Наверх
Репортажи

Киллеры и "смертники"

Дореволюционный террор на Среднем Урале
22.03.2017
Взрывы, перестрелки, убийства чиновников и силовиков, зачистки, поисковые рейды…За минувшие 20-25 лет мы привыкли к тому, что все это – новостная повестка дня Северного Кавказа. На Среднем Урале такое, разумеется, в диковинку. На современном Среднем Урале. А в начале 20-го века территория нынешней Свердловской области регулярно фигурировала в жандармских отчетах. После Екатеринбурга и его окрестностей чуть ли не самой «горячей точкой» был Верхотурский уезд. В результате отдельных акций «прославились» Асбест (тогда – Куделька) и Красноуфимск. Если же говорить об участниках: агитаторы, экспроприаторы, бомбисты и киллеры – вот те, чьими силами «самоутверждалась» в нашем регионе первая русская революция.
Север

- А ты сейчас едешь в Сосьву! – бросает мне в лицо сквозь утренний морозный воздух подбежавший темно-синий пуховик, едва я успеваю выбраться из недр пассажирского автобуса, притормозившего возле серовской автостанции – небольшого красного каменного здания.
- Нет, спасибо.
- Не понял. Не ты, что ли, в Сосьву? – недоумевает таксист.
- К сожалению.
Внутри автостанции две кассы. Одно окошечко закрыто. В другом кассирша в возрасте сообщает – на ближайшие рейсы до Екатеринбурга билетов нет, только на 16:40. Ну, отлично. Шесть с половиной часов в Серове – значит, времени должно хватить.
Автостанция в Серове
Делаю звонок.
- Игорь Алексеевич, добрый день…Да, приехал…Ок, жду.
Через пятнадцать минут появляется Фомичев. Историк, старожил и, вообще, человек-энциклопедия свердловского севера.
- Кстати, именно здесь, на месте автостанции, располагался сгоревший в 1941-м деревянный Народный дом, в котором в октябре 1905-го сидели в осаде симпатизировавший эсерам Михаил Горшков с братом Александром и его люди, - говорит он.
- Замечательно.
- Давайте покажу вам город, а потом устроимся где-нибудь и обсудим детали.
- Хорошо. Ведите, - улыбаюсь.
Прогулявшись по историческому центру Серова, - старое отделение полиции, проходная Надеждинского металлургического завода, микрорайон Загородка, ДК «Металлургов», руины Спасо-Преображенского храма, краеведческий музей, - присаживаемся в пустующей пельменной, заказываем чай.
Игорь Фомичев
- Игорь Алексеевич, когда мы читаем о событиях 1905-1907-го на севере современной Свердловской области, оказывается, что своеобразными реперными точками являются беспорядки в Надеждинске-Серове и партизанские действия групп беспартийного Александра Лбова, пришедшего сюда из Прикамья. Но ведь эта революционная ситуация не была «вещью в себе».
- Я бы не стал говорить именно о революционной ситуации, - произносит Фомичев, - Скорее, речь идет о ситуации конфликтной. К 1905-1906-му Надеждинский завод начал сокращать объемы производства. Как следствие, у части рабочих ухудшилось материальное положение. В первую очередь, у не занятых на основном производстве. Была введена плата за жилье, за помывку в бане, заготовку дров. Людей с малыми доходами подобное возмущало. В итоге, для решения проблем создали так называемый Совет уполномоченных, пытавшийся договориться с работодателем.
Прокатчики Надеждинского завода
- Но по-хорошему уладить не удалось…
- Да. В Совете присутствовали граждане, пытавшиеся по-своему повлиять на положение дел. Например, упоминавшийся уже Михаил Горшков, работавший в лесничестве. Он сформировал отряд для защиты руководства Совета, вооруженный револьверами, закупленными на Нижегородской ярмарке. Что же случилось? 17 октября 1905-го власти обнародовали знаменитый манифест о предоставлении политических прав. По мнению Горшкова, данный документ ставил крест на революционной борьбе. 19 – 21 октября в городе произошёл ряд мелких инцидентов. В частности, кто-то на улице неуважительно высказался об императоре. За этим человеком погнались. Горшков со товарищи вступились за него. Сам Михаил пригрозил собравшимся горожанам расправой. В итоге, «горшковцев» вынудили запереться в Народном доме.
