Наверх
Исследования

Выход в город и Кузанаста: как живут люди под небом

30.03.2023
Люди, живущие под небом. Кто они? Почему их дом  весь город — или тёплый угол, из которого их не выгнали в эту ночь? Мы погрузились в жизнь людей улицы и постарались понять, что это за лица «без определённого места жительства» и можно ли им в действительности помочь. 
Точка входа
Павелецкий вокзал. Рамки. Кто-то ныряет в них и утекает по венам метро. А кто-то остаётся за рамками. Ему бы пульс не потерять да согреться в стенах вестибюля. Это если повезет и полиция не выставит на улицу. У изгнанных в поисках тепла есть ещё один путь — к углу дома 6 по Кожевнической улице. Особо непримечательные в большинстве своём они отделяются от толпы и стекаются на обочину тротуара. Культурно встают в очередь друг за другом. Эти люди знают, что ровно в восемь приедут волонтёры благотворительной организации и разольют по тарелкам горячие щи, по стаканам — сладкий чай. 
Кристина
— Очень вкусный суп, — говорит пожилая женщина с ясными глазами и интеллигентным лицом, тепло улыбаясь. Волонтёры Кристину здесь видят впервые. Несколько добрых слов — и женщина расскажет, что у неё два дома. Один в Киеве, где остались дети, другой — в Москве, куда в феврале позвали приехать родители. Никуда вернуться Кристина не может — нет документов. Поначалу волонтёров смущает только называемый женщиной возраст — 70 лет. Позже выяснится, что даже свою фамилию Кристина не помнит…

Ужин — возможность согреть бездомного человека. Но, кроме того, выйти с ним на контакт, чтобы узнать, что произошло и чем ещё можно помочь.
 
— У нас нет цели идти на улицу и всех закармливать, — рассказывает руководитель НКО «Небомживы» Вадим Кузнецов. — Этого в Москве предостаточно. Задача — вывести человека с улицы, понять, что можно сделать в каждом конкретном случае.
В обществе существуют стойкие стереотипы об уличных бродягах. Благотворительные организации, помогающие бездомным, подчёркивают: профессиональные тунеядцы и потерявшие человеческий облик — лишь часть из тех, кто оказался на улице, причём не преобладающая. 
Никто не хочет понимать, что произошло с людьми, какая истинная причина
Раздача еды у Павелецкого вокзала
— Никто не хочет понимать, что произошло с людьми, какая истинная причина, — делится Вадим Кузнецов. — Проще заклеймить наркоманом или алкоголиком, проституткой, и снять с себя ответственность, ведь вникать в жизнь человека — гораздо сложнее.
Кузанаста 
Булгаковский дом. Сцена. Небольшой зал театра — автобусная остановка, по задумке авторов спектакля. В преддверии дня бездомного — юбилейный пятый показ «Кузанасты» после премьеры. История четырёх людей, оставшихся жить под небом, поставлена при участии настоящих бездомных.

Дым. На сцене-улице появляется Коля — молодой человек из многодетной семьи. Мать, растившая детей одна, погибла под колёсами поезда. Парень старается завязать диалог с Анатолием (тот сидит в зале со зрителями). Это музыкант, который решает оставить жене квартиру в центре Москвы и стать бездомным. От игры на воображаемом инструменте просыпается третий герой — Толян. Он поэт, супруга умерла от оторвавшегося тромба. С горя вдовец решил продать дом и уехать из деревни. Но в электричке у него украли деньги и документы. На улице осталась и Лиля — образованная женщина, которую лишили жилья аферисты. 
Сцена из спектакля "Кузанаста"
«Кузанаста» — карточная игра, ею отвлекает от мрачных мыслей отчаявшихся друзей оптимистичный Коля. Играют на желание — у каждого из них есть то человеческое, что им по-прежнему не чуждо. Нужно лишь пережить ночь в 25-градусный мороз, и тогда на утро они отправятся в путешествие к теплу.

— Каждый не застрахован от того, чтобы оказаться на этом месте, — делится в интервью актёр спектакля Евгений Банифатов. — делится в интервью актёр спектакля Евгений Бенифатов. — И если мы думаем, что это пешки, на которые можно не обращать внимание, то нет, на этой шахматной доске любой может стать ими. Нужно это понимать и главное – с добротой относиться к другим людям.

Некоторые из зрителей уходят с импровизированной автобусной остановки со слезами на глазах. В открытом финале они видят суровую правду жизни — герои не пережили мороз.
Если мы думаем, что это пешки, на которые можно не обращать внимание, то нет, на этой шахматной доске любой может стать ими
— Помочь человеку бывает не так сложно, — говорит после спектакля актриса Анастасия Денисова. — Мы просто не видим в этих людях людей, человека. Мы видим некое существо, которое, как же так, докатилось до такой жизни.
 
— А если быть честными, все мы воняем, — поддерживает Бенифатов. — По-разному. Кто-то духами, как наш герой, кто-то поступками. Все мы не самые приятные люди для кого-то. Поэтому надо быть равными друг другу.
 
За кулисами появляется Толян, вне сцены это обладатель «Золотой маски» Максим Колосов.

— В героях своих мы старались подчеркнуть доброту, милосердие, любовь, — добавляет он.
Чтобы не сделать из героев фриков, участники спектакля встречались с бездомными, живущими в приюте, вместе с ними проходили и первые читки пьесы.

