику весь год: осенью высаживают тюльпаны, шьют национальные костюмы. Тем более что зимой в Айове делать особо нечего..
Фестиваль тюльпанов длится три дня. Каждый день проходит по два парада в которых участвуют практически все жители городка, от мала до велика.
Национальные костюмы сидят на участниках так гармонично, что кажется они их не снимают круглый год. 
Дети – главные участники парада. Хотя религиозного энтузиазма взрослых, судя по их лицам, они не разделяют; он иссякает уже ко второй репетиции.
Самая зрелищная часть празднований – мытье улиц. Пельчане кичатся своей голландской чистоплотностью и с завидным задором трут уже и без того стерильно чистые улицы. 
Городок Элк Хорн знаменит своей вполне аутентичной датской мельницей. В июне тут проходит фестиваль датской культуры Тиволи Фест. 
Элк Хорнцам важно приобщиться к доблестному наследию своих предков. На окраине городка разбит лагерь викингов. Тут можно побеседовать со славными потомками Беовульфа, которые после ратных подвигов заняты повседневными заботами, в основном едой. И правда, какой викинг не любит вкусно поесть!
Национальные датские танцы танцуют все.
На самом деле, большинство жителей нашего штата – выходцы из Германии. Немецкая культура оставила отпечаток на характере айовцев. Пуритане и трудоголики, они любят попировать на немецкий манер, с пивом и сосисками. Летом проходит фестиваль сосисок Вурст Фест. Главный пункт программы, конечно, еда: гостей встречает нереальное разнообразие сосисок и пива. Попав на фестиваль, они сразу же принимаются за еду.
Но нельзя сказать, что культурная программа совсем отсутствует. Не сосисками едиными жив человек. В программе зрелищ проходит конкурс с непроизносимым названием Masskrugstemmen, где побеждает тот, кто смог дольше всего удержать на весу кружку пива.
Бега такс – самое популярное событие фестиваля. Побеждает не та такса, которая добежала первой, а та, что вообще добежала. Хозяева нервничают больше собак. 
Как и спорт, фестивали – тоже национальные скрепы. Тут празднуют не только культурное разнообразие, но и патриотическое единство. 
Сельская Айова не может похвастаться политическим плюрализмом. Сторонников Трампа тут большинство, и они едины с народом. До политических баталий дело не доходит, потому что все демократы и либералы живут в городах.
IOWA STATE FAIR – это ежегодная айовская ярмарка, выставка достижений народного (то есть фермерского) хозяйства, апофеоз айовского образа жизни.
Ярмарка, одна из самых больших в стране, длиться десять дней. Фермеры со всего штата привозят на ярмарку свои самые большие достижения. В огромных павильонах, коровниках и свинарниках выставлены самые большие тыквы, самые красные помидоры, самая спелая кукуруза, самые откормленные свиньи и самые мощные быки.
На этом истинно раблезианском пиршестве жизни все гигантское, полное и цветущее: люди, животные, и даже плюшевые игрушки в парке аттракционов.
Ну и тут тоже нельзя забывать о еде. Кулинарное разнообразие – едва ли не главная достопримечательность ярмарки. Только на ярмарке можно отведать гигантскую ногу индейки, свиную отбивную на палке, шоколадный батончик, зажаренный во фритюре, соленые огурцы, завернутые в бекон и зажаренные в тесте, сосиску, длиной в фут, утопающую в огуречном рассоле и запить все это ведром сладчайшего лимонада.

К фермерскому образу жизни приучают с детства. Дети фермеров – главные участники показательных выступлений. 
Самым юным три года. Тут побеждает дружба. 
Возможно, многие Айовцы, прочтя эту историю, скажут что она карикатурна. Но в карикатурах всегда столько же правды сколько лжи. Одно очевидно: на айовской щедрой почве все растет хорошо, и не только кукуруза.
Куратор проекта Сергей Максимишин

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...