Наверх
Репортажи

Кяхта – миниатюрный Вавилон

Как живет маленький сибирский городок на юге России, который в период расцвета называли «Песчаной Венецией» и «Забалуй-городком»?
17.03.2022
Что я знал о Кяхте до приезда сюда?
— Город Кяхта — южный форпост России на границе с Монголией, районный центр на юге республики Бурятия
— В XVIII-XIX веках через Кяхту проходил «Великий чайный путь»
— В Кяхте самый крутой краеведческий музей
— Через пять лет Кяхта отмечает свое 300-летие
Кяхта. Немного истории.
Город Кяхта был основан в 1727 году российским дипломатом Саввой Рагузинским-Владиславичем как острог Троицкосавск, впоследствии он был объединен с торговой слободой Кяхта, а в 1934 году был переименован в Кяхту. 
Памятник основателю Кяхты Савве Рагузинскому-Владиславичу
Появление города на отшибе империи прямо в степи тогда соответствовало интересам государства. В XVII веке дипломаты предприняли несколько разведывательных экспедиций и официальных посольств в Китай для установления границы и торговых отношений между Россией и Поднебесной. Заключенные впоследствии между Россией и Китаем Буринский и Кяхтинский договоры не только определили на долгие годы мирные взаимоотношения между странами-соседями, но и стали судьбоносными для «пырейного места», сделав его главным центром русско-китайской торговли.
Центр Кяхты с Гостиными рядами и Троицким собором в XIX веке и сегодня
Первые торги состоялись 25 августа 1728 года, с тех пор сюда из разных мест России устремились предприимчивые люди.
Через Кяхту в Китай вывозились сукно, мануфактура, пушные товары и юфть, из Китая — главным образом — чай, который привозили караваны верблюдов и лошадей. Повозки с чаем прибывали в Гостиный двор, который в ту пору превратился в настоящую биржу. Около века именно Кяхта снабжала чаем всю Россию и почти монопольно — Западную Европу. Долгое время именно в этом миниатюрном городке проходила вся торговля русских с Поднебесной. Говорят, местные жители были так богаты, что с трудом находили наёмных рабочих - никто не хотел идти в услужение к соседу.
Кяхта. Гостиный двор. 1890-е. Фото: Жюль Легра.
"Кяхтинский чай, да муромский калач — полдничает богач" — эта пословица из словаря Владимира Даля в наше время мало кому понятна, а когда-то произносилась с завистью. Чайный путь соединял больше, чем экономики мира, он соединял цивилизации.
Карта "Великого чайного пути", по которому через Кяхту привозили чай из Китая в Россию и Европу.
Кяхта была самым желанным местом для людей деловитых, капиталистых и авантюрных. За год некоторые купцы поднимались от 3-й до 1-й гильдии. Многие создавали свои собственные мощные чайные фирмы. В начале XIX века здесь торговало 60 "первостатейных" купцов, их комиссионеров и приказчиков, представлявших 16 городов России.
Дома строили либо деревянные, либо полукаменные. Купцы предпочитали деревянные жилые строения, сухие, тёплые и "дышащие". Все они были "просторные и хорошей постройки". Купцы имели свой клуб, сады, музыкантов, хор и жили "на широкую ногу". Кто-то звал Троицкосавск "Песчаной Венецией", кто-то "Клондайком", а кто-то "Москвой-на-Востоке". Декабрист Николай Бестужев неоднократно бывал здесь и окрестил слободу "Забалуй-городком". 
Кяхта сегодня. Улица Крупской.
Так получилось, что все крупные отечественные экспедиции по изучению Центральной Азии шли через Кяхту: Николай Пржевальский, Пётр Козлов, Владимир Обручев, супруги Потанины, Гомбожаб Цыбиков и другие. Так что, Кяхта стала еще и «Воротами в Азию», форпостом географических открытий. Можно уверенно утверждать, что по совокупности всех параметров Кяхта к середине XIX века стала важным стратегическим, политическим, экономическим центром на юге России.
