Наверх
Герои

Михаил Аксель — пиво, шахматы, гантели

Самый известный из живых нацболов о семье, работе и партии
13.01.2024
Михаил Аксель, молодой человек 27-ми лет, стал главным лицом партии Эдуарда Лимонова после смерти ее основателя в 2020-м году. Мы исследовали жизнь и карьеру одного из самых молодых оппозиционных политиков современной России, взяли у него видеоинтервью, сделали фоторепортаж — всё перечисленное вы найдете в этом материале.
Михаил Аксель в партийном штабе, "Бункере"
  • Интервьюер
    Каким было твое детство? Ты хотел быть политиком?
  • Михаил
    Да нет, ничего необычного не было, все достаточно просто. У меня и отец, и мать всегда занимались продажами, были менеджерами. То есть простая семья, интеллигенция и средний рабочий класс, я бы так сказал. Детство прошло на окраине Москвы. Учился в школе 1099.

    Все было очень обычно, но на меня очень повлияли события 2011-го года на Болотной площади (массовые политические выступления в России, начавшиеся после выборов в Государственную думу — прим. ред.). Потом после школы поступил на бюджет в Московскую Государственную Юридическую Академию имени Кутафина, хотел стать юристом.
Тем не менее, к концу первого курса Аксель вступает в "Другую Россию" (далее — ДР), партию, основанную писателем Эдуардом Лимоновым, и начинает быстро продвигаться по партийной иерархии. Незарегистрированная оппозиционная партия привлекала самых разных людей, от андерграундных художников и музыкантов до маргиналов, от юных философов до испытаных временем политических активистов. Молодой Аксель смог вписаться в этот яркий и хаотичный поток людей. Впрочем, у этого тоже были последствия.
Михаил Аксель во главе митинга
Доучиться мне не дали — об этом представители правоохранительных органов сказали в открытую. Это известная достаточно история — можно в интернете почитать. Но я в целом не расстроен. 
  • И.
    Партия оказалась важнее университета?
  • А.
    Да! В 14-м году случилась Русская Весна. Моя душа и мой выбор, конечно, были с людьми Донбасса, с людьми Крыма. И я считал важным как-то внести свой вклад, хотя бы в формате гуманитарной помощи.

    Тогда было движение Интербригады, которое как раз сделала партия — отправляла гуманитарную помощь воюющим республикам Новороссии, которые только-только образовались. Партия мне многое дала и, по сути, сделала меня тем, кем я являюсь.

    Я всегда считал, политическая активность человека — это очень важная составляющая любого государства. Таких людей не много. И тогда я хотел стать одним из них.
Михаил Аксель смотрит в светлое будущее
Мне, кстати, никогда не были близки лидерские замашки. Даже в школе я не был там старостой класса.
  • И.
    Что помогало тебе продвигаться в партии?
  • А.
    Большая часть люди знают меня уже как сформированного руководителя. На самом деле, я никогда ни к чему не стремился. Я считал важным хорошо выполнять свою работу, которую мне дает партия, от пикетов и агитации до АПД (акции прямого действия, яркие перформансы, сделавшие партию известной - прим. ред.) и развивать все на благо движения.

    Партия всегда обладала очень хорошей чертой - это быстрая ротация кадров, возможность человеку по иерархии партийной подняться наверх. Сначала стал бригадиром, это такой руководитель структурного подразделения по территории, потом через время начал заниматься организационной деятельностью. Сейчас я публичную деятельность веду, вспоминаю  - никогда вообще к этому не стремился. Меня всё заставляли "иди на митинги выступать", а я говорил - "не хочу выступать", говорил "давайте я лучше людей привлеку в партию, но выступать не буду".

    Но спустя время понял, что в этом есть какая-то моя сильная черта, да и это делает организацию эффективнее. Вот так примерно за год я и стал членом федерального руководства.
  • И.
    Что помогало тебе продвигаться в партии?
  • А.
    Большая часть люди знают меня уже как сформированного руководителя. На самом деле, я никогда ни к чему не стремился. Я считал важным хорошо выполнять свою работу, которую мне дает партия, от пикетов и агитации до АПД (акции прямого действия, яркие перформансы, сделавшие партию известной — прим. ред.) и развивать все на благо движения.

    Партия всегда обладала очень хорошей чертой — это быстрая ротация кадров, возможность человеку по иерархии партийной подняться наверх. Сначала стал бригадиром, это такой руководитель структурного подразделения по территории, потом через время начал заниматься организационной деятельностью. Сейчас я публичную деятельность веду, вспоминаю — никогда вообще к этому не стремился. Меня всё заставляли "идти на митинги выступать", а я говорил: "Не хочу выступать. Давайте я лучше людей привлеку в партию, но выступать не буду".

