Наверх
Герои

Когда родина помнит





Валентина Маркина - активистка Совета ветеранов,почетный донор России - о заброшенности и заботе в сибирском поселке Туртас
11.12.2018
Середина октября. В притаежном поселке Туртас выпал первый снег. Значит, скоро по окнам поползет изморозь, тишина впитает в себя улицы, а дети со школьными рюкзаками за плечами встанут на коньки: дороги не обрабатываются, и уже к середине декабря они превращаются в настоящий каток.
поселок Туртас,улица Ленина
Валентину Николаевну Маркину в Туртасе знают все: это стриженная под мальчика, энергичная женщина с утиными лапками в уголках смеющихся глаз. Она - активистка Совета ветеранов поселка. Всего в поселке их осталось 6 человек: одни уехали, другие отошли от активистской деятельности по болезни. Для того чтобы написать этот материал, мы созваниваемся по Viber поздно вечером в воскресенье, где-то в 11 ночи по тюменскому времени. Валентина Николаевна только пришла домой после работы в магазине и собрания активистов Совета - уставшая, но веселая. На собрании могли обсуждать подготовку к Дню народного единства, предстоящую встречу с детьми из неблагополучных семей или организацию состязаний по скандинавской ходьбе для пенсионеров.
Валентине Николаевне 62 года, и она работает каждый день, без выходных: на лесозаготавливающем предприятии, в магазине «по продовольственной части» и «где еще получится, по мелочи».
Напрашивается сам собой вопрос про пенсионную реформу.
«Есть мнение, что увеличение предпенсионного возраста побудит людей дольше держаться в форме», - начинаю я. 
После 55-ти не будет той отдачи, которая требуется от специалистов. Потому что уже приходят серьезные болячки, это не от нас зависит - с возрастом человек начинает разваливаться потихоньку. 
«Ну, не доживают люди до этого возраста, - глухим сдавленным голосом прерывает меня Валентина Николаевна. - Очень многие не доживают. Я сама работала на тяжелых работах, и кое-как до 58-ми дотянула, а дальше у меня уже не было сил. После 55-ти не будет той отдачи, которая требуется от специалистов. Потому что уже приходят серьезные болячки, это не от нас зависит - с возрастом человек начинает разваливаться потихоньку. Может быть, где-то на офисной работе это не так заметно и не так трудно - я этого не знаю, по правде сказать. А работать в цехах очень тяжело». Сама Валентина Николаевна хочет отказаться и от подработок, чтобы няньчить троих внуков, перевезти их из Екатеринбурга, где обосновалась семья ее сына, в Туртас, к «земле».
активисты от Совета ветеранов поселка отмечают 9 мая
Участников трудового фронта (УТФ) она впервые посетила пять лет назад, когда официально вышла на пенсию. Тогда знакомые позвали ее на организованную встречу с пожилыми людьми, после которой она решила стать добровольцем от Совета ветеранов.
«В первый раз я одна пришла к нашему ветерану ВОВ Кожевникову Александру Семеновичу. Я принесла ему небольшую баночку меду, а он и говорит: «конфеты я не ем, а вот чай с медом выпью с удовольствием». Так искренне он обрадовался моему приходу, прямо не знал, куда меня усадить. Меня его радость искренняя глубоко тронула и воодушевила!».
С тех пор вместе с другими активистами Валентина Николаевна навещает ветеранов по праздникам, поздравляет с днем рождения, готовит подарки ко Дню пожилого человека. В начале каждого квартала Совету ветеранов из Губернаторского фонда выделяется 300 рублей на каждого УТФ. Всего в поселке их осталось 9 человек.
-Как нас встречают эти люди, – рассказывает Валентина Николаевна, - ну вот как ангелов каких, словами этого не передать... Обычно мы ходим к ним по праздникам, но если человек слег в больницу, тоже обязательно навещаем.
-Что дарите чаще всего?
-Продуктовый набор: небольшую пачку чая, печенье, сгущенку (потому что не все любят конфеты). Когда нам дают побольше сумму, наша активистка Людмила Леонидовна Водова вместе с мужем едет в Тобольск на оптовый рынок и закупается там. Тогда у нас чуть лучше выходит продуктовый набор.
-А случалось самим оплачивать подарки?
-Бывает, закажем на эти двести рублей именную открытку на юбилей и докупаем к ней какой-то подарок от себя. Просто стыдно прийти к пожилому человеку и подать одну открыточку. Тем более с большинством из этих людей я работала, я их хорошо знаю.
-А почему такая символическая сумма, вы обращались с этим вопросом в Губернаторский фонд?
-Да, мы вопрос такой уже ставили. Нам в районном центре, в Увате, ответили так: «Ну что нам делать? Всем трудно, везде деньги считают. Слава Богу, что хоть столько выделяют». Раньше нам выделялось по 400 рублей на человека, но это надо было идти к юбиляру с ведомостью, где бы он расписался за подарок. Это так стыдно! И мы решили перейти на меньшие суммы, но только чтобы не принуждать кого-то расписываться.
-Это уже не подарок, а повинность бюрократическая получается.
-Ну вот так: идите к ветеранам с ведомостью, расписываетесь за бутылку масла, а он лежит уже никакой, ручку взять не может. Приходится детей просить, чтобы расписались. Очень неловко. Поэтому стараемся что-то и сами сделать. В прошлом году, на 9 мая, в местном кафе «Стрельцы» у нас получилось организовать небольшой праздник для ветеранов. Накрывали стол, заведующая «Стрельцами» Ирина Николаевна Мартьяненко состряпала пироги. За аренду помещения денег с нас не взяли. На каждого человека тогда вышло 385 рублей. С деньгами нам помог начальник Компрессионной станции поселка Александр Иванович Шалухин. Такое душевное, уютное застолье тогда вышло».
 Валентина Николаевна рассказывает, что попала Туртас в 1977 году, когда приехала по направлению от Абаканского политехнического техникума. Постепенно, она перевезла сюда свою семью. 
Тюменская область, поселок Туртас
Приехали в грязь: снег везде растаял, дело было весной, а дорог, как таковых, и нет. Маленький поселок, люди на тракторах по улицам ездят...  А дальше потихоньку да помаленьку начали застраиваться. Каждый год летом приезжали студенты и за лето выстраивали по целой улице общими усилиями. А сейчас у нас такая красота!
«Из Туртаса до станции «Юность комсомольская» был проложен один узенький тротуар, откуда шли пешком до самого поселка где-то 2 км. Но я осталась тут, потому что люди мне очень понравились в поселке. А дальше потихоньку да помаленьку начали застраиваться. В 1979 году построили нашу школу, а в 1984 открыли наш Дом культуры – это была такая большая радость для нас! Каждый год летом приезжали студенты и за лето выстраивали по целой улице общими усилиями. А сейчас у нас такая красота!». 
 Практически сразу, как приехала, Валентина Николаевна устроилась в лесопромышленное предприятие «Туртас», где проработала больше сорока лет. В 2015-ом году его ликвидировали. «Наш леспромхоз был последний в ветке Тюменской области. Почему закрыли – не знаю. Говорят, из-за кризиса… А самое яркое мое воспоминание о работе связано, конечно, с самим с лесом. Лет тридцать назад, в одно очень жаркое лето (что бывает редко), на нашем леспромхозе вспыхнул сильный пожар. Все рабочие бригады поехали в лес, определились по точкам пожара. Выбраться на то, чтобы поесть, они оттуда уже не могли и ночевали в лесу. Тогда под мою ответственность принято было решение развозить им продукты на вертолете. Сама туда отправилась: летала вдоль болот и даже прямо на болото мы садились. Я тогда весь лес облетела. Мне всегда, знаете, хотелось быть к лесу поближе. Я там отдыхаю душой, чувствую покой. Вот как нынче собрала в лесу 10 ведер брусники – и не заметила ни холода, усталости».
Время приближается к двум ночи. Валентина Николаевна показывает с гордостью удостоверение и значок почетного донора России – капля крови с крестиком внутри, обложенный чем-то наподобие белого нимба. Больше похоже на брошь - вычурно и красиво. Я представляю себе, как на городские праздники она не без гордости прикалывает эту брошку. «Я пошла на сдачу крови из-за бедности: нас 6 человек в семье было, денег, конечно, не хватало. А за сдачу крови к стипендии еще начислялись 22 рубля и, что немаловажно, разовое питание в столовой, – смеется Валентина Николаевна. –У нас же раньше в поселке было местное радио, и по этому радио сообщали, что кому-то надо кровь на переливание, называли адрес больницы. Так люди автобусами ездили сдавать кровь. А сейчас нет такого радио у нас.