Но в 1869 году построили Суэцкий канал. Он открыл более короткий и удобный путь для доставки товаров из Китая, в том числе и чая. Денежный поток, который пропускала Кяхта, стал уменьшаться — морем перевозили дорогие сорта байхового чая, а дешёвые, широко употреблявшиеся в России, продолжали везти через Кяхту. В конце 1890-х годов завершилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Все товары теперь пошли по железной дороге, а Кяхта осталась далеко от новой артерии жизни. Гостиный двор в городе "миллионщиков" опустел после русско-японской войны.
В наше время в Кяхте проживает чуть более 20 тысяч человек, а о былом величии напоминают только сохранившиеся храмы, купеческие дома, экспонаты в краеведческом музее и исторические книги, описывающие эпоху расцвета. Гостиный двор, что напротив Воскресенского собора, в XVIII–XIX веках представлявший торговый улей, жужжавший повозками с чаем, сейчас представляет собой только лишь живописные развалины. 
Сегодняшняя Кяхта живет размеренной провинциальной жизнью. Здесь есть прекрасные храмы, музеи, клубы и стадион. В городе все дышит историей. А в районе люди занимаются земледелием, животноводством, охотой, рыбалкой. У меня была прекрасная возможность познакомиться с Кяхтой и жителями района.
Сагаалган — праздник Белого месяца.
Мне кажется, что в Бурятии я побывал уже везде. Но в Кяхту я приехал впервые и сразу попал «с корабля на бал». Дело в том, что в этом году в начале февраля все буддисты Бурятии и России встречали Новый год по лунному календарю — Сагаалган. Сагаалган переводится на русский язык как "Белый месяц". Белый, символ чистоты, святости — главный цвет торжества.
Мурочинский дацан является первым буддийским храмом — центром ламаизма в Западном Забайкалье, основанным в 1741 году. Дацан имеет название «Балдан-Брэйбун», что в приближенном переводе с тибетского языка на русский означает «Совершенное собрание плодов» буддийского учения. 
В селе Мурочи в дацане «Балдан-Брэйбун» накануне праздника буддийские монахи провели обряд Дугжууба. Это специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.  
Во время обряда Дугжууба в костре сжигают особое ритуальное сооружение в виде пирамиды — «соор», символизирующий весь человеческий негатив, накопившийся за год.
Военнослужащие срочной службы на молебне в дацане
А через день рано утром в день наступления праздника Сагаалган все, и монахи, и местные жители села Мурочи уже были в дацане на встрече богини Балдан Лхамо на молебне. По окончании молебна монахи и прихожане трогательно обменивались хадаками — ритуальными шарфами. Они, как правило, белые, синие и желтые. И все произносили поздравление «Сагаан hараар! Сагаалганаар!». 
Новый год буряты отмечают целый месяц с традиционными застольями с бурятскими яствами: буузами, хуушурами, боовами.
«Сагаан hараар! Сагаалганаар!». 
После отъезда из дацана новогоднее застолье нас ожидало в семье Жигжитовых уже в Кяхте. На столе было праздничное изобилие. А Ольга и ее дочки-красавицы Аяна и Соёла провели мастер-класс приготовления боов. 
Приготовление праздничных боов в семье Жигжитовых
Нам показали весь процесс приготовления блюда, от раскатки теста до изготовления ритуальной праздничной горки на тарелке боов вперемежку с конфетами, зефиром, молочной пенкой (урмэ). 
Вообще-то буддийские боовы — это ритуальная мучная пища в дацанах. Но дома у Ольги они были приготовлены по особому рецепту с зеленым чаем и получились сладкие и очень вкусные. 
Соёла Жигжитова с праздничной горкой боов 
Сагаалган с удовольствием отмечают в Бурятии повсеместно. В том числе и в русских селеньях, где о буддизме знают только понаслышке. В селе Чикой меня радушно встретили пирогом с черемуховым вареньем и отменной настойкой на кедровых орехах. А в Наушках стол был, как на свадьбе.  
Глава сельского поселения Чикой Константин Борисов готовится к встрече Нового года по восточному календарю
Казачий атаман
Задача охраны государственной границы в VIII-XX веках была возложена на казаков. В казачье войско с удовольствием набирали бурят, которые славились как отличные стрелки, наездники и "следопыты", умеющие различать следы лошадей и скота, переходивших границу. По инициативе Саввы Рагузинского для охраны забайкальских рубежей России привлекли 15 караулов из бурят селенгинских и хоринских родов. Казаки-буряты отказались от кочевого образа жизни и поселились вдоль границы, где и поныне стоят казачьи станицы. 
