Наверх
Интервью

Как карантин изменит образование

Neon.University угадал с онлайном еще до пандемии
04.04.2020
Neon.University - новая платформа для онлайн-образования, в том числе необязательного, например, в проекте есть курсы о научном подходе к воспитанию собак и аккадского языка. Руководитель проекта - Артем Космарский, заместитель руководителя Лаборатории исследований блокчейна в образовании и науке Государственного академического университета гуманитарных наук (Москва), рассказал "РР-онлайн" как ему удалось угадать спрос еще до пандемии.
  • Т.Л.
    Откуда возникла интуиция про спрос на не очевидно практичные онлайн-курсы. Сейчас больше говорят про клиповое мышление, что всем нужны самые тупые удовольствия в Интернете?
  • А.К.
    Я думаю, что это такая маркетинговая тупость, стереотип про поколение Z. Нам в Неоне не нужны тысячи кликов, у нас в группе одного курса 16 человек, больше не нужно, а СМИ заинтересованы в сотнях тысяч просмотров. Массовый примитивный контент – это во многом уже миф. Интернет не вульгаризировал, а скорее максимально демократизировал культуру. Ее сокровища стали доступными. Посмотри паблики Вконтакте. Например, там есть сообщество, куда вешают японские фильмы 1940-х годов. В этой группе 5 тысяч подписчиков. То есть в России есть 5 тысяч человек, которым интересна японская культура времен Второй мировой войны! Или иранская музыка 1970-х. .Или древнеирландский язык. На самом деле мы плохо понимаем, как социологически устроено российское общество.

    Раньше, до массовой интернетизации, доступ к интересным культурным продуктам был менее демократичен. Сейчас ты сам с помощью Интернета сможешь стать экспертом, например, по английскому кинематографу. Есть масса причин, по которым люди начинают чем-то интересоваться. Тот же туризм. Человек съездил в Индию, что-то его зацепило. Даже философия непредсказуемым образом уходит из исключительно университетских аудиторий: на YouTube сейчас есть стримы по Хайдеггеру или Негарестани… Потребность в такого рода досуге, конечно, есть.
  • Т.Л.
    И вы прямо со своей идеей попали на карантин? Совпадение?
Идея нашего проекта возникла год назад, прошлым летом, когда про массовый переход к онлайн-образованию в России ещё мало кто думал, во всяком случае, среди преподавателей. Изначально наша идея была в том, чтобы делать упор не на предзаписанные лекции, а собрать на «живые» семинары преподавателей и студентов из разных городов и стран, увлеченных каким-то предметом или темой. Это решило бы проблему недоступности качественного образования вне крупных городов и университетских центров. Другая идея нашего проекта - hobbylearning: ты учишься ради своего удовольствия, чтобы узнать что-то новое, древнеирландский язык или игра на японской флейте, или индийская философия.

Год назад многие преподаватели, когда говорили с ними, перспективу работать онлайн воспринимали скептически. Даже слово Zoom казалось им экзотикой. Мы долго готовили нашу платформу, встраивали Zoom, продумывали интерфейс, движок для оплаты, управления заданиями, тестами, системой проставления баллов, сертификаты и цифровое портфолио на блокчейне и т. д. Мы всё это делали, и тут – ба-бах, начинается пандемия, выходит указ Минобрнауки, все начинают самоизолироваться и карантинироваться.

Оказалось, что главный наш бизнес-ход – продюсировать работу преподавателей, выводить их курсы онлайн – не очень-то нужен, потому что преподаватели уже сами volens nolens вышли в онлайн, освоили бесплатный Zoom. И сейчас наша задача уже не помогать выйти в онлайн, а в том, чтобы запустить такие курсы, которые были бы востребованы среди множества прочих. За которые люди были бы готовы заплатить, несмотря на то, что сейчас генерируется много бесплатного контента.

