Наверх
Репортажи

Золотое дно России

Поселок Ленинск стоит на россыпях 999-й пробы и носит только имена правителей

06.06.2018
9 июля 1797 года горный инженер Евграф Мечников нашел в окрестностях Миасса землю, которая буквально сочилась золотом. Оно лежало неглубоко, россыпями, выходило на поверхность кусками. Двести лет здесь копали, мыли, прятали и воровали драгоценные самородки. Принесло ли это золото счастье людям?
Жители посёлка Ленинск считают 9 июля 1797 года датой основания, хотя люди поселились в этих местах чуть позже – в 1824 году. Мыть золото на Царёво-Александровский прииск согнали крепостных со всей России. Здесь была самая большая концентрация золота на планете: на сто пудов породы приходился один пуд чистого золота. За сто лет люди нарыли в окрестностях посёлка более трёхсот рудников, каждому давали имя, как правило, в честь членов царской семьи: Царёво-Николаевский, Первопавловский, Мариининский. Когда царские имена закончились, называть месторождения стали по фамилиям работников, а также по особенностям местности. Например, Красная поляна – вся гора над рудником была усыпана ягодами. Или Грязнушка – располагалась рядом с болотом.

Территория временщиков
До 1923 года посёлок назывался Царёво-Александровский прииск, а затем его переименовали в Ленинск. «150 лет здесь не было ни одного добротного, капитального дома, только бараки, – рассказывает учитель местной школы и руководитель музея Лариса Голдина. – Крепостных использовали как рабов, они жили скученно, домой приходили только переночевать. После отмены крепостного права люди рассуждали так: «Вот накоплю золота, заработаю побольше, и поеду к себе домой». И даже в советское время здесь был посёлок временщиков, хотя создавались семьи, дети ходили в школу. Никто не прирастал к этой земле корнями. Всё изменилось после Великой Отечественной войны. Люди, которые уходили из Ленинска воевать, поняли, что они защищают свою землю, свою родину. И когда вернулись фронтовики, в посёлке стали строить настоящие дома».
Лариса Петровна Голдина – основатель и руководитель первого в Ленинске краеведческого музея. Он расположен в кабинете местной школы, и что удивительно: идею создать музей подсказали сами ученики. «Однажды наши ребята ездили на юг, вернулись оттуда и наперебой стали рассказывать, как их возили на экскурсию, – вспоминает Лариса Голдина. – А потом у меня спрашивают: «А у нас какая история? Чем наш посёлок интересен?»
Вот так потомки царских и советских старателей начали нащупывать собственные корни.