Атаман станицы Кударинская Александр Бурлаков
В одну из таких станиц Кударинскую мне посчастливилось отправиться на встречу с самым настоящим атаманом Александром Бурлаковым. Его казачье звание есаул соответствуют воинскому званию майор. В селе Большая Кудара Александр Константинович живет в просторном доме с женой Любой. 
После традиционного чаепития мы отправились во чисто поле, где конь по кличке Харлам забайкальской породы и его хозяин почувствовали адреналин и продемонстрировали мощь и искусство скачки, а я только лишь нажимал на кнопку фотоаппарата.
Атаман А.Бурлаков и конь по кличке Харлам забайкальской улучшенной породы
Но казаки не только стерегли границу с Китаем и Монголией, охраняли государственные объекты и конвоировали арестантские партии, но и сопровождали научные и дипломатические миссии. Так, казаки охраняли экспедиции Николая Михайловича Пржевальского в Китай, Монголию и на Тибет. 
Атаман Александр Бурлаков при полном параде 
Христианство в Кяхте
В Кяхте мне повезло попасть на колокольни обоих действующих храмов Воскресенского и Успенского и увидеть город сверху. Обычная для нынешних времен съемка дроном в Кяхтинском районе запрещена, поэтому такой возможности я обрадовался. А благословил посещение и съемку протоиерей Олег Матвеев, главный здесь священник, духовно окормляющий верующих не только в Кяхтинском, но и в Селенгинском, Джидинском и Закаменском районах. 
Протоиерей Олег Матвеев
Во время душевной беседы отец Олег рассказал, что не сразу стал священником, долгое время работал судьей. Он из семейских. Много путешествовал, совершал восхождения на Мунку-Сардык и Эльбрус. Позднее пришел к вере и стал батюшкой, а теперь и еще судьей в епархии. Его жена Светлана руководит церковным хором. В начале 90-х годов он занимался восстановлением пришедшего в упадок Успенского собора. 
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кяхте
Собор Воскресения Христова в Кяхте
За время деятельности отца Олега на духовном поприще восстановлено и построено много церквей и часовен. А в настоящее время он занимается возобновлением реставрации Троицкого собора и воссозданием Хрустального иконостаса в Воскресенской церкви.
В храме иконы Божией Матери «Успение Пресвятой Богородицы» отец Олег познакомил нас с иконами и крестами, подаренными ему в церквях, которые он посещал. Он показал деревянную икону с частицей мощей святителя Саввы Сербского, покровителя града Троицкосавска. Именно этот святой стоит в имени города «Троицкосавск». И подарил эту икону Бранко Вукоманович, потомок основателя города, графа Саввы Рагузинского в юбилей города Кяхты в 2013 году. 
Интересная встреча произошла у нас в поселке Наушки, который также находится на границе с Монголией. Сюда силами заключенных ГУЛАГа в 1939 году была построена железная дорога из Верхнеудинска (Улан-Удэ), а сейчас через Наушки на поезде можно уехать в Монголию и Китай. 
В Наушках в 2019 году построили красавицу-церковь деревянного зодчества в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия. Церковь была построена на деньги благотворителей и по продвижению и молитвам настоятеля иеромонаха Ефрема Шишкина. Отец Ефрем рассказал нам историю создания храма на границе двух миров, России и Монголии, показал удивительный иконостас с иконами, покрытыми сусальным золотом. 
 Здесь мы встретились с удивительной прихожанкой Анной Петровной Протасовой, которой 14 февраля исполнилось ровно 100 лет. Она вполне боеспособна, сама ходит в храм, поет частушки. В церкви ее поздравили и преподнесли подарки.
Анна Петровна показала медаль «За отличие в охране государственной границы» от 1968 г. Она была награждена за помощь в поимке шпиона на границе. Рассказала, что работала на железной дороге. Подошёл к ней незнакомец, спросил что-то, она заподозрила неладное, взяла его за руку, усыпила его бдительность и хитростью отвела к пограничникам. При проверке он оказался шпионом. Это только один из случаев помощи пограничникам в выявлении нарушителей границы.