- В рапорте пристава указывается: «Появились разные толки о том, что у них имеется большое количество оружия и взрывчатых материалов. Послышались предложения перебить их, сжечь вместе с домом».
- Разные мысли высказывались. В конце концов, в результате переговоров, осажденных (от 12 до 25 человек) выпустили из здания. Правда, кое-кому все равно досталось. Позже часть их выслали из города. Горшкова в дальнейшем арестовали и он умер в Нижнетуринской тюрьме. По одним сведениям – от болезни, по другим – погиб во время драки между сокамерниками.
- А летом 1907-го сюда перебирается Лбов…
- Верно. Но еще весной в Надеждинск приезжает «боёвка» под руководством Барышникова. Ранее он несколько лет работал слесарем в Лысьве. Надо признать, Барышников и Лбов, что называется, нашли друг друга. Для Барышникова предводитель «лесных братьев» являлся примером, человеком, ведущим борьбу за восстановление справедливости. В то же время, у бывшего слесаря хорошо получалось налаживать контакты с рабочими, которые, по его мнению, могли бы пополнить ряды лбовцев. В Надеждинске он жил на конспиративной квартире, а с местными пролетариями держал связь через Федора Тихомирова, работавшего в доменном цехе.
- До прибытия Лбова группа Барышникова как-то обозначала свое присутствие?
- 30 апреля они убили надзирателя Юшкова, находившегося в полицейском участке у заводской проходной – застрелили из револьвера через окно.
Здание, в котором до революции 1917 года размещался полицейский участок Надеждинска
- Сколько надеждинцев, по вашим данным, присоединились к лбовцам?
- На сегодня удалось установить 13 человек. Разумеется, люди уходили в лес не по собственному желанию, а из-за преследований со стороны полиции. Как правило, это были рабочие, попавшие в трудную жизненную ситуацию из-за положения дел на заводе. В основном, холостые. Возраст – от 17-18 до 30 с лишним лет. Внушаемые. Чувствовавшие себя в какой-то степени ущербными и старавшиеся от этой ущербности избавиться. Столкнувшиеся с проблемами и оказавшиеся не на высоте.
- То есть, Лбов пришел не на «пустое место»…
- Естественно. На заводе проводили оптимизацию. Прибыла группа инженеров, решавшая кого и что сокращать. Люди подлежали увольнению. Таким образом, с точки зрения социальной справедливости, ситуация оставляла желать лучшего. Ну, и, кроме того, в Прикамье Лбов и его отряд попали под пристальное внимание силовиков. А Богословский горнозаводской округ, располагавшийся в Верхотурском уезде, не являлся густо заселенным, но, в то же время, на его территории, как выяснилось, можно было найти убежище и союзников.
Рабочие Надеждинского завода
- Обосновавшись в окрестностях Надеждинска, лбовцы занялись экспроприациями. Вместе с тем, несколько источников упоминают некий инцидент с поездом, который то ли подорвался, то ли сошел с путей…Что за история?
- Видите ли, руководивший поиском лбовцев в уезде полицмейстер Циришкевич в какой-то момент получил информацию о том, что часть боевиков скрывается в Турьинских рудниках (сейчас – Краснотурьинск). Он принял решение отправить туда бойцов роты Псковского полка, расквартированной в Надеждинске. Помешал переброске подельник Лбова Клековкин, разобравший около Ауэрбаховского рудника пять-шесть метров железнодорожного полотна. В результате поезд с пехотинцами просто встал. Все остальное – фантазии.
- Главной «верхотурской» операцией людей Лбова считается убийство директора Надеждинского сталерельсового завода Константина Прахова 22 августа…
- Кроме Прахова тогда же погиб заведующий коммерческой частью Богословского округа Григорий де Кампо-Сципио. Их расстреляли возле мартеновского цеха, но, по моему мнению, они оказались там случайно. Я думаю, что, на самом деле, планировали убить Петра Фигнера, инспектора акционерного общества, в состав которого входил завод. Огонь велся с 50-60 метров. На таком расстоянии Прахова и Фигнера вполне могли перепутать. Тем более, вряд ли стрелявшие боевики знали их в лицо. Мало того, оба примерно одного роста, носили одинаковую одежду горных инженеров, одинаковые фуражки. Да и какой смысл убивать Прахова? Он не имел права самостоятельно принимать решений по вопросам оптимизации. Зато Фигнер такими полномочиями обладал.
