Наверх
Герои

Быть матерью - тоже талант

«Мне Бог посылает лучших», — утверждает жительница села Ленино Пензенского района Марина Челнокова, приемная мама двенадцати детей 
17.04.2018
«Мне Бог посылает лучших», — утверждает жительница села Ленино Пензенского района Марина Челнокова, приемная мама двенадцати детей. Услышишь такое и подумаешь, что у этой замечательной женщины в доме целый выводок ангелочков — нежных, розовощеких, покладистых. Не детки, а мечта.

Ты кто?
Между тем под вышеуказанное описание подходит только младшенькая – пятилетняя Катюшка. Жизнерадостная, общительная девочка не слезала с колен мамы, пока мы разговаривали.
— Когда мы в августе прошлого года забрали ее из детского дома, она могла произнести всего три фразы: это кому? как надо? ты кто? — рассказывает Марина Владимировна.
Катюша — из отказничков. Челнокову отговаривали: у девочки целый букет заболеваний, да еще и в развитии отстает. А ведь если бы не Марина, кроху скорее всего ждали бы сначала интернат для умственно отсталых детей, а потом психоневрологический – для взрослых…
За несколько месяцев под маминым крылом Катюша не только научилась говорить, но внешне изменилась. Она почти догнала своих сверстников по уровню умственного развития. Занимается в вокальной студии и в танцевальном кружке.
Катя (в центре) с приемными братом и сестрой. 
— Хотя пятилетние дети — это не мой профиль, — шутит Марина Владимировна. — Мой — находить общий язык с подростками.

Безумцы? Страдальцы
Как-то в одной из телепередач показывали интервью с многодетной приемной матерью из Москвы Любовью Морозовой. Она рассказала, что, когда брала в семью второго сироту, врач, который проводил психиатрическое освидетельствование ребенка, напутствовал их с мужем такими словами: «Удачи вам, безумцы!». По словам героини передачи, многие знакомые относятся к ним пусть не как к сумасшедшим, но как к людям со странностями. Ну кто в здравом уме станет взваливать на себя заботу об ораве чужих и проблемных детей?
Марина Челнокова уверена, что приемное родительство надо выстрадать.
— У нас в Пензенском районе я возглавляю клуб приемных семей. 90 процентов мам и пап судьба подвергла испытаниям. Кто-то пережил тяжелую болезнь или смерть родного ребенка, кому-то не помогло многолетнее лечение от бесплодия и т.д. Мало кто прямо с юности мечтал отогреть сироту…
Ее саму жизнь не баловала. Рано вышла замуж и, прожив с мужем в любви и согласии всего десять месяцев, стала вдовой. Александр погиб в автокатастрофе, когда молодая жена носила под сердцем ребенка. Сына она назвала именем отца.
Сын Александр - надежда и опора Марины Челноковой
Марина не опустила руки, не потерялась в трудные 90-е, получила высшее образование, много работала, стараясь обеспечить себе и мальчику достойную жизнь. Жила в Москве и Твери, где занималась рекламой.
Несколько раз пыталась устроить личную жизнь, да только каждого супруга поневоле сравнивала с Сашей. Ни один сравнения не выдержал…
Тяжелым выдался 2008 год: ушла из жизни мать Марины, а потом — брат.

Подранки
Она бросила все и вернулась в Ленино, чтобы ухаживать за тяжело больным отцом, слегшим после смерти жены и сына. Вскоре не стало и его.
А еще Марина переживала за четверых племянников — они ведь остались круглыми сиротами. Их непутевую мать лишили родительских прав.
Правда, вскоре младших взяла под опеку двоюродная бабушка, а старшая – 14-летняя Алена – оказалась в детском доме. Девочка не была кровной родней: она от первого брака вдовы брата.
Но для Марины это уже не имело значения. Аленку она забрала к себе.
Потом к Челноковым зачастили друзья девочки — Павел и Настя — одинокие подранки, не нужные никому в целом свете, даже собственным семьям.
Душевного тепла мамы Марины хватило, чтобы отогреть их всех.
Долгими вечерами подростки все говорили, говорили с ней, и открывалась им совсем другая жизнь, в которой есть любовь, взаимопонимание, доверие. Дом Челноковых стал их родным домом.
— Я, правда, оглянуться не успела, как они выросли, — разводит руками Марина. — Получили образование, стали серьезными, взрослыми. У Алены с Пашей детская дружба переросла в любовь. Они поженились и сами стали родителями, живут и работают в Пензе. А Настя теперь моя невестка.
Как-то вся семья собралась вместе, и Алена крепко обняла приемную маму:
— Какое счастье, что ты у нас есть! А те ребята, что не попали в семью… Как же им не повезло: многие спились, стали наркоманами.
Поверь мне!
Так Марина Владимировна стала профессиональной приемной мамой. Один за другим в доме появлялись новые дети: Лена и Леля, Лера и Вика, еще одна Настя, Дима… Все как один с клеймом «трудный подросток», не единожды преданные сначала кровными родителями, а потом – приемными, не справившимися с их воспитанием.
Воспитатели детских домов в один голос уверяли ее, что это прекрасные дети, умные, хозяйственные… Потом выяснялось, что один из них привлекался к уголовной ответственности за кражу, второй прошел курс лечения в психбольнице, у третьего – хронический алкоголизм, четвертый 11 раз сбегал из детдома.
Но мама Марина сумела найти подход к каждому. Конечно, большой плюс, что она в свое время получила еще и диплом психолога, окончила школу приемных родителей, постоянно занимается самообразованием. Но этого мало, здесь нужен талант. Материнский.
Марина и ее дочери
— Подростков воспитывать поздно, их поведение можно только скорректировать. А для начала нужно научить доверять людям, — утверждает Челнокова. — Примерно через полгода начинают оттаивать, когда видят, что ты не обманываешь их, что любишь, желаешь добра. Они вдруг понимают, что, например, возвращаться домой с улицы позже назначенного часа плохо не потому, что влетит, а потому, что мама будет переживать. Так появляется ответственность не только за себя.

К маме на выходные

Сейчас с Челноковыми живут еще двое племянников Марины от покойного брата: Лида и Егор. Сами попросились под предлогом того, что бабушка-опекун стала старенькой и ей тяжело воспитывать троих. А что было на самом деле, кто знает…
Эти птенцы быстро вырастают и разлетаются по своим гнездам. Появилась семья у Лели, она перебралась к мужу в Самару. Вышла замуж и переехала в другой район Лена. Получила собственное жилье в Кондоле Лера.
Но как только появляется возможность, все спешат к маме. Ей вроде и некогда скучать – детей полон дом. А все же душа болит за каждого. Все они ее, все родные.
Чудо-мама
Екатерина Аветисова, начальник отдела Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области (именно она стояла у истоков создания первых семейных детских домов в нашем регионе):

— Пример Марины Владимировны уникален. Она единственная приемная мама в Сурском крае, которая умеет работать с такими сложными детьми. Другие боятся брать в семью подростков. Это действительно трудная задача: принять ребенка с его подчас очень страшным прошлым, окунуться в его мир, понять, помочь пережить душевный надлом и выпустить в мир нормального, полноценного гражданина.

ЦИФРЫ
Первые семейные детские дома появились в Пензенской области в 1989 году. А институт приемных семей стал активно развиваться с 2000-х годов — сейчас таких семей у нас насчитывается около 700. В них воспитываются примерно 1100 детей.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...