Наверх
Интервью

Экзотическое хозяйство в сибирском посёлке

Когда предложил жене завести страусов, а она согласилась. И тут понеслось... 
14.03.2019
 «Смоленское подворье» начиналось с десяти курочек. Теперь самые большие птицы в этом личном подсобном хозяйстве – не индюки и даже не австралийские эму, а африканские страусы.

– Мы переехали в Смоленку в 2006-ом, а через два года начали заниматься хозяйством, – рассказала Надежда Дзюба. Она трудится вместе с мужем – Вадимом. Раньше семья жила в Новосибирске, – первых курочек мы завели для себя и наших детей. Потом уже купили цыплят бройлера, цесарок и индоутку. Когда муж сказал, что мечтает об африканских страусах, я его поддержала – не стала отговаривать. Только предложила начать с птицы поменьше – австралийских эму.

Надежда Дзюба и австралийский эму. Фото автора
Мы тщательно изучали специальную литературу. Ездили в Барнаул, чтобы посмотреть, как другие фермеры содержат страусов. С тех пор, как решили завести их у себя, ни разу об этом не пожалели.
Доход нам приносит продажа курей и цыплят-бройлеров, а страусы окупятся только в будущем. Не так давно мы завели коров, поэтому теперь продаём ещё и молочку: сливочное масло, творог. Сыр тоже часто заказывают.
Экскурсия для читателя
– Мои любимцы – австралийские эму. Мы их так называем: Эмик и Эмка. Они меня принимают лучше, чем мужа. Я их и погладить могу – не то, что наших африканцев. Весна в Австралии приходится на наши ноябрь-март, в это время Эмка приносит яйца. Австралийских страусов мы держим в тепле, а африканским и мороз ни по чём – у них крепкий иммунитет.
Вьетнамские свинки тоже хорошо адаптированы к холоду. Взрослых у нас трое: чёрненькие Фунтик и Клуша, а с белым пузиком и голубыми глазками – Нюша. От двух мамок родились 16 поросят, и одна из малышек пошла в Нюшу.

Мы хотим каждый год заводить новое животное. Недавно к нашей экзотической семье присоединились верблюд Вася и два голубых писца. В планах – обзавестись белочками и енотом. 

Сложнее всего ухаживать за африканскими страусами, потому что это птица большая и глупая. У них мозг весит 30 граммов – меньше, чем глаз. Со страусятами особенно тяжело. Мы не даём взрослым птицам высиживать яйца, а кладем их в инкубатор, поэтому родительские инстинкты у страусов не проявляются. Малышей приходится долго учить есть.
Заходить в загон к африканским страусам опасно, мы с ними общаемся только через забор. Когда нужно подложить им опилок, то я отвлекаю страусов у забора, а муж забегает к ним в сарай и закрывается. Вадим не боится их гладить и может пригрозить кулаком, если Гоша шипит на гостей. 
Верблюд Вася. Фото предоставлено героем публикации
У Гоши две жены – любимая Любавушка и Лариса, которой повезло меньше. Она и яйца в прошлый раз принесла пустые – мы их выдули и использовали в поделках. Когда я что-то мастерю – например, ловцы снов – то использую и страусовые пёрышки. Наших страусят и эмусят кто-то на разведение покупает, а кто-то как диковинку для своего двора.
Австралийские эму гораздо спокойнее африканцев, к ним можно заходить без опаски. Только иногда Эмик к Вадиму проявляет агрессию – ревнует его к Эмке. У нас и Гоша – ревнивый парень. Когда у него начинается брачный период, он своих жен от Вадима прячет в сарай. Зато перед нами с детьми падает на колени и начинает танцевать. 

В Африке со страусами пасутся зебры, потому что эти птицы для них – маяки опасности. Страусы видят и слышат на расстоянии трёх километров. Есть миф, будто они прячут голову в песок. На самом деле, страусы только прикладывают голову к земле, чтобы слышать её вибрации. 

