Наверх
Репортажи

Они сражались за родину

История сунских партизан
20.03.2017
17 марта 2017 года в адрес Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от директора ООО «Сатурн Нордстрой» И.А. Федотова поступило заявление о прекращении права пользованиями недрами, что в дальнейшем повлечет расторжение договора аренды лесного участка.
За этой казённой формулировкой из официального заявления Артура Парфенчикова, временно исполняющего обязанности главы Республики Карелия, скрывается почти невозможное. Местные жители сумели отстоять Сунский бор — участок леса около деревни Суна в Кондопожском районе Карелии. Лес собирались вырубить под строительство песчано-гравийного карьера. Несмотря на многолетний протест местных, несмотря на археологические памятники и краснокнижные виды.
Сунский бор. Республика Карелия, Кондопожский район
История началась в 2012 году. Тлевший несколько лет конфликт разгорелся летом 2016 года, когда в Сунский бор пришли лесорубы и начали валить деревья.

С тех пор слова «Сунский бор», «лобария», «лихенологи» не сходят со страниц местных и федеральных СМИ. А в Сунском бору стоит палаточный лагерь, в котором день и ночь дежурят «сунские партизаны» — пенсионеры (некоторым из них за 80), добровольцы, журналисты...
Многие были уверены, что они уйдут из леса с приходом зимы. Но они не ушли. А поставили зимнюю палатку с печкой и нарами. И продолжали дежурить даже в 30-градусные морозы.

9 месяцев они живут в палаточном лагере, сменяя друг друга. И вот, однажды, в пятницу вечером...
17 марта 2017 г., в семь вечера пресс-служба главы Республики Карелия разослала в редакции местных СМИ текст официального сообщения Артура Парфенчкова, озаглавленное «Воля и диалог решили проблему Сунского бора». Решили в пользу его защитников. В тексте сообщения говорится, что компания «Сатурн Нордстрой» добровольно отказывается от права пользования недрами на месторождении Южно-Сунское. И уходит из Сунского бора.

Все, кто «в теме» некоторое время были в ступоре. Радовались и плакали одновременно. Плакали, в основном, те, кто 9 месяцев жил в лесу, в палатке, своим присутствием защищая Сунский бор от уничтожения.
Татьяна Ромахина
«Мы выносили эту победу как ребенка! Это наше дитё», — шутит Татьяна Ромахина, защитница бора.

«Роды» прошли не то, чтобы в муках, но с осложнениями...Были и подозрения в экстремизме и расшатывании власти, угрозы, суды, «заказуха» в СМИ, переписка и встречи с чиновниками разного уровня, десятки интервью. Даже делегация СПЧ в Сунском бору недавно была.

А ещё была и есть нерушимая вера в собственную правоту и желание отстоять свой лес-кормилец. Именно эти, а не мифические некие «третьи силы» все эти годы поддерживали защитников Сунского бора. Начиная с 2012 года, когда они впервые забили тревогу, обнаружив на деревьях странные ленточки.
Нина Петровна Шалаева, жительница деревни Суна
Обнаружила ленточки и рабочих, которые их развешивали, Нина Петровна Шалаева, пенсионерка, жительница деревни Суна. Рабочие и рассказали, что в бору будет карьер для добычи песка и гравия.

Нина Петровна рассказала об этом односельчанке, Татьяне Петровне Ромахиной.

«Пришла ко мне. Расплакалась, просила помочь разобраться», — рассказывает Ромахина. «Я ей ответила: чего плакать? Плакать не надо. Надо работать».
Нина Петровна Шалаева (слева) и Татьяна Петровна Ромахина
С тех пор две Петровны и начали работать. Писали главе поселения, в администрацию Кондопоги, Александру Худилайнену (в то время главе Республики), в природоохранную прокуратуру, Министерство по природопользованию, депутатам, ОНФ, Путину, как водится.

Отовсюду получали ответы похожего содержания — всё законно. Разрешение под строительство карьера получено в «рамках действующего законодательства».

Вряд ли чиновники, отвечающие на письма, видели за обращениями «граждан» людей, готовых идти до конца. Мало ли недовольных, мало ли писем приходит. Ответили отпиской и будет с них. Поворчат и успокоятся.
Лобария лёгочная (Lobaria pulmonaria), краснокнижный лишайник Сунского бора
Не успокоились. Обратились к учёным. Те подтвердили, что на территории планируемого карьера растут краснокнижные виды — лишайник Лобария лёгочная и мох Неккера перистая. Закон запрещает их уничтожать. Затеплилась первая надежда: согласно закону «Об охране окружающей среды» (ч.1 ст.60) запрещена любая хозяйственная деятельность, ведущая к сокращению численности организмов, занесенных в Красную книгу РФ или Красные книги субъектов РФ.

