Наверх
Герои

Перевоспитание через обучение

Как в Китае борются с религиозным экстремизмом
03.06.2019
Чтобы лучше понять происходящее в Синьцзяне, стоит вернуться ровно на 20 лет назад. 6-го июня 1999 года более 10 тысяч последователей "Фалунгунь" вышли к зданию правительства в Пекине. "Фалунгунь Дафа" - это синкретическая буддистко-даосская секта, в 90-х она приобрела фантастическую популярность - на фоне хорошо нам знакомого постсоветского кризиса духовности. 

Фалунгунь совмещал народный мистицизм даосского типа, практику цигун, популярную эзотерику и жесткую протестатскую этику. Наверняка вы видели фотографии с площади Тяньанмынь, заполненной тысячами китайцев, синхронно исполняющих какие-то красивые па, - это и были Фалунгунцы. К 1999 году последователями движения были 70 миллионов человек. Когда их количество превысило численность КПК, это напугало политбюро, и секта была запрещена. Однако фалунгуньцы зная, как их много, попытались сопротивляться. Они сотнями и тысячами приходили к государственным органам и демонстративно садились медитировать.
7 июня генсек ЦК Цзян Цземин собрал срочное заседание политбюро. Он и глава госбезопасности Ло Гань потребовали решительных действий. Секта была объявлена вне закона, по телевидению началась кампания шельмования "феодальной ереси", тысячи фалунгунцев были сразу арестованы. Власти подозревали, что многие госчиновники являются тайными сторонниками движения. Поэтому уже 10 июня в ЦК был создан так называемый "Офис 610" - секретный орган, координирующий борьбу с Фалунгунь. Эта не предусмотренная законодательством структура превратилась в специальную тайную полицию. Ее сотрудники (около 15 тысяч человек) руководили арестами фалунгуньцев. Всего, по мнению исследователей, было арестовано от 450 тысяч до миллиона человек. Поскольку юридически аресты не оформлялись, "Офис 610" начал возрождение системы "лагерей перевоспитания", забытой со времен Мао Цзедуна. Тогда же возникла концепция работы с верующими, которую которую позже Чэнь Цюяньго принес в Тибет и Синьцзян - "Перевоспитание через обучение”.
"Тигриный стул" для допросов и наказаний заключенных, фото с сайта "Human Rights Watch"
Слово "перевоспитание" по советской привычке ощущается нами чем-то лицемерным, чисто формальным. Когда-то, еще при Сталине, большом друге Мао, в начале 30-х в СССР это называлось “перековкой”, а советские лагеря — “исправительно-трудовыми”. “Перевоспитание”, конечно, было фигурой речи — однако люди, пережившие лагеря, действительно на всю жизнь получали прививку “советского образа жизни”. Тем не менее, всерьёз никто в “перевоспитание” не верил, а зря.

"Надзиратели приказали ему стать лицом к стене. Если он двигался, его били шокером. Если он падал от усталости, его снова били током. Утром у него было пять минут, чтобы поесть и сходить в туалет. "Если я не успевал, приходилось мочиться в штаны. За это они опять били меня током". На шестой день Оуян не видел даже штукатурку перед лицом, его колени подгибались, за что его снова били током и дубинками. Следующие три дня Оуян отрекался от своих взглядов, непрерывно крича в стену. Полицейские продолжали бить его током, что вызывало недержание. Наконец, на десятый день его отречение было признано достаточно искренним. Оуяна поставили перед группой фалунгунцев, и он отрёкся от них ещё раз, это было заснято на видео. Затем, еще через двадцать дней непрерывного, по 16 часов в день осуждения Фалунгун, он был признан сдавшим экзамен." Это рассказ перевоспитанного, записанный в 2001 году корреспондентами "Вашингтон Пост".

Уроки осуждения Фалунгунь у Оуяна вели перевоспитанные верующие - так же, как в Синьцяне. Пытки или по меньшей мере угроза их - необходимое условие честной самокритики, Китай никогда этого особо не скрывал. Однако "перевоспитание" это не фикция, а статистически работающая система. Большинство из тех, с кем мы беседуем в "Атажюрте", говорят, что почти забыли казахский. Китайская специфика в том, что система не стремится убивать человека, а точно, как у Оруэлла, - перевоспитывает и отпускает.
В июне 2001 года , китайский военврач Ван Гоци, убежавший в США, дал показания в Конгрессе о том, что он удалил кожу и роговицу глаза более чем у ста казнённых заключённых для рынка трансплантации органов в Тяньцзине, и что, по крайней мере, на одной операции заключённый ещё дышал. К 2005 году врачи в разных странах стали отмечать невероятную скорость появления донорских органов на рынке. До того срок ожидания был от полугода до нескольких лет, но теперь стало возможным получить донорскую, печень, почки, сердце или роговицу через неделю или две.

Канадский парламент предпринял расследование, результатом которого стал знаменитый "Отчёт Килгура-Мэйтаса". Его авторы утверждали, что Китай убивает политзаключенных для выемки их органов. По свидетельствам источников комиссии, эта практика началась в в Синьцзяне в конце 90-х. С 1999 по 2005 годы было проведено 41500 операций с донорскими органами из Китая,источники которых неизвестны. Этот скачок четко совпадает с массовыми арестами последователей Фанлуньгунь. По мнению комиссии, ради органов было убито более 62 000 фалуньгуньцев.

Китай, конечно, назвал отчет возмутительной ложью, а откуда взялись органы, объяснять не стал. Поскольку в "лагерях перевоспитания" содержатся люди, официально не осужденные, проверить правду очень сложно. В декабре 2005 года замминистра здравоохранения Китая признал, что 95% всех органов для трансплантаций получены в результате казней (уровень добровольного донорства в Китае очень низок). По закону, органы казненного могут быть использованы для трансплантации в случае его предварительного согласия. Однако, по мнению экспертов, скорость, с которой предоставлялись органы из Китая требует большого количества доноров, прошедших тест на группу крови и человеческий лейкоцитарный антиген. Такие временные рамки не могут быть обеспечены при случайной смерти, а значит органы изымались по запросу. (Кёрк С. Эллисон, Миннесотский университет)

Канадский журналист Итан Гутман смог опросить более ста свидетелей - оставшихся в живых последователей Фалунгунь, врачей, полицейских и надзирателей, эмигрировавших из Китая. Врачи которых он опрашивал, подтвердили, что не только брали анализы у живых заключенных, но и делали операции по выемке у еще живых людей. Когда в свое время мой друг Эрнст, немецкий журналист, рассказал мне об всем этом, я улыбнулся и заговорил о чем-то другом. Потому, что в это невозможно было поверить.

Сам Чэнь Цюаньго, вероятно, в этой истории не участвовал. Но американская исследовательница Сара Кук считает, что именно борьба с Фалунгунь стала для него и его коллег профессиональной школой. Она пише, что трое высокопоставленных соратников Чэня, ответственные за нынешнюю программу перевоспитания в Синьцзяне, вышли из "Офиса 610". Так бывший глава офиса, а ныне министр юстиции Фу Женьхуа в 2017 выпустил приказ об организации в Синьцзяне "лагерей перевоспитания" и курирует эту программу на правительственном уровне.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...


  • sh
    @shurale
    4 years ago

    как я раньше не мог прочитать про такой ужас?..

  • Ts
    @Tsayper
    4 years ago

    хрен я что куплю на али экспресс с этого дня

  • Jk
    @Jktcz1976
    4 years ago

    Настоящее журналистское расследование ! Еще бы Россия не научилась подобной "борьбе с религиозным экстремизмом".