Наверх
Фотопроекты

Архив Боруцкого: Александр и Александра

100 лет жизни семьи в двух сумках из супермаркета
26.09.2017
Этот архив попал ко мне совершенно случайно. Декабрьским вечером 2015 года, в мессенджер Fb пришло странное сообщение с вопросом: не хочу ли я приобрести архив фотографа ГМИИ им.А.С.Пушкина. Почему это сообщение пришло именно мне во Владикавказ, а не сотне-другой московских коллекционеров? Почему тогда зимой 2015 я решилась на авантюрную покупку архива, который по большому счету никакого профессионального интереса для меня не представлял? Возможно, сыграло свою роль наличие свободных денег, а может тень ГМИИ, стоявшая за этими фотографиями, но скорее всего на окончательное решение повлияла сакраментальная фраза: «он никому не нужен, мы его выбросим». Так или иначе, через несколько дней я оказалась владельцем форменного кота в мешке, с тем лишь дополнением, что обретенный «кот» находился от меня почти в 2000 км и временно разместился на квартире моего доброго друга, московского фотографа Всеволода Тоботраса. Кто ж тогда знал, что две огромные сумки из гипермаркета «Ашан» доверху забитые фотографиями и негативами будут добираться до меня чуть не 1,5 года.
Сам архив состоял из трех неравных частей. Первая – порядка 30 заводских коробок негативов 18X24 с пересъемкой произведений живописи  из разных московских музеев (всего около 300 фотографий). Вторая – это фотографические работы хозяина архива, о которых мы поговорим чуть позже, а вот третья часть оказалась для меня наиболее интересной. Там, в трех картонных коробках, оказались семейные фотографии и документы, из которых можно проследить жизнь одной большой семьи почти за сто лет. Надо лишь упомянуть, что проводником в эту историю станет для нас последний владелец архива – Владимир Львович Боруцкий, чьей рукой заботливо подписана основная часть фотографий. 
Александр и Александра
Когда и где родился Александр Михайлович Щербина достоверно неизвестно. Наиболее раннее его изображение, согласно карандашной записи на фото, датировано 1899 годом и сделано в Москве. Хозяину архива, Владимиру Львовичу Боруцкому, Александр Михайлович приходится прадедом, а для нас является наиболее ранним представителем семьи, о судьбе которого есть хоть какая-то информация. 
Александр Михайлович Щербина. 1899 год (согласно семейной датировке). Ателье Павла Николаевича Барбашова на Арбатской площади в доме Арманд (против церкви Бориса и Глеба на углу Воздвиженки). Можно однако предположить, что датировка фотографии отличается на несколько лет и фото сделано ранее, до 1896 года, когда П.Н.Барбашов был удостоен высочайших наград и изменил фирменный бланк ателье. Атрибуция этого снимка требует дополнительных изысканий. 
В справочнике “Вся Москва” имя Александра Михайловича Щербина появляется впервые в 1906 году. Там же указано, что он врач и проживает на Зубовском бульваре в доме Балихина в квартире №6. Судя по всему, фотография отражает самое начало врачебной карьеры Александра Михайловича, своей практики он на тот момент не имел. 
Зубовский бульвар, квартал его, что раскинулся между Остоженкой и Пречистенкой, тогда еще действительно был бульваром, а не многополосным шоссе. Место это было тихое и не случайно, что в начале XX века  этот участок, да и весь бульвар стал активно застраиваться доходными домами. Точный адрес дома Балихина установить не удалось, хотя некоторые исследователи считают, что под этим названием скрывается дом №29. Однако из-за масштабной реконструкции Зубовского бульвара в 1938 году от первоначального вида бульвара почти ничего не осталось. 
Так или иначе, около  1905 года в квартиру №6 дома Балихина заселилось семейство молодого врача. 
Александра Ивановна Щербина (слева) с сестрой. Фотография Ричарда Юльевича Тиле и Франца Осиповича Опитца. Москва. Кузнецкий мост. Между 1882 и 1886 г.г.
Когда произошла первая встреча Александр Михайлович с его будущей женой Александрой Ивановной неизвестно. Но благодаря подписям к фотографиям, мы точно знаем, что Александра Ивановна была несколько старше супруга, и на момент их встречи была замужем за господином Баулиным. Да и ладно бы только замужем, но подрастал уже наследник, чьи фотографии Владимир Львович подписывает то именем Алексей, то именем Сергей. 
Алексей (Сергей) Баулин. Фотоателье Романа Фроловича Бродовского. Москва.  Кузнецкий переулок, дом Хомяковых. Между 1890 и 1898 г. 
В конце XIX - начале XX века женщина решалась на второй брак чаще всего после смерти первого мужа. Бракоразводные процессы были редкостью, а если они и случались, то тянулись по нескольку лет. Тем не менее Александра Ивановна не только ушла от мужа, но и добилась развода. Судя по всему, сын ее остался жить с отцом, хотя с матерью отношения поддерживал, о чем свидетельствуют сразу несколько разновременных фотографий Алексея (Сергея) со сводными братьями-сестрами. 