Кроме учёных Петровны обратились и в петрозаводский суд. Подали иски к ООО «Сатурн Нордстрой» и Министерству природопользования.

От Министерства они потребовали отозвать лицензию у «Сатурн Нордстроя», а от недропользователя – прекратить деятельность, связанную с нарушением требования в сфере охраны окружающей среды».

То, что вырубка и строительство карьера уничтожат краснокнижные виды — очевидно. Стало быть, карьеру в лесу не место. Однако оказалось, что если нельзя, но очень хочется — значит можно.

Чиновники и недропользователь «нанесли ответный удар». И привезли в лес своих экспертов-учёных, «более лучших».

«Сатурн Нордстрой» заказал в петербургском Лесотехническом университете экспертизу, автор которой — Василий Нешатаев — сделал заключение: «имеется возможность сохранения лишайника путем проведения компенсационных мероприятий в ходе освоения лесов под добычу полезных ископаемых».

Говоря простыми словами, краснокнижный лишайник можно «пересадить», срубить деревья, на которых он растёт и перенести их «на расстояние более 100м от границы вырубки».

На основании этой экспертизы «Сатурн Нордстрой» обратился в Росприроднадзор за разрешением на добычу краснокнижных видов (такой механизм предусмотрен российскими законами). И, разумеется, получил его.

Добычу во спасение провели показательно и красочно. В качестве «спасателя» лобарии пригласили чемпиона мира по валке леса Илью Швецова. Он и выпилил куски осин с лобарией, которые другие «спасатели» перенесли за пределы планируемой рубки. Нет краснокнижных — нет проблемы. Операция по спасению, которую специалисты назвали «надругательством над законом» завершилась.

Битва научных подходов продолжилась в петрозаводском суде, который встал на сторону защитников леса и удовлетворил их требования. Частично. 4 апреля 2016 года судья Кирилл Кипятков огласил резолютивную часть своего решения, в которой пояснил, что «компании запрещено проводить геологоразведочные и другие работы, способные нанести ущерб краснокнижным видам». Оснований для отзыва лицензии у недропользователя суд не нашёл.

А уже 7 июня 2016 года Верховный суд Карелии отменил решение Петрозаводского городского суда. 
Сунский бор в октябре
20 июня 2016 года вырубка Сунского бора началась. Пенсионеры остановили лесорубов. «Сунские партизаны» отбили первую атаку, но они понимали — это только начало, рубщики вернутся.

С тех пор защитники Сунского бора и начали «партизанить» — поставили палатку, оборудовали лагерь и стали дежурить в лесу в ожидании незваных гостей. Последние пытались работать даже ночью.

«Как-то уже в двенадцатом часу мы в лагере услышали звуки. В бор пришла бригада с бензопилами, с канистрами. Темно, ничего не видно, а они собираются пилить», — рассказывает Нина Петровна Шалаева.

После этой попытки в бору стало спокойнее.
Василий Михайлович Дийков, 80 лет переправляется на лодке через реку Суна, чтобы попасть на дежурство в палаточный лагерь
До начала октября в Сунскому бору было спокойно. Затишье закончилось 7 октября.
Пока в «партизанском» лагере была пересменка, лесорубы вырубили около 100 метров просеки. После чего их снова остановили сунские пенсионеры.

С тех пор в Сунском бору не срубили ни одно дерево.
В середине октября «партизаны» записали видеообращение к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой защитить их малую родину.
Уважаемый Владимир Владимирович! Вы защищаете Крым, Донбасс, Сирию. Защитите нашу родину — Сунский бор!
— Лес.медиа
— les.media
Постепенно борьба за Сунский бор постепенно переместилась из леса за стол переговоров. 13 октября по поручению экс-главы Республики Карелия Александра Худилайнена на площадке Министерства по природопользованию и экологии состоялся круглый стол по ситуации, сложившейся вокруг Сунского бора. На этой встрече заместитель министра Алексей Павлов назвал конфликт «искусственно смоделированным». А биолог Василий Нешатаев заявил, что нужно «вызвать в Сунский бор ОМОН и разогнать там всех пенсионеров».

Незадолго до этого Юрий Савельев, заместитель премьер-министра Республики Карелия написал комментарий в Фейсбуке, в котором дал понять, что в конфликте вокруг Сунского бора виноваты районные власти, экологи и местные жители.
Игорь Александрович Федотов, генеральный директор компании «Сатурн Нордстрой»
Директор компании «Сатурн Нордстрой» Игорь Федотов, комментируя конфликт, говорил, что за пенсионерами стоит некая «третья сила». Однако 18 октября 2016 года он распорядился вывести технику с вырубки в Сунском бору.
Сунский конфликт — не единственная «горячая точка» вокруг строительства карьеров в Карелии. Вот один из актуальных примеров: превращение леса в песчаную пустыню около посёлка Куликово в Лахденпохском районе Карелии. Активисты общественной организации «Открытый берег» предполагали, что у разработчиков карьеров в Приладожье и в Сунском бору могут быть «одни корни». Это легко подтвердить выписками из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц). Согласно этим документам, учредителем компаний «Инерт» (ведущей разработку карьеров в Прилажожье) и «Сатурн Нордстрой» (недропользователь, работающий в Сунском бору) является одно и то же физическое лицо — Федотов Игорь Александрович.