    Но спустя время понял, что в этом есть какая-то моя сильная черта, да и это делает организацию эффективнее. Вот так примерно за год я и стал членом федерального руководства.
  • И.
    Какие у тебя были отношения с Лимоновым?
  • А.
    Слушай, на самом деле, до того, как я стал членом руководства организации, общения было очень мало. Непосредственно с Эдуардом Вениаминовичем мы встречались на митингах, на общих мероприятиях. Потом уже пришел на беседу в первый раз, где он был, и мы поговорили. Он сказал: "Вы, такие молодые люди, нужны партии, очень важно, чтобы партия обновлялась. Важно, чтобы ваш голос был услышан среди нас, чтобы мы не постарели духом".

    Потом меня подключили к его охране личное сопровождение в силу того, что я был доверенный человек и спортом занимался. Разумеется, я не мог просто так пойти, чаю попить с Лимоновым, но через время были уже и личные контакты. Тем не менее, мы обращались друг другу "на вы", "на ты" никогда не приходил даже он.
К сожалению, в силу разницы в возрасте не доходило до более близких отношений. Мне, конечно, очень многое хотелось у него узнать. Я очень жалею, что много чего не спросил. Но так вот получилось.

Я был одним из тех людей, которые провожали его в последний путь. Старался делать все достойно.
Лимонов дал нам перед смертью указания, целую программу, и мы до сих пор её выполняем.
Сам Лимонов всегда ходил с охраной и быть его охранником в партии было почетно — старшие охранники до сих пор обладают в партии большим авторитетом. Охрана скрывала болезнь "вождя" — только после его смерти рядовые партийцы и сам Аксель поняли, почему в последний год Эдуард Вениаминович демонстративно передавал полномочия молодым. 
  • И.
    Ты упомянул спорт. Чем ты занимался?
  • А.
    Боксом. Я бы еще занимался, но есть ограничения определенные.
    Я не занимался для именно разряда какого-то. Занимался для себя. Грубо говоря, это были такие "гантели". Это была такая качать возможность мускулы для защиты себя и своих близких, своих убеждений тоже в том числе.
В сентябре 2020-го года, когда началась Вторая Карабахская Война, Михаил Аксель и другие политические активисты поехали освещать этот конфликт с армянской стороны. Так появился фильм "Несломленный Арцах", набравший уже более 200 тысяч просмотров на YouTube. Съемочная группа побывала во многих уголках непризнанной республики, включая самые горячие точки, брала интервью у официальных лиц и убегала от бомбардировок.
Позже был снят второй документальный фильм, "Давачан" (в переводе с армянского - Предатель), где демонстрировалась политическая реальность Армении после Второй Карабахской войны. В тот период оппозиция безуспешно пыталась свергнуть премьер-министра Никола Пашиняна за пассивное ведение боевых действий и обвиняла его в измене национальным интересам.
  • И.
    Возвращаясь к партийным делам. Была ли какая-то борьба за власть после смерти Лимонова?
  • А.
    Слушай, абсолютно нет. Хотя я так скажу, даже я думал, что такое может быть в силу страстности ситуации. Но нет!

    У всех было понимание, что надо двигаться дальше, надо формировать новую организацию, потому что Другая Россия в том формате, это была партия Лимонова лично, где он был председателем. Сейчас нет председателя, есть три координатора, и это было наше коллективное решение для того, чтобы сохранить его политическое наследие, сохранить политическую волю Лимонова, создав новую партию.

    Кроме меня координаторами являются Юрий Староверов, он сейчас постоянно в Донецке, и Андрей Дмитриев из Питера. Это было принято всеми членами руководства. Поэтому нет, мы абсолютно были к этому готовы.
Ну и судьба, на самом деле. С 20-го года столько прошло событий. Я даже сейчас как-то вспоминаю это сумасшествие... Уже четвертый год прошел, как в кино.
Михаил часто вспоминает разные "приключения" из этой самой кино-жизни, например, как он оказался первым человеком в России, которого задержали благодаря системе распознавания лиц "Сова".  Вспоминает и многочисленные поездки в Новороссию, и как первым из военных корреспондентов заходил в Харьковскую область в начале СВО. 
Вспоминает и ушедших товарищей — по его словам, только за последнее время у партии 8 "двухсотых" ("погибших" на армейском сленге), еще 4 среди "сочувствующих" и много раненых. Значительную часть впечатлений составляло и давление со стороны правоохранительных органов:
Как-то раз я пришел к Лимонову понурый после очередного налета ментов на нас. "Эдуард Вениаминович,", — говорю, "сотрудники полиции так неправильно себя провели". Конечно, на эмоциях выражения были другие. Он говорит: "Слушайте, Михаил, раньше наших предшественников вообще вешали". Я подумал: "Ну, в принципе, да, все познается в сравнении".
  • И.
    Чего ты хочешь достичь в жизни?
  • А.
    Первое — это, конечно, создать еще более сильную политическую организацию молодежную, более разветвленную, эффективную, технически современную, которая бы могла влиять на сотни тысяч людей в стране. Пусть и личный состав у нас немногочисленный, но влияние наше огромно.