Как-то я пришла домой к одному нашему ветерану,чтобы поздравить его с 85-тым днем рождения. А он сидит один, никто к нему и не подходит. Подарок я принесла скромный, но девочки наши старались по мере финансов – это было полотенце в цвете и размере нашего флага. А он, как увидел наш подарок, давай целовать это полотенце со слезами на глазах. Он меня обнял и говорит: как хорошо, что вы обо мне вспомнили, что Родина обо мне помнит!».
Я задаю последний вопрос: как достойно принять старость? Она отвечает без промедления, с горечью: «Старость - это болезни, это немощь. Когда говорят родственники на поминках: слава Богу, отмучился и мы отмучились, - так не должно быть. Ведь и сам человек страдает, и его близкие. Ничего хорошего в старости как таковой нет, только усталость и страдание, а еще – заброшенность. Они так-то уже мало кому нужны, некоторых и вовсе забывают близкие. Какая тут мирная старость?» Подумав, она добавляет: «Знаешь, какое самое сильное воспоминание у меня от активисткой работы? - Валентина Николаевна неожиданно переходит на «ты». - Как-то я пришла домой к одному нашему ветерану, Гайдук Григорию Петровичу, чтобы поздравить его с 85-тым днем рождения. А он сидит один, никто к нему и не подходит. Подарок я принесла скромный, конечно, но девочки наши старались по мере финансов – это было полотенце в цвете и размере нашего флага. А он, как увидел наш подарок, давай целовать это полотенце со слезами на глазах. Он меня обнял и говорит: как хорошо, что вы обо мне вспомнили, что Родина обо мне помнит!». Главное, делать все что можешь. Помаленьку да потихоньку, но делать».

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...