Наверх
Из архива

"Женитьба" Анатолия Эфроса

Несколько фотографий из зала Театра на Малой Бронной сезона 1983-84 года
10.07.2018
"Женитьба" по пьесе Гоголя - легендарный спектакль (1975) режиссера Анатолия Эфроса. Школьником, в начале 80-х, я видел его дважды. Один раз сделал несколько кадров из зала любительским фотоаппаратом. Тогда, кажется, и не запрещали снимать - обычно зрителям такое просто не приходило в голову.
В 1983-м я учился в 9 классе, школа была на Плющихе, после уроков я просто шел по Арбату в центр, занимал очередь в кассе на какой-нибудь из самых модных тогда спектаклей и, простояв пару часов, брал билет "из остатков от брони", на самые лучшие места. У Эфроса, у Любимова, у Ефремова, в Маяковке, Моссовете и Современнике я в те пару лет посмотрел всё, что было самого громкого. 
Слева - Анна Каменкова в роли Агафьи Тихоновны. В центре - Леонид Броневой и Антонина Дмитриева (Яичница и сваха). Справа - Лев Дуров (Жевакин). Двойная экспозиция при съемке. Скан с отпечатка.
Я не застал уже в "Женитьбе" первых исполнителей ролей Агафьи Тихоновны и Кочкарева Ольгу Яковлеву и Михаила Козакова. Хоть смотрел спектакль дважды, а Яковлева ещё тогда продолжала играть эту роль. Но я попадал на "второй состав" - а им была нежнейшая, молоденькая Анна Каменкова и у неё Агафья Тихоновна получалась не менее пронзительным и трогательным персонажем. Там были женихи - Дуров и Броневой и сваха - Антонина Дмтириева, незаслуженно забытая мощная актриса. Все они "жгли напалмом", это был тот самый ансамбль, которого как идеала добиваются на сцене лучшие труппы и режиссеры.

Мои знакомые, что смотрели "восстановленный" спектакль в 90-е, говорят, что там уже и близко не было исходного впечатления. Можно восстановить внешний сценический рисунок, но не воздух и химию Эфроса. На видео этот спектакль в его лучшие сезоны записан не был. Видео не всё способно сохранить, другой легендарный эфросовский спектакль того времени - "Месяц в деревне" - в записи явно проиграл, но  это лучше, чем ничего.
Леонид Броневой и Антонина Дмитриева (Яичница и сваха). 
Иногда я брал "Зенит-ЕМ" с штатным полтинником (или даже "Смену", у неё спуск был гораздо тише и выдержка 1/15 давала преимущество на целую ступень) и щелкал в моменты громких звуков на сцене. Или уже на поклонах. Не потому что было нельзя снимать - тогда как-то не обращали на это внимания. Но я дико стеснялся помешать всем громким щелчком в тишине.

А в этот раз, на "Женитьбе" в моем фотоаппарате сломалась протяжка пленки и вышло несколько кадров с двойной экспозицией. Сейчас это даже и не мешает.

Пленка Свема "Фото-130" - это чувствительность всего 130 ISO, другой и не было тогда в продаже. 
Выход актеров на поклоны после легендарного спектакля "Женитьба" Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной в сезоне 1983-84 года. Антонина Дмитриева (сваха), Леонид Броневой (Яичница), Лев Дуров (Жевакин), Николай Волков младший (Подколесин), Анна Каменкова (Агафья Тихоновна), Валентин Смирнитский (Кочкарев).
Двойная экспозиция при съемке. Скан с отпечатка.
Помню, что перед спектаклем на Бронной, не только перед этим, а - перед любым эфросовским, в зале висело очень густое ожидание чуда. Это чувствовалось. "Сейчас будет что-то особенное, и мы все здесь для этого".

Я тогда думал, что это вообще в театре так. Но потом, лет через 10-12 я заметил, что в театрах мне чего-то не хватает. Я думал - изменился я сам, не могу больше волноваться "Вот сейчас они начнут". Но нет - уже в конце 90-х я оказался во МХАТе на гастролях Малого Драматического. Давали "Пьесу без названия" - по чеховскому "Платонову", тот спектакль, в котором огромный бассейн посередине и в котором зрители сидели прямо на сцене.

И вот перед его началом, уже сидя в кресле я снова почувствовал вокруг то же, что висело под люстрой в эфросовском или любимовском театре в 80-е. Густое и гудящее ожидание чуда. Это бывает в настоящем театре. И не бывает в ненастоящем.
Выход актеров на поклоны после легендарного спектакля "Женитьба" Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной в сезоне 1983-84 года. Антонина Дмитриева (сваха), Леонид Броневой (Яичница), Лев Дуров (Жевакин), Николай Волков младший (Подколесин), Анна Каменкова (Агафья Тихоновна), Виктор Лакирев (Анучин).
Двойная экспозиция при съемке. Скан с отпечатка.
Леонид Броневой (Яичница), Лев Дуров (Жевакин), Виктор Лакирев (Анучин, крайний слева). Скан с отпечатка.
Леонид Броневой (Яичница), Лев Дуров (Жевакин). Сканы с отпечатков.
К сожалению, я "не успел" на несколько других великих спектаклей Эфроса - они сошли со сцены буквально за 2-3 года до того, как я начал гулять от школы до московских театров.
Я не видел ни "Отелло", ни "Дон Жуана", ни "Ромео и Джульетту", ни "Три сестры". Повезло - видел тургеневский "Месяц в деревне", где две "Анафьи Тихоновны" - Яковлева и Каменкова - играли вместе. В отличие от всех других упомянутых мной постановок Эфроса, "Месяц" был снят на пленку для ТВ. И это здорово, хотя ни гудения электричества в зале, ни атмосферы на сцене запись, конечно, не передает. И все же лучше, чем ничего.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...