— Работа над спектаклем была также терапией для наших подопечных, проживающих в приюте, — рассказывает руководитель «Небомживы» Вадим Кузнецов. — Проговорить историю, посмотреть на ситуацию со стороны, выйти из капкана собственных мыслей. Психологическая проработка — ступень реабилитации. 
Дом на полпути
Коттеджный поселок в Пушкинском районе Подмосковья. У ворот одного из домов нас встречает Вова. Владимир Максимов попал в приют «Дом на полпути» три года назад — его забрали с вокзала. Авторитет, отсидевший в общей сумме около 17 лет в тюрьме. Между отсидками— уличный бродяга. Захотел всё изменить.

— Мы стараемся помочь тем, кто обратился за помощью, но в приют взять всех невозможно, – рассказывает руководитель «Дома на полпути» Юлия Кузнецова.
 
Примерно половина из изъявивших желание уйти с улицы хочет отоспаться, помыться, поменять одежду, отъесться. Три-четыре дня в этом доме дают человеку возможность просто прийти в себя. Потом многие говорят, что у них есть дела и уходят.

— Человек вправе делать свой выбор, — отмечает Юлия. — Мы вытаскиваем его из среды, где сложно что-то предпринять. Предоставляем ему возможность отдышаться, освободить голову от первоочередных задач, которыми она занята на улице: что поесть, где переночевать, как не замёрзнуть. Теперь он может осмотреться и подумать, кто он, где он и что делать дальше.
Подопечные «Дома на полпути» во время арт-терапии
Но есть те, кто идёт на дальнейший контакт, обращается к специалистам приюта: медикам, соцработникам, начинает работу с психологами. Тем, кто работоспособен, после реабилитации могут помочь с трудоустройством и поиском жилья. Пожилым людям и нетрудоспособным помогают подготовиться к переезду в пансионат.
 
За эти три года Владимир Максимов изменился до неузнаваемости. Всегда живший «по понятиям», справедливый, но хмурый, неприветливый и даже несколько агрессивный человек стал дружелюбным и открытым Вовой. Теперь дважды в неделю выезжает добровольцем на «Точку входа». Его всё ещё узнают «вокзальные хмыри». Собственным примером бывший бродяга показывает, что выход с улицы есть.
Я убеждён, что даже в самом потерянном случае можно поднять упавшего со дна.
Вова Максимов помогает на раздаче еды бездомным у Павелецкого вокзала
— Я убеждён, что даже в самом безнадёжном случае можно поднять упавшего со дна, – подчёркивает руководитель «Небомживы» Вадим Кузнецов. — Дело в психике человека в 100% случаев. Вопрос только в том, сколько ресурсов необходимо, чтобы вернуть его к нормальной жизни.

По мнению психологов, особенность работы мышления и отсутствие поведенческих навыков — и есть проблема бездомности. В одинаковом примере с обманом при приезде на заработки найдутся те, кто насобирает деньги на обратный билет домой, напишет заявление в полицию или устроится на другую работу, где объяснит ситуацию и договорится о ночлеге.
 
— А есть люди, которые попали на улицу и начинают опускаться всё ниже, ниже и ниже, — рассказывает сотрудник приюта, психолог-аддиктолог Николай Симонов. — Чтобы избежать переживаний по поводу падения на социальное дно, мышление говорит: «Всё в порядке, ничего страшного».
 
Бездомность — как видимая часть айсберга. Истинные причины психологического характера — его скрытая под водой часть, которая обязательно вытолкнет верхушку на поверхность, если не решить внутренние проблемы. Это то, что объединяет жителей приюта, героев спектакля и людей, приходящих на кормления за едой. В остальном — у каждого личный опыт и обстоятельства. 
Опасный край
Снова вокзал. Зал ожидания. Олег принимает от добровольцев соцпатруля бутерброд только после переговоров. Такие серьёзные ребята не ждут помощи.
 
— Я здесь ненадолго. В Воркуте отсидел, скоро работу найду, — заявляет молодой человек.
Олег
По статистике освобождённые заключённые — в зоне риска пополнения рядов бездомных. Судимость усложняет трудоустройство, а родственники отбывшего наказание не всегда привержены старой мудрости «от сумы да тюрьмы не зарекайся» — не пускают осужденного домой и отказываются помогать. Покинув места лишения свободы, осужденный остаётся на улице. И там, и там накладывается серьезный отпечаток на психику человека. Получается замкнутый путь.

Действенная мера по сокращению бездомности — профилактика. Благотворительные организации, анализирующие обстоятельства, при которых люди оказываются на улице, выделяют три группы потенциальных бродяг. Это «сидельцы», сироты и, самая сложная категория, — лица с психо-неврологическими заболеваниями.
 
— Люди, которым показано находиться в психоневрологическом интернате, с серьёзными психическими расстройствами, нуждаются в специальных условиях, и без государства нам с этим не справиться, — отмечает руководитель «Небомживы» Вадим Кузнецов. — Нужны специальные учреждения, они дорогие, специальные команды, включая медицинских специалистов, психотерапевтов и прочих. Это очень дорого, и без государства такое не потянет ни одно НКО.
 
Кроме того, по мнению специалистов, важны изменения нормативной базы об оказании помощи человеку и определении его статуса.

В прошлом году президент России Владимир Путин поручил правительству проработать вопрос о выплатах пенсий бездомным и оказании им медпомощи. Также предложено разработать меры поддержки НКО, помогающим живущим на улице.
 
Благотворительные организации призывают не оставаться в стороне. При встрече с бездомным можно поинтересоваться, как человек лишился крова, предложить посильную помощь, угостить едой, рассказать об НКО или, в случае необходимости, вызвать «скорую помощь». Возможно, несколько минут внимания спасут жизнь человека, оказавшегося на обочине.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...