Анна Петровна к Богу пришла поздно, но считает, что и она тоже своими молитвами ускорила появление храма в посёлке. Говорит, что Бог привел ее жить именно сюда из Забайкальского края.
14 февраля 2022 года Анне Петровне Протасовой исполнилось ровно 100 лет
Краеведческий музей. Школы и школьные музеи.
Еще задолго до приезда в Кяхту мне рассказывали о знаменитом краеведческом музее имени Обручева. Здесь я познакомился с Лилией Борисовной Цыденовой, заместителем директора музея, которая в беседе прояснила многие вопросы, касающиеся эпохи расцвета и заката Кяхты. 
Лилия Цыденова рассказывает о "Великом чайном пути", который проходил через Кяхту
Кяхта была не только столицей чайного пути и «Песчаной Венецией», но и важным политическим, экономическим и культурным центром, как маленький Вавилон
В Кяхте в старинном здании ТАРУ – Троицкосавского Алексеевского реального училища сегодня располагается школа № 4. Здание относится к числу исторических и мы увидели каменные лестницы XIX века, высокие потолки, широкие коридоры. В школе ничего нельзя менять, поэтому все остаётся так, как было изначально.
Первое, что поразило: у школы есть свой гимн. Не в каждом субъекте российской федерации есть гимн, а в этой школе есть! Я, как человек поющий, попросил его спеть и это случилось! Весь класс вместе с директором школы Галиной Николаевной Самбаевой, она же была дирижером, самозабвенно его исполнил. Когда вот так от души, не из-под палки — это дорогого стоит.  
Исполнение гимна школы №4 в Кяхте
А второе — это кабинет физики. Здесь со стен на нас смотрели первый космонавт Юрий Гагарин и выпускник МИФИ (автор тоже закончил МИФИ) Николай Рукавишников, который учился в этой школе. И еще монгольский космонавт Жугдэрдэмидийн Гуррагча, а он по приглашению школы приезжал к ним в гости. 
Учителя обсуждают гранты и планы на будущее. Глаза горят, подметки летят. А это главное.  
Поездка в село Усть-Киран мне также запомнится надолго. Здесь на могиле купца-мецената Алексея Михайловича Лушникова стоит трёхметровый чёрный мраморный крест, привезённый из Богемии. Настоящее произведение искусства. Лушников заказывал этот крест для декабриста Николая Бестужева, но получилось так, что заказ прибыл уже после его смерти. И по решению общества ему самому водрузили над могилой этот огромный мраморный крест.
Мраморный крест на могиле купца-мецената Алексея Лушникова
В усть-киранской школе приятной неожиданностью была торжественная встреча с хадаками и молоком по бурятскому обычаю, а учителя были в национальных костюмах
В усть-киранской школе есть свой мини-музей. Экскурсовод Катя Иванова очень интересно рассказывала об истории села, показала старые фотографии 17 дач, которые на островах реки Чикой построили кяхтинские купцы. Мы увидели старинную книгу-тропарь, которой предположительно 300 лет. 
Старинная книга-тропарь
Реликвия музея — серебряное кольцо-печатка с зеркальной гравировкой фамилии владельца купца Шишмарёва 
Кажется, что в этой сельской школе есть все, что нужно. Многое делается на выигранные гранты, а остальное собрано и сделано своими руками, энтузиазма хоть отбавляй. В заключение были застолье и песни — Сагаалган никто не отменял, отмечать его положено целый месяц!
В Усть-Кяхте в школе меня встретил Виктор Дарижапов — учитель технологии, он же создатель уникального школьного музея. Несколько лет назад такая идея пришла в голову учителю рисования Дондопу Батоцыренову, а Виктор Сыреторович с ребятами продолжил собирать артефакты и в итоге они искусно оформили чудесный музей об истории Усть-Кяхты и местных традициях.
Чудо-музей в усть-кяхтинской школе
А еще меня поразило, как оформлены в школе многие классы. Здесь нет казенных плакатов, а все сделано силами учителей и учеников: нарисовано, наклеено, изготовлено из дерева. В коридорах можно увидеть красочно оформленные цитаты великих мыслителей прошлого. 