Участники круглого стола в Министерстве по природопользованию и экологии Карелии, посвящённого проблеме Сунского бора. 26 октября 2016 г.
Лобария — это не амурский тигр
— Лес.медиа
— les.media
26 октября в Министерстве по природопользованию и экологии Карелии состоялся очередной круглый стол посвящённый проблеме Сунского бора. Обсудить конфликт и наметить возможные пути решения пришли представители Министерства, Общероссийского народного фронта, природоохранных общественных организаций, Карельской природоохранной прокуратуры, Росприроднадзора, Карельского научного центра РАН, местной администраций, и местные жители. Встреча прошла напряжённо. Компромисс не нашли. Однако история конфликта вокруг Сунского бора обогатилась «мемами». 
Так, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки Республики Карелия Олег Кузнецов сказал, что «Красная книга — это не табу. А Лобария — это не амурский тигр. Ситуация с её сохранностью на территории Карелии не вызывает опасений. Надо искать пути выхода, а не только всё запрещать. Жить-то надо".

А кандидат биологических наук Василий Нешатаев, автор заключения о возможности спасения краснокнижных видов с помощью бензопилы, заявил, что интересы жителей Суны не могут быть выше государственных, а губернатор не должен идти на поводу у жителей деревни, «которые там собирают по 10 кг черники».
Роман, доброволец из Петрозаводска, приезжает дежурить в Сунский бор
Доброволец Роман из Петрозаводска: я родину защищаю, я присягу давал. Люди кричат о помощи, а их никто не слышит.
— Лес.медиа
— les.media
24 января 2017 года в Петрозаводском суде гендиректор компании «Сатурн Норд-Строй» Игорь Федотов взыскал с защитников Сунского бора 20 тысяч рублей. В такую сумму суд оценил судебные издержки господина Федотова. Сам он, правда, оценивает их гораздо выше — в 150 тысяч рублей. Именно такую сумму он требовал от «сунских партизан»: двух неработающих пенсионеров, сторожа котельной и электрика. («Третьи силы» за два дня помогли защитникам Сунского бора собрать эти 20 тысяч рублей).
Игорь Федотов — Юрий Деточкин нашего времени — рассказал журналистам, что не собирается отказываться от разработки карьера в Сунском бору «даже в том случае, если ему предложат другой карьер» и что «деньги в данном случае не имеют значения».
Для меня сам факт, что суд встал на нашу сторону, признание справедливости. Я эти деньги возьму и отдам детскому дому или на благотворительность
— Лес.медиа
— les.media
Переломным моментом в деле Сунского бора можно считать 8 февраля 2017 года. В этот день в Суну приехала делегация Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), который начал трехдневное выездное заседание в Карелии. Наталья Евдокимова, Илья Шаблинский, Гарри Чмыхов — члены Совета — приехали в Сунский бор в сопровождении «ряда ответственных лиц»: первого замминистра по природопользованию и экологии Республики Карелия Алексея Павлова, советника губернатора Бориса Подопригоры, начальника управления Лесного хозяйства Сергея Шарлаева, учёных и представителей природоохранных организаций.


По результатам поездки один из её участников, Илья Шаблинский, профессор кафедры конституционного и муниципального права Высшей школы экономики, член СПЧ написал статью о политико-экологических бедах Карелии.
10 февраля, 2017 г., Петрозаводск. Совместное заседание СПЧ и Совета при Главе Республики Карелия по содействию развитию гражданского общества и правам человека
Через два дня после визита в Сункий бор делегации СПЧ, 10 февраля, на Совместном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Совета при Главе Республики Карелия по содействию развитию гражданского общества и правам человека глава Республики Карелия Александр Худилайнен, в то время ещё действующий глава Республики, сказал, что «разумное решение по Сунскому бору будет найдено».
Александр Худилайнен, экс-глава Республики Карелия (справа)
«Безусловно, будем дальше проводить переговоры с предпринимателем. Если он согласен поменять место дислокации и вложения будущих инвестиций, мы готовы оказывать содействие и найдём разумное решение», — подчеркнул Александр Петрович.
До этого момента Александр Худилайнен почти не высказывался о конфликте, который вышел далеко за пределы Карелии и даже за пределы России (статьи и телевизионные сюжеты о том, как в Карелии несколько человек защищают лес буквально своими телами, опубликованы в мировых СМИ, от Франции до Китая). Лишь однажды он публично обещал решить проблему. В прямом эфире Общественного телевидения России он сказал: «есть вопросы, которые нужно юридически решить, и мы их обязательно разрулим. Ущерба экологии и жителям мы не допустим». Но, то ли рулил недостаточно активно, то ли рулил не в ту сторону, но до приезда СПЧ в Карелию воз Сунского бора с места не сдвигался.