Рабы и золото
Улицы в Ленинске длинные и извилистые: приходится огибать пригорки и одиноко торчащие из земли камни. Чёрные бараки из лиственницы настолько просели, что окна находятся на уровне земли. Хозяйка одного из домишек показала нам, как он устроен: две стены из досок – внешняя и внутренняя, а между ними – земля и мелкие камни. Сколько этим засыпушкам лет, не знают даже местные старожилы. Называются цифры от 80 до 120 лет. Вообще, вся история Ленинска – очень приблизительная, особенно когда дело касается людей, а не добытого золота.
Вот пример: в 1842 году на Царёво-Александровском прииске был найден самый большой в России золотой самородок «Большой треугольник». В Горном журнале зафиксирован его потрясающий вес – 2 пуда 7 фунтов 92 золотника (36,2 кг), отмечено, что нашёл самородок крепостной Сюткин. Позже во многих источниках Сюткина называли то Николай, то ещё каким именем. И только жители посёлка, неграмотные забитые крепостные сохранили этот случай в мельчайших подробностях. «Это было 26 октября, холодный слякотный день, – рассказывает учитель Екатерина Долгова. – Никифору Сюткину было всего 17 лет. Он работал в шахте на глубине трёх метров, и благодаря острому зрению и какому-то чутью, обратил внимание на огромный грязный камень. Когда Никифор расчистил камень и увидел, что это золото, он закричал: «Ой, помогите, помогите!» Его услышали, подняли на поверхность, достали самородок, а парень сидел и плакал. Такое потрясение он испытал. Чуть позже, когда взвесили самородок и управляющий сказал: «Проси чего хочешь», Никифор ответил: «Отпустите меня к родителям, в баньку помыться».
Сейчас «Большой треугольник» хранится в Алмазном фонде России, а предания о Никифоре Сюткине – в народе. Жители Ленинска рассказывают, что внезапно свалившееся богатство не принесло парню счастья: его быстренько женили, он начал пить и гулять, и очень скоро промотал всю премию, полученную за самородок. До сих пор точно неизвестно: купил ли Никифор себе свободу, или так и помер крепостным.
Золото не отпускает
Все дома в Ленинске стоят на отработанных рудниках. Время от времени старые шахты обваливаются, и тогда в чьём-нибудь огороде появляется большая дыра. В посёлке ходят чудесные истории, например, о том, как одна девочка шла из школы, а на тропинке лежал камень, мешал ей пройти. Девочка пнула камень и сломала ногу: оказалось, что это огромный тяжёлый самородок. А еще рассказывают, что башкирский мальчик нашёл самородок весом 20 кг, и на те деньги всей родне купили по паре калош. Весь этот народный фольклор, чаще всего правдивый, собирают энтузиасты-краеведы. Примерно до начала сороковых золотишко добывало всё местное население, даже мальчишки. Носили в государственный пункт по соседству, который так и называли Осьмушка. Осьмушка – это 1/8 часть фунта, золотая мерка. Затем индивидуальное старательство запретили, а в 1976 году государство совсем прекратило добычу золота в окрестностях Ленинска. «Ну и как же вы, неужели не ищете?» – спрашивали мы у местных мужиков. Те хитро смеялись и отвечали: «Кто хорошо жил, тот отсидел уже». Эту поговорку мы так часто слышали в Ленинске, что поинтересовались у знатоков-краеведов, в чём дело. Оказалось, что в 1960 году больше сорока человек посадили за незаконное старательство.
«И всё равно копают, – сказали нам. – Летом пойдёшь за ягодами-грибами, а в лесу – то ямка, то канавка».
Заживём ещё!
Раньше Ленинск был Золотым дном России, сейчас это обычный заштатный посёлок. Школа, клуб, несколько магазинов. Никаких богатств народ не накопил: дома по большей части убогие.
Главный работодатель – нефтеперекачивающая станция. Те, кому не хватило работы у нефтяников, ездят в Миасс. В будний день мы насчитали на улицах больше десятка вполне молодых и пьяных субъектов. Говорят, их свозят сюда из города «чёрные риэлторы».
Несколько лет назад журналист Леонид Парфенов приезжал в Ленинск снимать фильм про российскую золотую лихорадку. «Он встал вот в этом месте, на пригорке, а вокруг одни козы бегают, – рассказывает местный житель Георгий Шарипов. – Парфенов очень тогда расстроился. А чего он ждал, лето же! Народ кто на покосе, кто в огороде».
Нам повезло, на крепком еще льду поселкового пруда мы познакомились с местными моржами и рыбаками. Жизнерадостные моржи недолго думая устроили заплыв в 25-метровой проруби. «У нас тут зимняя база организации «Моржи Миасса», – поведал главный ленинский пловец Юрий Яковлев. – Самому молодому шесть лет, старшему ¬ – 72. Мы своим примером пропагандируем здоровый образ жизни. Плаваем каждую субботу, с 10 часов. Приезжайте!»
Рыбаки отнеслись к нам более настороженно, но некоторые разговорились, позабыли даже на время про своих окуней. Мы поспрашивали одного из старожилов, 74-летнего Виктора Николаевича Демченко: при какой власти здесь легче жилось людям?
«Каждый правитель по-своему всё творил, – ответил старик. – Никогда хорошо не жилось, ни при царе, ни при советской власти. Одна надежда на Нострадамуса, он обещал, что в 2025 году в Гиперборее будет золотая эпоха».
«А Гиперборея – это Россия» – добавил пенсионер-оптимист, достал коловорот и начал сверлить новую лунку.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...