Так оформлены многие классы в усть-кяхтинской школе
Очень важно научить ребят еще в школьном возрасте все делать своими руками. В жизни это точно пригодится, а на селе без этого просто не выжить.
Ученик 8-го класса Анатолий Якимов осваивает премудрости обработки по дереву
Сердце радуется, когда видишь, как бережно в Кяхте и районе относятся к своей истории. Здесь в сибирской окраине в обычных кяхтинских школах замечательные музеи, дети изучают прошлое, учатся краеведению. 
Клуб «Деловые женщины» — изюминка на торте
Куда бы я ни поехал в Бурятии, при всем уважении к истории для меня главными становятся не храмы и музеи, а люди, с которыми удается познакомиться. Так было и в Кяхте.
В первый же день меня встретила Галина Мостовщикова, в Кяхте она человек уважаемый и много знающий о родном крае. В 1988-90 годах она работала мэром города, член союза журналистов России, фотограф. По характеру оптимистка она была моим проводником в Кяхтинском районе все эти дни.
Галина Мостовщикова и отец Олег в Успенской церкви
Галина Николаевна основала в Кяхте клуб «Деловых женщин». В клубе только активные женщины, есть и депутаты, и журналисты, и предприниматели. Они почти не смотрят сериалы и у каждой из них есть дело, которому они отдают себя без остатка. Я познакомимся со многими из них.
Активистки из клуба "Деловых женщин"
«Деловой женщиной» из Кяхты была мастерица пошива игрушек Валентина Каргопольцева. А еще Валентина Владимировна — поэтесса и журналист с неповторимым стилем написания, член Союза журналистов России. Сейчас к печати готовится уже 8-й сборник ее стихов.
В Наушках мы встретились с мастером пошива Людмилой Грудининой, она показала нам швейную мини-мастерскую и необычных кукол.
Другая активистка Татьяна Московская возглавляет в Наушках ТОС, на премиальный фонд которого были отлиты колокола для новой деревянной церкви. 
В доме Валентины Михайловой мы увидели, как мастерица вяжет красивые платья, жакеты, шали. В Кяхте Валентина Гавриловна является председателем общества инвалидов района. Она привлекает инвалидов к спорту и сама в числе первых. Еще и поет в народном хоре ветеранов «Сибирячка».
Встреча с главной «Пчелкой» города Оксаной Герасименко прошла в ее мастерской. Оксана Владимировна — единственный флорист-декоратор в Кяхте, основатель магазина «Пчёлка». Ее творения на мой взгляд очевидно являются произведениями современного искусства, это подтверждают и ее награды на конкурсах. Нам она продемонстрировала свою новую инсталляцию «Коронавирус».
Кроме успешного бизнеса у Оксаны Герасименко есть душевная потребность помогать людям. Она является руководителем волонтёрского штаба «Прометей». Пять волонтёров на своих машинах без копейки поддержки со стороны развозят по городу лекарства и продукты заболевшим ковидом. Иногда в день обслуживают более 100 вызовов. 
В клуб «деловых женщин» входят и наши старые знакомые.
В Кяхте мы были в гостях у Ольги Жигжитовой, у них с мужем Сокто бизнес – магазин «Книжный двор». 
Ведущий эксперт краеведческого музея Кяхты Лилия Цыденова также в рядах активисток. Она пишет грантовые проекты, которые дают возможность участвовать в различных конференциях, выставках. По истории чайного пути дважды напечатана её книга «НеобыЧайная Кяхта».
Директор школы №4, что находится в здании ТАРУ, Галина Самбаева — прогрессивный и современный директор, общественный деятель не только в районе, но и в республике. А текст гимна школы написала поэтесса Ольга Бусяцкая, она тоже из числа «деловых».
Вот такие душевные встречи останутся у меня в памяти о Кяхте. Я благодарен всем кяхтинцам за гостеприимство и бурятское застолье. Я очень надеюсь снова здесь побывать, пройтись на лодке по Чикою, посидеть с песнями у костра в Усть-Киране. 
Пирог с черемуховым вареньем на память о кяхтинской земле

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...