Наверх
Герои

Лилия Хренова: «Бог не мог создать брак»

Как жить по принципу колодца
17.09.2018
Лилия Хренова ведет с мужем мебельный бизнес в свободное от общественной деятельности время. Именно так, а не наоборот. Помощь людям на первом месте для нее, ее родных и близких.
«Мы людям ничего не запрещаем»
- Только на вас надежда. Помогите, пожалуйста, - просит за сына престарелая женщина, покидая кабинет директора автономной некоммерчекой организации «Любовь» Лилии Хреновой.
«Любовь» - это центр помощи людям, попавшим в кризисную ситуацию. Здесь лечат от игромании, наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости, помогают обрести себя и начать жить с чистого листа.
- У меня брат был наркоманом, - говорит Лилия Хренова, - поэтому я знаю боль родных наркомана не понаслышке.
Когда в ее семье случилось несчастье, Лилия Хренова познакомилась с пастором Церкви христиан веры евангельской Владимиром Житковым. Владимира поразила та же болезнь, что и знаменитого ученого Стивена Хокинга - редкая и тяжелая. Мышцы поочередно отказывались работать, и в 19 лет Владимиру подчинялась только голова. Однако это не помешало ему помочь многим людям.
За долгие годы существования у центра «Без стен» накопился внушительный фотоархив
Пережив алкоголизм, Владимир приглашал к себе домой знакомых алкоголиков, чтобы передать им свой опыт борьбы с болезнью. Он читал им Библию, беседовал о нравственности, жизни, пытался изменить мировоззрение, ценности знакомых. Лилия Хренова стала ему помогать. Будучи учительницей начальных классов, она умела находить к человеку подход.
Для помощи людям с алко- и наркозависимостью Владимир Житков основал при Церкви духовно-культурный центр «Без стен». Люди порывали со старой жизнью на одну-две недели, но потом срывались.
- Мы поняли, что необходима изоляция, - говорит Лилия Хренова. - Одна женщина, ходившая к нам на занятия, имела дом в деревне Пьявицы, а сама жила в Украине. Она подарила нам дом, так и появился первый стационар для зависимых.
Так как многие к нетрадиционным конфессиям относятся с предубеждением, от «Без стен» отпочковалась АНО «Любовь», на которую возложили социальную деятельность. Ее возглавила Лилия Хренова. В 2012 году умер Житков, и формально «Без стен» отошел к его жене Елене, но руководит центром так же Лилия Хренова.
- Мы людям ничего не запрещаем, - рассказывает она, теперь уже пастор. - Просто объясняем, что хорошо, а что плохо. Потому центр и называется «Без стен». Если человек сам не захочет измениться, с ним ничего не поделаешь.
В Церкви проходят культурные мероприятия, лекции, занятия с реабилитантами и школьниками, проповеди и молитвы. Для наркоманов Церковь обычно - последняя инстанция. Одним достаточно только занятий в Церкви, которые ведут бывшие зависимые, другие едут в стационар. Есть также несколько квартир, где живут перевоспитавшиеся и устроившиеся на работу реабилитанты без собственного жилья.
Стационар с годами переехал в п. Садовый и разросся с одной избушки до большого хозяйственного двора с мужским и женским отделением. Все реабилитанты построили сами, как и саму трехэтажную Церковь.
Курс реабилитации включает в себя знакомство с Библией
- Наркоманы - талантливые люди, - убеждена Лилия Хренова. - Если бы вы знали, какую изобретательность, энергичность они проявляют, чтобы достать дозу. Когда же в этом отпадает необходимость, их таланты направляются в полезное русло.
В ребцентре многие набили руку в строительстве и нашли в этой отрасли работу. Другие посвятили себя бизнесу, спорту или творчеству. Встретив их на улице, не скажешь, что кто-то из них 10 лет кололся.
- Жемчуг зарождается в грязи, - замечает Лилия Хренова.
«Я впервые спокойно заснул»
В Навлинском районе, примерно в километре от станции «Клюковники» располагается п. Садовый. Почему поселок, непонятно. Домишек - раз-два и обчелся, причем половина ветхих. Дорог нет, связь еле дышит. Кругом поля да леса. Посреди них и построены стационары реабилитационного центра «Любовь».