Более того, накануне приезда СПЧ прошла нешуточная информационная «артподготовка». Министр по природопользованию и экологии Карелии Виктор Чикалюк сравнил действия сунских активистов с «экологическим терроризмом». Местные СМИ, которые ещё в октябре 2016-го писали, что «Карелия большая, лесов и песка вдоволь....Так, может, уже стоит оставить Сунский бор в покое?» вдруг решили «докопаться до сути» и опубликовали заметку несуществующего журналиста о защитниках Сунского бора. Ну а сам экс-губернатор говорил, что «кто-то же стимулирует, кто-то там их (защитников Сунского бора, прим. ред.) уговаривает находиться на этих местах ». Отвечая на вопрос о проблеме Сунского бора на встрече с депутатами законодательного собрания Карелии, Александр Петрович и вовсе заявил, что «началось всё с шантажа. Когда одна из дачниц пришла и сказала: либо вы там решаете некие стимулирующие вещи, либо мы … Вот и все, и устроили».
Артур Олегович Парфенчиков, временно исполняющий обязанности главы Республики Карелия
Дальше события развивались со скоростью курьерского поезда. 15 февраля 2017 года Александр Худилайнен ушёл в отставку. Временно исполняющим обязанности главы Республики Карелия стал Артур Парфенчиков, который на первой же пресс-конференции в новой должности, отвечая на вопрос журналиста о проблеме Сунского бора, сказал:
Решение должно быть неординарным. Но готового рецепта у меня пока нет
— Лес.медиа
— les.media
21 февраля 2017 года активистка Татьяна Ромахина передала в приёмную Артура Парфенчикова письмо от имени защитников Сунского бора с просьбой о встрече.

А 17 марта 2017 года случился «красный день календаря» в конфликте вокруг Сунского бора. Артур Парфенчиков официально заявил о разрешении проблемы Сунского бора в пользу его защитников. Компания «Сатурн Нордстрой» начала процедуру добровольного отказа от права пользования недрами на месторождении Южно-Сунское! 
«Сунские партизаны» победили!

Победили они уже давно, несколько лет назад. Когда дали понять, что не отступятся. Они победили чиновников вместе с их административным ресурсом и карманными экспертами. Они победили тех, кто писал «придёт зима, они сами уйдут из леса».

Они говорили «нам уходить нельзя», они сражались за Родину!
P.S. История Сунского бора не закончена. «Сунские партизаны» по-прежнему дежурят в лесу. 
«Когда увидим документы, что бор-батюшка целым останется, тогда и уйдем из леса», — говорят они.
И, как говорится, кто старое помянет — тому глаз вон. 20 марта 2017 г. Татьяна Ромахина отправила от имени всех защитников Сунского бора письма благодарности Артуру Парфенчикову, временно исполняющему обязанности главы Республики Карелия и Игорю Федотову, гендиректору компании «Сатурн Нордстрой».
Уважаемый Артур Олегович! От имени жителей деревни Суна Кондопожского района хотим поблагодарить Вас за участие в решении нашей проблемы. Спасибо за то, что услышали нас в такой острой социальной и непростой ситуации. 
Надеемся на дальнейшее взаимопонимание и работу на благо жителей Республики Карелия.
Уважаемый Игорь Александрович!
Мы, жители деревни Суна Кондопожского района, выражаем признательность за принятие вами непростого, но разумного и взвешенного решения. Желаем вам успехов в работе. Надеемся, что ваши дальнейшие бизнес-проекты будут учитывать интересы всех сторон.
P.P.S. 20 марта 2017 года на официальном сайте Правительства Республики Карелия опубликовано сообщение о заседании комиссии по вопросам пользования участками недр местного значения. Поводом для заседания комиссии стало заявление компании ООО «Сатурн Нордстрой» о прекращении права пользованиями недрами на месторождении Южно-Сунское в Кондопожском районе Карелии.

По итогам заседания комиссии министерство природопользованию и экологии Карелии досрочно прекратило право пользования недрами по лицензии, предоставленной ООО «Сатурн Нордстрой» для геологического изучения, разведки и добычи песка на участке недр «Южно-Сунское».

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...