- А Сципио, вообще, получается, застрелили «за компанию».
- Вот именно.
- Но какая нужда заставила их с Праховым отправиться на промплощадку?
- Видимо, некая служебная необходимость. Есть предположение, что они шли в доменный цех, где надо было заменить какую-то дорогую деталь. Якобы, хотели разобраться в чем дело и понять нельзя ли где-то заказать аналог подешевле. В принципе, Сципио часто приезжал, но в цеха не ходил, а общался с руководством завода в здании администрации. Кстати, о Фигнере - он был братом известной террористки и революционерки Веры Фигнер, а его брат Николай – известным оперным певцом, солистом Императорских театров. 
Петр Фигнер
- Что произошло дальше?
- Через два дня после гибели Прахова и Сципио завод остановили и закрыли. Уволили всех рабочих – от 1200 до 1700 человек. Предприятие бездействовало до ноября.
- И, по идее, число недовольных должно было увеличиться. Следовательно, должен был увеличиться отряд Лбова. Но этого не случилось. Почему, на ваш взгляд?
- Думаю, никто не ожидал подобного поворота. Прежде всего, сами боевики. Вероятно, они хотели повлиять на принятые ранее в отношении Надеждинского завода решения администрации округа. А вышло по-иному. Все оказалось куда серьезней. Интересно вот еще что: во время Гражданской войны, когда город находился в руках колчаковцев, эсеры, за полтора месяца до ухода белых, создали здесь подпольный отряд. Но местные жители попросили эсеров ничего не предпринимать во избежание ответных карательных акций. Красный флаг над городом те водрузили только после того, как белые покинули Надеждинск. Иными словами, даже спустя десять лет тут хорошо помнили уроки 1907 года.
- По существу, нападение на Прахова и Сципио стало последней резонансной операцией лбовцев. Чуть погодя отряд распался, многих боевиков задержали, а сам Лбов уехал в Вятскую губернию. Как сложились судьбы 13 надеждинцев, поддержавших его?
- В июне 1909 года выездная сессия Казанского окружного суда вынесла приговор по их делу. Барышникова и еще троих повесили. Четверо получили по 20 лет каторги. Трое других – 10 лет каторги, 10 лет тюрьмы и пять лет арестантских работ. Двое несовершеннолетних – по восемь лет тюрьмы. 
Epic Fail
Кафе в центре Екатеринбурга. Зашедший с мороза писатель Владимир Голдин, присаживаясь, включает ноутбук.
- У меня тут картотека на 200 лбовцев. Вас кто конкретно интересует?
- Александр Постоногов.
- Есть такой. А в связи с чем?
- В связи с событиями 15 августа 1907 года в Кудельке, нынешнем Асбесте.
- Понятно. Это была одна из самых кровавых провальных экспроприаций…
Владимир Николаевич замолкает, ожидая вопросов, а я вспоминаю, как отсеивались один за другим знатоки истории Асбеста, для которых обстоятельства налета на контору асбестовских приисков семьи Поклевских-Козелл оказались «белым пятном».
Владимир Голдин
- Что нам на сегодня известно о Постоногове?
- Родился он в 1889 году. Состоял в группе Александра Лбова, участвовал в «эксах». Откололся от него со своими людьми в середине лета 1907-го после ограбления на реке Каме парохода «Анна Степановна Любимова», из-за разногласий по поводу раздела добычи. Ушел в Екатеринбург.
- Расскажите, пожалуйста, как все происходило 15 августа.
