Наверх
Интервью

Елена Матусевич. Рекомендательный разговор

Человек, с которого началась история синхронного плавания в Кузбассе
07.06.2017
Как синхронисткам максимально продуктивно уйти на первую половину фигуры «рыба-меч», сохраняя высоту и плавность разложения в шпагат? Между первой и второй напряженной тренировкой Елена Матусевич, тренер по синхронному плаванию в КДЮСШ «Атланта» в городе Кемерово, должна принять окончательное решение, ведущее к успеху на соревнованиях «Русская матрешка» в Чехове, до которых остается две недели. Перед нами человек, с которого началась история синхронного плавания в Кузбассе.
— Кем мечтали стать в детстве?

— Еще в первом классе, даже не мечтала, а точно знала, буду тренером. Тренер, это не работа — призвание. И я сразу в себе это почувствовала. А когда начала заниматься художественной гимнастикой, убедилась в своем профессиональном выборе.

— До какого спортивного разряда «дослужились»?

— Мастер спорта.
— Даже не мечтала, а точно знала, буду тренером. Тренер, это не работа — призвание.


— Почему мастер спорта по художественной гимнастике работает тренером по синхронному плаванию? 

— Изначально, все было логично. Я 13 лет тренировала гимнасток в Израиле, Турции, Уфе, Одинцово. Я ездила за мужем, как «жены декабристов», и так как, на мой взгляд, тренер не может не работать, везде находила подходящее для профессиональной самореализации место. И когда, очередной переезд, на этот раз в Новосибирск, заставил снова искать работу, меня взяли хореографом в секцию синхронного плавания. На тот момент моя дочь начала заниматься именно этим видом спорта и  у неё очень неплохо получалось. Затем история повторилась, и моя семья оказалась в Кемерово. Как раз у руководства «Атланты» возник замысел попробовать реализовать идею развития всех видов спорта, в том числе и синхронного плавания. Получилось, что мои планы оказались сопряженными с целями и задачами школы.

— С какими трудностями «первооткрывателя» столкнулись?

— Необходимо было сдвинуться с мертвой точки, а это самое сложное. Как познакомить с этим видом плавания, заинтересовать им девочек и их родителей, как включиться в реалии синхронистики на региональном, а затем и на международном уровне, как сделать так, чтобы заметили, наладить коммуникацию со школами, где синхронное плавание давно и успешно развивается.

— Если бы была возможность не работать, воспользовались бы ею?

— Более того, у меня была такая возможность, но я не работать не могу.
К счастью или к сожалению, всегда, подсознательно, думаю о том, как правильно «выгрести», «разложиться», «вытолкнуться в барракуду», каким гребком держаться на воде, какой комплекс упражнений дать для разминки, на развитие дыхания или скоростно-силовую. А бывает, что песню, мелодию услышишь какую-нибудь, в голове рождается определенный образ, на него ложатся элементы, пока на работу доедешь — композицию придумаешь.
Елена Матусевич контролирует правильность выполнения элемента синхронистки Василины
— Такая отдача односторонняя?

— Хочется верить, что нет. Дети разные, цели у каждого свои. Есть у меня дует, Ира и Полина, который работает по-настоящему, так искренне, по-детски расстраиваются, когда не получается, друг друга поддерживают. И меня заряжают настолько, что оправдывают очень странные для «тренерского мировоззрения» поступки некоторых детей и их родителей, которых не избежать.

— Что Вы подразумеваете под «странными для тренерского мировоззрения» поступками?

— Цель можно оправдать средствами, а тем более большими. Все в этом уверены. И из-за этого их действия на тренировке зависят исключительно от собственного желания. Хочу — тренируюсь, хочу — пошел греться в сауну. На соревнованиях сделал упражнение — первым делом ни к тренеру, а к маме или, вообще, к другому тренеру. Слово тренера — больше не закон.

— В таком случае, это снимает ответственность или усложняет тренерскую жизнь?

— Однозначно, усложняет жизнь. Ответственность никуда не уходит. Во-первых, я отвечаю за жизнь и здоровье детей, во-вторых — за результат. И перед руководством, и перед родителями.