И у нас это неплохо получается. Как оказалось, ключ к успеху в выборе интересных преподавателей. Мы понимаем, что важно сообщество. Карантин и самоизоляция людей очень атомизирует и разобщает. Более того, я уверен, что когда карантин снимут, многие забудут работу в онлайне как страшный сон. А мы играем вдолгую. Мы рассчитываем, что те связи, которые сейчас возникнут благодаря нашим курсам, сохранятся. Люди будут заходить, пользоваться и возвращаться к этим записям и потом. Мы хотим, чтобы образовался networking. Например, мы запустили курс по средневековой магии и алхимии и хотим, чтобы он стал звеном в цепочке онлайн-курсов на русском языке по медиевистике. Ресурс в дополнение к университетам, свободный и доступный для всех желающих, не только для студентов. То есть, на Неоне можно постепенно пройти разные курсы, которые позволят понять европейское средневековье с разных сторон – право, фортификацию, иконографию, курсы, посвященные паломничеству, история святости, эпиграфике, схоластике. Все курсы остаются доступными в записи, но если ты купишь курс, преподаватель все равно будет отвечать на вопросы и проверять задания.
Кто ваша целевая аудитория?
Целевая аудитория сильно зависит от курса. Есть курсы более массовые, например, «Научный подход к воспитанию собаки», который прочтет замечательный преподаватель из Питера. Сейчас она живет и работает в Гааге, в одной из лучших школ обучения собак в мире, и она сделала для нас такой интерактивный курс на русском языке с видео и заданиями на десять занятий. Он актуален и важен для тех, у кого есть собаки (или кто хочет их заводить), он более практический, чем средневековая магия. Другой массовый курс – «Чем нас лечат»: как грамотно научиться выбирать и использовать лекарства, опираясь на доказательную медицину, чтобы стать не врачом или фармацевтом, а осознанным, «продвинутым» пользователем лекарств.

Другие курсы ориентированы на более узкую аудиторию, такие как, например, аккадский язык. Но нельзя сказать, что это исключительно узкая прослойка столичных интеллектуалов. Вот, например, тамильский (второй после санскрита классический язык Индии). В группе могут собраться шофер, бизнесмен, йог, кто-то кто вернулся из путешествия по Индии и заинтересовался… Людей, которых цепляет древнеиндийская культура и религия, их очень много, и они очень разные. И так можно сказать про самые разные вещи, которыми почему-то начинают увлекаться.

  • Т.Л.
    Откуда ваши студенты?
  • А.К.
    Пока что наши студенты в основном из России, пока мы только начали, большинство из Москвы, Питера, Казани, но мы рассчитываем, что к нам подключатся студенты из множества других городов. Необязательно быть интеллектуалом, люди хотят наполнить смыслом свою жизнь, даже если они работают на скучной офисной работе с десяти до семи....
  • Т.Л.
    Как ты понимаешь, какие курсы будут востребованы, а какие нет? Почему аккадский язык, а не английская литература?
  • А.К.
    Мы делаем либо что-то экзотическое, где у нас немного конкурентов, либо культовые вещи, скажем, как понимать и оценивать выступления по фигурному катанию. Или, с другой стороны, массовые и практически ориентированные курсы («Чем нас лечат» или «Воспитание собаки»). Материалов по английской литературе достаточно и без нас и те, кто хотят, может легко их найти, этот курс был бы недостаточно экзотический и редкий с одной стороны, и не такой массовый и практический с другой.


Собаки не улыбаются и зевают по тем же причинам что и люди. Чаще всего это признак стресса.
Таким образом работают сигналы примирения (calming signals), с помощью которых собаки общаются, разрешают назревающие конфликты и снимают внутреннее напряжение. Проблемы начинаются, когда в дело включаются люди, которые незнакомы с этой системой знаков. Для них оттянутые назад губы собаки напоминают милую «улыбку», а частые зевки и облизывание не повод перестать обнимать любимого питомца, хотя в реальности он всеми силами просить прекратить манипуляции.
  • Т.Л.
    Есть какая-то общая цель у твоей научной деятельности и деятельности, связанной с онлайн-платформой?
  • А.К.
    Мне вообще интересны, во-первых, сообщества и сложные сети взаимодействия между людьми, и, во-вторых, выход научного знания за пределы академических институций. Даже по нашим исследованиям ученых мы видим, что те не могут сидеть в башне из слоновой кости и ждать помощи исключительно от государства. Важно думать, как выходить с своими знаниями к людям. И платформа Neon как раз помогает ученым, живущим на зарплату научного сотрудника, понять, что их знание может быть востребовано и интересно не только коллегам.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...