Наверх
Герои

Алдар Николаев и Ксения Иванова:
«ВИЛКА и есть наша дружба»

Как делать конференцию о поведенческих науках
27.04.2017
28 апреля ведущих экспертов, учёных и практиков соберет в Москве ВИЛКА — независимая профессиональная конференция перспективных исследований человеческого поведения, которая пройдёт в Тех-хабе «Ключ Трехгорка». Речь пойдет о трендах, перспективах и новых возможностях в исследованиях и практике. Организаторы ВИЛКИ, выпускники факультета психологии МГУ Алдар Николаев и Ксения Иванова, рассказали об экспериментах с форматом, выборе спикеров и телеграм-боте для знакомств участников.
Как появилась идея организовать такую конференцию?  

Ксения и Алдар: ВИЛКА выросла из «Праксиса» (научно-популярный лекторий, зародившийся в недрах факультета психологии МГУ). Его целью была и остается популяризация психологической науки. Что, мол, есть не только Фрейд (и то, его идеи сейчас научное сообщество считает достаточно спорными), а вообще у психологов довольно сильная экспериментальная школа. Но мы искали новые форматы. Полуторачасовые лекции — слишком долго и часто довольно занудно. Да и популяризаторов на тот момент уже было достаточно. Нужен был формат, который лаконичен, интересен и в меру вдохновляет — прежде всего, студентов, аспирантов и молодых ученых. Так и появилась идея, собрать в одном месте ведущих ученых и практиков, чтобы они в сжатом формате (30 минут) живо и интересно рассказали, что происходит в сфере их исследований и практики, — рассказывает Алдар.

Раньше конференция занимала целый день, было больше лекторов. Вы меняете формат, но изменилась ли от этого суть?

Ксения: По сути, мы облегчаем формат. ВИЛКА стала более доступной. В том числе благодаря тому, что она стала бесплатной. Нам показалось, что лучше 5 бесплатных ВИЛОК за полгода, чем одна платная раз в год. И есть надежда, что дискуссия после такого формата будет глубже и интереснее. Раньше к нам люди приходили на одну-две темы, которые приходилось ждать целый день. Уставали.

Кажется, у вас происходит тематическое расширение, поиск пересечений психологии с другими предметами. Это какой-то массовый тренд, или вы передовики?

Ксения: Мы вышли за рамки психологии и начали заниматься науками о поведении вообще. Это общий тренд. Половина спикеров прошлых ВИЛОК работают на стыке нескольких наук. И мы поняли, что, ограничиваясь психологией, мы сами себя загоняем в рамки, которых нет.

Алдар:  Безусловно, есть «гэп» между научным сообществом и обывателями. Но нам с Ксюшей кажется, что большой разрыв есть и в самом научном сообществе. Многие идеи и исследования нужно популяризовать даже среди самих ученых, объяснять им и растолковывать, что да как.

По каким критериям выбираете лекторов?

Алдар: Это всегда головная боль. Очень важно, чтобы спикер хорошо выступал. Чтобы он умел быть интересным, живым, несложным и вовлекающим в свою проблематику. Мы всегда отталкиваемся от спикера, обсуждаем с ним тему.

Важно, чтобы акценты в выступлении были сделаны на чем-то новом, перспективном, или на осмыслении и передаче исследовательского или практического опыта. Например, на первой ВИЛКЕ у нас выступал Леонид Гозман, политик. Он вообще психолог и читает потрясающий курс по политической психологии на психфаке МГУ. И он рассказывал о стремлении к власти, о борьбе за нее, почему люди идут за одним лидером и прочее. Вещи не совсем исследовательские, но уровень концептуальностия и подача были очень сильными, интересными и наталкивали на размышления.

Также очень важен статус. Это скорее из-за того, что слушать студентов придет меньше человек, чем профессора. Мы зовем не только из науки, но и из практической сферы. На первой ВИЛКЕ выступал Евгений Лурье, ведущий эксперт в России по оценке персонала, а сейчас он один из топ-менеджеров в «Магните».