Вера Щербина, Баулин Алексей (Сергей), Александр Щербина. Неизвестное ателье. Москва. Около 1917 года.
Довольно долгое время Александр и Александра жили как сейчас бы сказали "гражданским браком". Развод Александра Ивановна получила лишь после рождения старшей дочери Веры, которая почти полтора года была записана на няню. И лишь сын Александр родился уже в законном браке. 
Вера и Александр Щербина. Фотография ателье Павла Николаевича Барбашова. Москва. Арбатская площадь, дом Арманд против церкви Бориса и Глеба на углу Воздвиженки. Около 1900 г.
Няня
Евдокия Григорьевна Клокутова - няня детей Щербина, поступила на службу в семью задолго до рождения малышей. Первое время она служила горничной в семье Александра Михайловича, а после рождения Веры, стала ухаживать за детьми. 
Евдокия Григорьевна Клокутова с Александром и Верой Щербина. Фотография ателье Павла Николаевича Барбашова. Москва. Арбатская площадь, дом Арманд против церкви Бориса и Глеба на углу Воздвиженки. Около 1900 г.
Няню в семье любили и принимали практически на равных с собою. Так, чтобы выручить Александру Ивановну, няня записала на себя Веру после ее рождения, да и в остальном двух женщин связывали дружеские отношения. Няня прожила в семье всю свою жизнь, оставаясь в старости на попечении своей воспитанницы Веры Александровны. 
Няня Евдокия Григорьевна Колкутова и Вера Александровна Боруцкая (Щербина). Около 1950-х годов
Кроме Евдокии Григорьевны в семье некоторое время жила экономка - София Радченко. Уезжая из дома Щербина, она подарила кому-то из членов семьи свою фотографию на память. Оборотная сторона фотографии гласит: "На память доброму дорогому другу". 
Соня Радченко. Фотография ателье Павла Николаевича Барбашова. Москва. Арбатская площадь, дом Арманд против церкви Бориса и Глеба на углу Воздвиженки. 20 октября 1911 года.
Переезды
Александр Михайлович, Александра Ивановна, Саша и Вера. Любительская фотография. Около 1910 г.
До октября 1908 года семейство Щербина проживало на Зубовском бульваре. В 1907 году Александр Михайлович поступил на службу санитарным врачем на Александровскую железную дорогу, врачебное отделение которой находилось в доме №2 на Сретенской площади. А в 1908 году семья переехала, заняв квартиру в доме колокололитейщика П.Финляндского на углу Грохольского и Коптельского переулков.  Тогда же Александр Михайлович недолгое время проработал врачом в Обществе охраны народного здоровья.
Александр Михайлович Щербина. Фотография С.Н. Курбатовой. Москва. Страстная площадь дом Базыкина. 
Впрочем, в Грохольском переулке они прожили недолго и не позже октября 1910 года вновь переехали, сняв квартиру в доме №2 на Швивой горке. Старое название этого холма теперь уж забыто, а холм носит имя Таганского. Любопытно, что после переезда семьи квартиру в доме Финляндского занял врач Михаил Емельянович Щербина. Был ли он родственником Александру Михайловичу достоверно сказать невозможно. 
Скриншот со справочника "Вся Москва" за 1911 год.
На Швивой горке семья прожила до 1912 года, а затем вновь переехала, обосновавшись на ул.Краснохолмской в доме №22. В справочнике за 1912 год и появляется изменение в фамилии Александра Михайловича. Теперь фамилия записывается не как Щербина, а как Щербинъ, отчего во многих справочных изданиях Александра Михайловича запишут как ЩЕрбина. В военный 1914 год семья переезжает последний раз. Мыльников переулок д.8 кв.6 - квартира в которой Александр Михайлович с детьми и супругой проживет вплоть до 1930-х годов, пережив и революцию, и гражданскую. Долгое время, кроме работы на железной дороги, он, пытаясь прокормить семью, держал частную практику сразу в двух местах: по домашнему адресу и в доме №41 по Котельнической набережной. Революция никак не отражена в архиве, лишь две карточки показывают как изменились к 1917 году дети. 

Александр Александрович Щербина. 1917 год. Неизвестное ателье. На обороте надпись: "Дорогой, милой, золотой, родной, "глупенькой" мамочке, от плохого, но любимого Саши"
Вера Александровна Щербина. Неизвестное ателье. Карандашная запись  на обороте: "Маленькой няне, от большого выходка ее (неразб.). Люби меня, милая, и знай, что выходок всю свою жизнь не забудет тебя и будет всегда стараться дать покой и приют (далее неразборчиво).

В 1920 -х Александр Михайлович потерял и частную практику, и службу на железной дороге. Его имя еще пару раз мелькнет в справочниках, в 1924 и 1925 году, где он указан как врач в Институте профессиональных болезней им.Обуха, а после и вовсе след его потеряется. Александра Ивановна будет жить в Мыльниковом переулке вплоть до 1936 года. 
Александр Михайлович Щербина. Неизвестное ателье. Около 1917 г.
Александра Ивановна Щербина с сыном Александром. Неизвестное ателье. 1930-е годы. 
О судьбе Веры Александровны Щербина мы поговорим во второй части. 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...