- В нападении участвовали около 20 человек. Налетчики появились утром, когда в конторе готовились к выдаче зарплаты. Экспроприаторы сразу же убили стражника и ранили одного из рабочих. Сопротивление оказали управляющий приисками Лозинский, вооружившийся штуцером, его брат, схвативший ружье, и кассир Мангунский с револьвером. Они сумели застрелить троих боевиков. Четвертый, заблокированный в помещении кассы, ранил второго стражника, а потом покончил с собой. Остальные подпольщики отступили. В погоню отправились прибывшие на место боя солдаты. Преследуя нападавших, они ликвидировали еще троих.
- Настоящий разгром…
- Согласен. Восемь экспроприаторов были задержаны. Семерых из них по решению суда повесили, а последний удавился в тюрьме. Постоногова арестовали в октябре в Уктусе, но он виновным себя не признал, от показаний отказался и получил пять лет лишения свободы и год ссылки в Мезень.
- Мы можем проследить его дальнейшую судьбу?
- Можем. Позже Александр бежал в Санкт-Петербург. Летом 1917-го объявился в Перми, поддержал советскую власть. Служил в Красной армии. Поехал в командировку на юг, на обратном пути заразился тифом и умер в Москве в апреле 1920-го.
- Как думаете, после «раскола» связь между Лбовым и Постоноговым сохранялась?
- Полагаю, у них могли оставаться некие деловые контакты, основанные, прежде всего, на личных связях. На мой взгляд, личные связи – в ряду основных факторов в истории Лбова и его товарищей. Я считаю, что, например, в Верхотурский уезд Лбов перебрался именно по знакомству. От того же Федора Тихомирова, который некоторое время работал на Мотовилихинском заводе в Перми, он знал о ситуации в Надеждинске.
- А если говорить о личных мотивах участников экспроприаций, помимо общереволюционных…
- Вполне. Возьмем «экс» на Березовском тракте за поселком Шарташ в сентябре 1906-го, когда боевики захватили более 10 тысяч рублей. В операции участвовал революционер Григорий Порошин. В своих воспоминаниях он пишет, что многие шли на то или иное дело именно из личных побуждений. Одному, например, нужны были деньги на поездку в Америку и учебу там. Но большинство, рано или поздно, попадалось. Жандармы хорошо работали, надо отдать им должное.
Вячеслав и Евстолия
Краеведческий музей занимает обширное трехэтажное здание в центре Красноуфимска, на улице Советской. Широкие коридоры, высокие потолки. После четырех часов на автобусе и пробежки по зимнему городу чашка горячего чая – самое то.
- Значит, вы решили написать о Вячеславе и Евстолии? – уточняет научный сотрудник музея Любовь Алексейчик.
- Совершенно верно. О Вячеславе и Евстолии.
Брат и сестра Рогозинниковы, местные жители, «отличились» на завершающем этапе первой русской революции как боевики-эсеры. 15 октября 1907-го в Санкт-Петербурге 20-летняя Евстолия прямо на приеме в главном тюремном управлении империи застрелила его начальника Александра Максимовского. 5 января 1908-го 25-летний Вячеслав разрядил револьвер в председателя красноуфимского уездного съезда Сергея Свиридова в собственном доме жертвы. Насмерть.
Евстолия и Вячеслав Рогозинниковы
- Ее повесили через три дня, 18 октября, в поселке Лисий Нос, на северном берегу Невской губы Финского залива. Вячеслав тоже был повешен. В Перми, - рассказывает Алексейчик.
- Любовь Евгеньевна, а почему именно Свиридов? Вот в случае с Максимовским, вроде бы, все понятно. Он – заметная фигура, ставшая очередной жертвой легендарного Летучего боевого отряда Северной области партии эсеров.
- Вообще-то, Сергей Абрамович был очень уважаемым человеком, являлся мировым судьей, главой попечительского совета женской гимназии, в 1903-1904-м - председателем пермского губернского земского собрания. Видимо, Рогозинников выполнял партийное задание. Есть версия, что он решился на убийство, поскольку дочь Свиридова отказала ему и вышла за муж за другого. Но потомки Сергея Абрамовича склоняются к «варианту» о партийном «заказе».
- А как Рогозинниковы попали в террор?