— Как думаете, о чем мечтает мама или папа, отдавая дочку в синхронное плавание?

— Все чемпионами хотят быть. Но, к сожалению, не все понимают, что существуют множество субъективных факторов. От тренера не все зависит, особенно в детском спорте. Конечно, формулу данные плюс трудолюбие как со стороны тренера, так и спортсменки никто не отменял. Но, повторюсь, слишком многое должно сложиться. Синхронное плавание, в принципе, достаточно субъективный вид спорта. 

— Какие цели ставит руководство?

— Руководство определяет как первостепенную задачу — развитие массового спорта, более того, мы частное образовательное учреждение, и у нас , соответственно, есть календарный план, который нужно выполнять. Чем больше детей занимаются, тем легче пройти по финансовым нормативам. А ведь нас с Любовь Аркадьевной, директором КДЮСШ "Атланта" и вторым тренером по синхронному плаванию, на всех не хватает. Следовательно, страдает качество. Получается парадокс. И план нужно выполнить и результатов определенного уровня достичь, чтобы детей приводили , доверяли спортивной школе и, конечно, просто приятно, получать помимо детских улыбок и «горящих глаз» за любимую работу деньги. 
Ведь тренер — это все-таки творчество, но в жестких системных рамках.
Елена Матусевич развивает пластичность юных синхронисток традиционным гимнастическим способом — "цветочек"
— Кризис в стране. Всем нужны деньги. Формируется особый принцип социальных отношений как «экономических». «Поколение потребления» — это о ваших спортсменках?

— Нет. Но чувство локтя потеряли. Конечно, можно воспринимать спортивную секцию как поставщика определенного рода услуг, а можно честно работать на результат, получая удовольствие от процесса, и обнаружив ошибку, стремиться её исправить. Как бы ни было, у нас так: получается — радуемся.

Полина усердно выполняет упражнение, заданные тренером —  Еленой Матусевич
— В каждой из подопечных видите «стремление»?

— Нет. Но я и никого не заставляю. Тем более, что особенности физиологического и психологического развития никто не отменял. Разное бывает. Чрезмерная загруженность в образовательных школах, некоторые просто плачут на тренировках, потому что сильно устали и не выспались. Появляются другие увлечения, набираются у нас базы, а потом уходят в танцы или еще куда-нибудь. Получается, что мы упирались, а другие плоды пожинают. Это как у Агнии Барто, советской детской поэтессы: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали». Ну и, конечно, переходный период, мальчики.
Многолетняя практика показывает, что лучший метод воспитательного воздействия — рекомендательный разговор. Объяснить, что не бывает 2 гриба на ложку. 
Елена Матусевич объясняет геометрию положения "кран"
— Напрягают эти «побочные» факторы?

— Нет, больше расстраивают, если точнее, заставляют задуматься. Я все понимаю. Но политика уже такая, пусть лучше они будут ходить сюда, чем болтаться где-то. Пусть фигуру поддерживают, пластику развивают, для каждой девушки это важно. Бывает «заносит» девочек. Но многолетняя практика показывает, что лучший метод воспитательного воздействия — рекомендательный разговор. Объяснить, что не бывает 2 гриба на ложку.

— А когда объяснения не действуют?

— Случается всякое, но встаешь и дальше работаешь. Главное, разложение коллектива пресекать. Мы как минимум обязаны друг друга уважать. 

— Осознают ли девчонки насколько им повезло, что появилась возможность заниматься синхронным плаванием в Кузбассе, тем более в таком «мудром» его воплощении?

— Не знаю. Главное, чтобы потом они меня вспоминали с благодарностью. Могли сказать шуточные, исторически неоднозначные слова на полном серьёзе: «Спасибо тренерам за наше счастливое детство.»
Перерыв закончен. Пора. Вторая тренировка. Елена Матусевич снова будет «стучать композицию», принимать фигуры, анализировать технику и диагностировать ошибки. Но пройдет лет пять и, возможно, стоя чуть поодаль чемпионского пьедестала, она увидит своих девчонок на верхней его ступени.   

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...