Мы сделали для австралийцев двухметровый забор, потому что они высоко прыгают. У Эмки темперамент спокойнее, чем у Эмика. В брачный период она издает такие звуки, будто кто-то в барабан стучит. Сейчас мне достаточно только взглянуть на своих птичек, чтобы понять, где кто. А когда они молодые, то мальчика от девочки отличить сложно.
У австралийских эму три пальца на ногах, а у африканцев – два и большой коготь.
Подкожный жир у страусов хорошо заживляет раны, поэтому они способны на самолечение.
Прежде, чем завести страусов, мы всю нашу территорию обошли с магнитом. Вдруг где гвоздь попадется, а наши любопытные птички его в клюв потащат. 

В специальной литературе, которой мы прочитали не мало, написано не всё. Например, что самец может не всех самок принять, мы узнали, когда сами купили страусов.

Самым сложным для нас было приобретение птицы. Мы долго думали, взрослых нам страусов брать или маленьких. Остановились на последнем варианте, потому что взрослых сложнее было бы перевезти в новый дом. Потребовался бы специальный транспорт – коневозка, например. Муж африканцев-малышей из Екатеринбурга привез. Просто покупать страусиные яйца – всё равно, что играть в рулетку. Не угадаешь: выведется страусенок, или яйцо будет пустым. Мы и сами страусят продаем, когда они уже вылупятся.

Но и когда страусы куплены, остается немало трудностей. Например, с кормами: в Новосибирске их для страусов нет. Поэтому мы покупаем несколько разных на сертифицированном заводе и комбинируем. В Липецке заводчики купили сразу 50 страусят, и за три недели у них осталось меньше половины. Позвонили нам, чтобы посоветоваться. Оказалось, что они кормили птиц только овсом и зерном. Страусятам не хватало минеральных веществ для роста. На дешевых кормах птицу не поднять.
Полярный лис. Фото предоставлено героем публикации
«Мам, купи страуса»
– Экскурсии мы начали проводить только в этом году. Решили проверить: получится ли у нас? Интересно ли людям посмотреть на наш мини-зоопарк? Оказалось, что очень даже интересно: приезжают и из города, и из области. 

Я рада, что людям у нас нравится. Со всей Новосибирской области дети и взрослые приезжают, ни одного недовольного не было. 

Когда Новосибирская детская киностудия «Краски» работала над полнометражным фильмом «На картошку», ребята снимали у нас сцену со страусом. 

Дети не боятся кормить капустой наших больших птичек. Особенно, когда во второй раз приезжают. У нас бывают ребята из семей, которые тоже держат хозяйство. Они интересуются: «А где вы страусов купили?», «А вы их продаете?». А потом начинают упрашивать маму: «Ну купи, купи нам страуса». 

Когда Ксюша и Максим были маленькими, мы покупали им хомячков и морских свинок, чтобы наши дети росли с животными. 

За год, который мы проводим экскурсии, гуси стали совсем ручными. Ни на кого не шипят, никого не боятся и едят хлеб из ладошек. Где у гусей кормушки, там и голуби пристраиваются.
Когда свинки на забор передние лапы ставят, их тоже хлебом угощают. Поросята сначала боялись чужих, а теперь тоже обвыкли. Как малыш, который вашу руку через забор нюхает.
Малыши вьетнамских свинок. Фото автора
Поселок, где страусы – не в диковинку 
– Из Новосибирска мы сначала переехали в Шелковичку. Прожили там четыре года. А когда дети стали подрастать, нам стало тесно в том домике. Решили переехать. Смоленку в Мошковском районе мы выбрали, потому что здесь есть и детский сад, и школа. Нам здесь нравится, но Ксюше уже хочется быть поближе к городу. 

Минус большого хозяйства в том, что его нельзя оставлять. Уехать в отпуск мы не можем, и детям это не по душе. 
Эмик и Эка. Фото автора
Ксюша любит проводить экскурсии. Раньше она своим друзьям нашу ферму показывала, а теперь они все к страусам привыкли и ничему не удивляются. 

Наша самая большая мечта – перебраться на сельскохозяйственную землю. Мы бы тогда больше страусов завели, и жили бы наши птички в просторе. Администрация идет нам навстречу: выделили участок в шесть гектаров. Но чтобы обустроить новую территорию и отвезти туда животных, нужны большие средства. Со временем всё будет так, как мы запланировали, а сейчас наше экзотическое хозяйство продолжает расти и крепнуть. 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...