- Думаю, многое повлияло. В том числе, атмосфера. В 1898-1902-м в Красноуфимске, в промышленном училище, действовал кружок техников-сельчан, которым руководил Владимир Фофанов. Участники кружка распространяли революционные прокламации, проводили митинги. Кстати, женой Владимира была Маргарита Фофанова, соратница Ленина. А затем – Тамара Мизерова, сестра жениха Евстолии – Матвея. Мало того, отец Тамары и Матвея, врач Матвей Иванович Мизеров был женат на Александре Кавадеровой, а убитый Вячеславом Сергей Свиридов – на ее старшей сестре Лидии.
- Ну, и дела…
- Проблемы в семье Рогозинниковых начались после смерти их отца, владевшего рядом питейных заведений, и одного из его старших сыновей. Позже Евстолия переехала в Санкт-Петербург, где поступила в консерваторию. К тому моменту, там уже два года жил ее жених, учившийся в военно-медицинской академии. В конце 1906-го Евстолию задержали по подозрению в связи с эсерами. Восемь месяцев она просидела в одиночной камере, потом имитировала сумасшествие. Ее перевели в тюремный госпиталь, откуда она в сентябре 1907-го сбежала, а в октябре убила Максимовского.
- Она ведь могла стать первой в истории России террористкой-смертницей…
- В день гибели Максимовского на ней был надет лиф с тринадцатью фунтами взрывчатки. Согласно плану, ей следовало подорваться после задержания, во время допроса, но она не сумела. Причины изложила в записке, переданной позднее на волю.
«Дорогой, родной... скажи, кому — знаешь, вот что: снаряд взорвать не могла, когда была возможность, потому что погибла бы совершенно не причастная публика… Я надеялась, что обыск не будет тут, что допрос будет до обыска. Когда же слетелось воронье, ничего сделать не могла. Я берегла снаряд для них. Я предостерегала публику быть со мной осторожней, я напугала их с целью, чтобы они не трогали шнурка, который я могла достать зубами (меня за руки все время крепко держали)… О смерти не думаю. Скажи, что все сделала, чтобы вовремя взорвать, — и не удалось. А так — людей много погибло бы. Целую всех — прощайте. Ваша Толя».
— Лес.медиа
— les.media
- В итоге, Мизеровы тоже пострадали?
- При обыске у них в доме нашли портрет и фотографию Евстолии. В жандармерии возбудили «Дело по обвинению доктора медицины Матвея Мизерова в революционной деятельности». Позже семью выселили из Красноуфимска. Обосновались в Уфе. Матвей Иванович умер там в сентябре 1913-го от сердечного приступа.
- Как сложилась дальнейшая судьба возлюбленного Евстолии Матвея?
- Он отучился в академии. Участвовал в Первой мировой в качестве военного врача. Работал в Сочинском курортном управлении, заведовал одним из сочинских санаториев. Арестовывался в 1937-м. Переехал в Тбилиси, где скончался в 1946-м…К слову, сейчас в Красноуфимске есть улицы Мизерова, в честь Матвея Ивановича, и Рогозинниковых…
- И, если верить карте, они пересекаются.
- Да.
Ноябрь 2016 – март 2017.

Библиография:
Алексейчик Л. Е. «Матвей Мизеров», Екатеринбург, 2013.
Алексейчик Л. Е. «Рогозинникова Евстолия Павловна», статья.
Алексейчик Л. Е. «Сергей Абрамович Свиридов», статья.
Голдин В. Н. «Лбов и его команда», Екатеринбург, 2015.
Семенов В. Л. «Революция и мораль (Лбовщина на Урале)», Пермь, 2003.
Фомичев И. А. «Город Надеждинск. 1893-1940», Екатеринбург, 2013.
Фомичев И. А. «Надеждинск – Серов: материалы и документы по истории города, 13 июля 1893 - 3 ноября 1993», Екатеринбург, 2015.
Фридберг А. «Е. Рогозинникова. Воспоминания»// «Каторга и ссылка. Историко-революционный вестник», кн. 50, Москва, 1929.

Автор выражает благодарность за предоставленные фотоматериалы Красноуфимскому краеведческому музею.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...


  • ГЧ
    @george1953
    7 years ago

    Интересно, актуально. В 1909 г. в Красноуфимске скончался сменивший Свиридова Председатель ...