Спикеров мы с Ксюшей стараемся выбирать вместе, обсуждаем, кто нам нравится, почему, обсуждаем темы, уместность, какая аудитория может прийти, с кем познакомить человека. Иногда советуемся с друзьями, если совсем беда. Ксюша уже третий год пытается позвать Людмилу Петрановскую, а та все не может.

Ксения: И, надо сказать честно, мы не всегда согласны друг с другом в том, кого нужно и не нужно звать на ВИЛКУ. Вот тоже хотела про Петрановскую сказать. Вдруг она вас читает. Людмила, мы все еще вас ждем!

Вам интереснее, когда аудитория нужна подготовленная, или наоборот, хочется вовлекать и только заинтересовавшихся психологией?

Алдар: ВИЛКА эволюционирует. Изначально мы все темы концентрировали вокруг психологии. Но на последней конференции поняли, что поведение человека слишком многогранно и непонятно, чтобы ограничиваться лишь психологами. Урбанисты проводят исследования, о которых психологи только мечтать могут. Но у урбанистов нет концептуального и понятийного аппарата, чтобы описывать, осмыслять получаемые данные и результаты наблюдения. Тут на стыке может быть много интересного и полезного даже для обывателей.

Микробиологи и биоинформатики также стремятся выйти на реальное поведение человека и некоторые их гипотезы многу значительно продвинуть, перевернуть, озадачить психологическую науку. Есть гипотезы о роли микробиоты кишечника в развитии аутизма, в развитии хронического стресса и депрессии, в поддержке когнитивных функций. То есть всего того, с чем работают психологи. Поэтому описать аудиторию довольно трудно. Лучше, если аудитория подготовлена. Так удобнее спикеру, и обсуждение в конце может быть любопытнее. Но мы стремимся к формату, когда и обычным «залетным» слушателем интересно.

Нам кажется, что концептуально ВИЛКА  не конференция, а площадка, где люди  абсолютно разных специальностей, из разных областей знаний могли бы обмениваться идеями, гипотезами, предлагать друг другу помощь в исследовании, находить поддержку и силы для продолжения своей работы или самоопределения относительно своей будущей деятельности. Ведь чаще всего мы занимаемся какой-то своей узкой темой. Нет времени изучать, что нового появилось в смежных областях, ты не успеваешь прочитать даже то, что публикуется по твоей теме. Появляется зашоренность, узость. ВИЛКА же должна помочь иногда вытягивать шею вверх и осматриваться. Может проблему, над которой ты бьешься, уже решили другие ребята, и они готовы помочь.

Ксения: Мы когда-то давно задумывали ВИЛКУ как проект, помогающий аспирантам и выпускникам увидеть, какие есть перспективные направления в науке. Что не все так плохо, что есть реальные лаборатории, реальные исследования. И все это происходит в России. Мы не слишком отошли от этой концепции, как мне кажется, но попутно привлекли людей, которые уже выбрали свой путь, но все ещё готовы узнавать про что-то новое. Мы их назвали «ностальгирующие выпускники». Мы и сами таковыми являемся, так что мы — своя же целевая аудитория.

У вас есть идеи организовать что-то объединяющее для участников, помимо лекций?

Ксения: Мы совместно с Димой Калупиным из «Щепотки соли» задумали попробовать телеграм-бот для знакомств. Должно получиться интересно. А главное, полезно тем, кто не может вот так просто взять и подойти познакомиться в перерыве. Хотя мы всегда к этому призываем. Этот бот поможет и пообщаться со спикерами. Ведь могут возникнуть проекты на стыке разных тем — мы только за. Также есть традиционный уже формат afterparty, поход в бар после ВИЛКИ.