    Второе — это изменить политический и культурный дискурсы. Заменить либеральную систему координат совершенно другими смыслами, донести до людей, что такое товарищество, как важно наша страна, что такое Родина и что стоит делать ради своей Родины.

    Холодильник, кредиты, семья, ипотека — это, конечно, важно. Я тоже, помимо партии, работаю на работе, содержу семью, снимаю квартиру, но это все, понимаете, такие вещи, которые историю не меняют. Сейчас время историческое, то, после которого поменяется все. Важно сделать залог на будущее для наших детей.

    Наши предшественники в 90-е наплодили столько проблем, из-за которых сейчас погибает огромное количество людей. Я поддержу не только членов моей партии, я поддержу просто небезразличных людей, которые действительно хотят поменять страну к лучшему.

    Ну и третье — это личное политическое влияние, борьба за политическую власть. Я никогда этого не скрывал. Я готов менять страну к лучшему, использовать все доступные способы в рамках действующего законодательства, брать ответственность.
Сейчас все быстро меняется. Вот сейчас сижу, даю интервью, а завтра в Госдуме будут сидеть — вообще не удивлюсь этому.
На данный момент Михаил Аксель активно занимается медийным продвижением себя и партии, дает интервью. За недолгий период ему удалось засветится на канале Михаила Светова (признан иноагентом), подискутировать с депутатом Евгением Федоровым на Инстанции, встретился с консерватором Антоном Красовским. Михаил утвержадает, что если раньше самым известным Акселем был его отец, нынешний директор Волковской Пивоварни, то теперь впереди именно Аксель-политик. Это большое достижение - лишь немногие нацболы смогли победить пиво.
Аксель с "Другой Экономикой", экономической программой нацболов
Партийные дела тоже не стоят на месте. Во многом, его стараниями на YouTube-канале партии "Лимонка" начали регулярно выходить качественные видео и прямые трансляции из Москвы, Питера и Донецка, продолжается гуманитарная деятельность и партийная правозащита. Несколько раз в год орагнизуются большие мероприятия - например, поэтические "Лимоновские чтения", стабильно собирающие более двух сотен фанатов андерграундной поэзии. Аксель даже попал в песню популярной рэп-группы:
Летом 23-го года Михаил был одним из основных лиц Клуба Рассерженных Патриотов. Кульминацией проекта был большой съезд "Вече Победы". Аксель отмечает свою основную роль в подготовке мероприятия. К сожалению, почти сразу после мероприятия КРП распался в связи с арестом И.И. Стрелкова, одного из основных деятелей клуба.
Послесловие. По сравнению с остальными нацболами, Аксель кажется удивительно нормальным. Он не любит стихи, не создал своего подкаста про кино, ходит в стандартной черной одежде и активно занимается тайм-менеджментом. Возможно, именно такой человек и нужен был для развития партии — не художник (в случае нацболов — не писатель), но именно организатор, менеджер, который будет идти вперед по грамотно поставленным KPI. Акселя можно упрекать в плохом чувстве стиля и общей бледности на фоне Лимонова, но, с другой стороны, кто в современной политике этого Лимонова ярче?
На самом деле, политика - это игра в шахматы. От политика зависит, какой фигурой он будет на этой шахматной доске. Можно оказаться пешкой - тебя простосожрут, а можно оказаться ферзем, который всех обыграет. 
Кстати, как и в шахматах, любой ход в политике может быть последним. Вот и все
На самом деле, политика — это игра в шахматы. От политика зависит, какой фигурой он будет на этой шахматной доске. Можно оказаться пешкой — тебя просто сожрут, а можно оказаться ферзем, который всех обыграет.
Кстати, как и в шахматах, любой ход в политике может быть последним. Вот и все.
Понадеемся, что шахматная партия партии ДРЭВЛ только начинается!

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...