Айдар: Мы всегда, при каждой возможности говорим участникам, чтобы они не стеснялись подходить к лекторам в перерывах и задавать вопросы, договариваться о встречах и т.д. И лекторов мы специально об этом просим. Все это затевается, чтобы был обмен идеями, мнениями. Без личной коммуникации эффект не тот. Надеюсь, телеграм-боты значительно облегчат задачу знакомства. Написать кому-то онлайн психологически проще, чем лично подойти.
Были ли идеи монетизировать конференцию?

Ксения: В общем, идеи монетизировать эту историю не было никогда. ВИЛКА всегда выходила нам в 0. Ну, может быть, в такой плюс, что мы еще могли себе что-то позволить на afterparty. И на самом деле, нас очень напрягало просить деньги за то, что мы делаем непрофессионально. Мы никогда не платили спикерам. Только дорогу оплачивали тем, кому это требовалось. Такая традиция из Праксиса идет. Популяризация — это не про деньги. Это про науку в руки всем желающим. Вопрос денег, естественно, встает. Нам бы хотелось наладить нормальную регулярную видеосъемку, не факт, что «Ключ» будет нам на льготных условиях предоставлять помещение и дальше. Мы были бы рады делать какие-нибудь флаеры. Но, думаю, это вопрос спонсорства. Такую поддержку мы пока не нашли, но ищем. И будем сейчас более активно об этом заявлять.

Кстати, на ближайшей конференции будет съемка или трансляция?

Алдар: Трансляцию будем делать. Съемка будет, если оператор согласится снимать все бесплатно.

Вы делаете ВИЛКУ вдвоем, или есть еще команда?

Ксения: Концептуально мы делаем ВИЛКУ вдвоём. Но за нами стоит команда «Праксиса», которая очень помогает организационно.

Как появился ваш тандем?

Алдар: Мы оба закончили психфак, одну и ту же кафедру — социальной психологии. Только я закончил в 2010 году, а Ксюшка в 2013. Оба пошли в аспирантуру, я закончил ее в 2013, предзащитился, но до защиты все руки не доходят. Ксюша оставила аспирантуру, зато делает карьеру. Мы оба работаем в Корпоративной Академии Росатома. Ксюша занимается оценкой персонала, а я HR-аналитикой.

Ксения: Ну и лирическая версия: у меня путь был неклассический. Я никогда не думала, что пойду на психфак разбираться в себе. С 9-го класса знала, что поступлю на соцкафедру и буду работать в бизнесе. И до сих пор задаю себе вопрос: «какого черта?».  Но вышло так, как вышло. Во время учебы пошла работать в «Экопси», стала экспертом по оценке персонала. И понеслось. Сейчас работаю в Академии Росатома.

А Алдар был всегда на виду. Мы с ним вроде были знакомы, когда я училась, но совсем немного. И самое забавное, что подружились мы на тусовке, напрямую не связанной с психологией, на yСamp. Я после кэмпа пришла на оргсобрание «Праксиса», подумала: «Раз во время учебы такое не замутила, то хоть этим ребятам помогу.» Мне было неловко — все студенты, а я хоть недавно закончила, но вроде уже взрослая тетка, с работой и обязанностями. В общем, уже решила, ничем не смогу быть им полезной. И тут меня догоняет Алдар и говорит: «Давай сделаем конференцию?». И мы на удивление быстро сработались. Почти каждый день виделись, придумывали название, концепцию, кого позвать. Это сейчас все легко, а на первую ВИЛКУ мы потратили очень много времени. Можно сказать, что ВИЛКА — это и есть наша дружба. Без нее бы остались просто знакомыми с психфака. А теперь даже работаем вместе.

Есть ли какие-то глобальные планы по дальнейшему развитию конференции?

Ксения и Алдар: В наших планах пока продолжать делать мероприятия и быть гибкими в плане форматов: искать то, что будет больше нравиться участникам, выбирать новые темы, расширять содержание. Поскольку ВИЛКА — это не источник дохода, мы будем заниматься ею, пока хватает сил и времени.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...