За главного здесь Юлия Моисеева - красивая, ухоженная женщина и бывшая наркоманка с многолетним стажем. Сейчас у нее есть муж и дочь, старенькая избушка, а когда-то не было ничего.
- От меня отвернулись все, - со слезами на глазах вспоминает Юлия, - а пастор нет. Она увидела во мне человека, впустила в квартиру.
Юля Моисеева — главное лицо в п. Садовый
Юлия услышала о Хреновой от других наркоманов и пришла за помощью. Душевная беседа облегчила муки, и Юлия начала навещать Лилию Хренову регулярно. Однажды пастор позволила Юле подержать на руках своего маленького ребенка. Такое доверие наркоманку окончательно поразило, и она поселилась в ребцентре.
Реабилитанты многим обеспечивают себя сами: заготавливают дрова, ухаживают за скотиной, растят овощи в теплицах, возделывают поле, помогают односельчанам.
- Кому-то надо подделать забор, помочь с похоронами - все обращаются к нашим братьям, - говорит Лилия Хренова. - Как-то насос в водонапорной башне сломался, и вся деревня ходила к нашей скважине.
Материалы для хлевов и прочих хозяйственных построек реабилитанты собирали с миру по нитке. Что-то закупали по дешевке, что-то находили на улицах или отдавали жители. Рядом с легкой тепличной дверкой вы увидите массивную квартирную дверь с номерком. Самое красивое здание - это баня. К ней приложил руку мастер резьбы по дереву. А за ней у братьев - импровизированный спортзал.
Женское отделение от мужского находится не меньше, чем в пятистах метров. По правилам ребцентра, реабилитанту запрещено видеться с родными, а случается, что в центре одновременно восстанавливаются и муж, и жена.
- Я тут уже 8 месяцев и жена - два. Мы пишем друг другу письма, -добродушно делится Олег Курбатов, черный от печной сажи. Печь давно не чистили, и она отказала. Пришлось замараться.
Олег Курбатов отсидел в тюрьме 15 лет.
Олег в общей сумме просидел в тюрьме 15 лет. Садили и за убийство, и за грабеж, и за торговлю наркотиками. Принимал он их и сам. Вылечился в реабилитационном центре, после чего завел собственное дело, но от хорошей жизни расслабился и снова пристрастился к химии. Теперь снова восстанавливается по программе «12 шагов».
Программа применяется в России большее двадцати лет. Она пришла из США и заключается в духовно-нравственном воспитании человека. Для начала он должен признать свое бессилие перед зависимостью, потом довериться Богу, заняться самоанализом, составить список людей, которым навредил, и по возможности возместить им ущерб. Последний шаг подразумевает миссионерство среди зависимых.
- В центре я нашел то внимание, заботу, любовь, которых мне не хватало. Я ведь сирота, - признается Олег. - Пастор мне и за родителей, и за сестру, и за друга. Во мне сейчас идет война. Пастор как-то сказала, что надо измениться физически, социально, нравственно и духовно. Я эти слова постоянно в себе держу.
- Я сюда воевать приехал, - усмехается Владимир. - Дошла весть, что друга тут удерживают насильно, мы вместе кололись.
Владимир собрал банду и наведался с ней в Садовый. Друзей оставил на дороге, а сам пошел в центр. Притворился, якобы ищет помощи, чтобы проникнуть в общину. Его радушно приняли, и он увидел, что в центре никто никого силком не удерживает.
Владимир пришел спасать друга из плена, но «плен»пришелся по вкусу
- По светящимся глазам Сергея, по улыбкам людей, я понял, что здесь им хорошо, - вспоминает Владимир. - Я не знал, что делать.
Его команда пришла вызволять Владимира из «плена», грозилась применить силу, но ситуацию разрешили мирно. Владимир увел друзей, а через полтора года вернулся.
Родители Сергея и Владимира живут рядом. Когда Владимир оказался на грани смерти, весть дошла и до Сергея. Он нашел друга и отвел его в центр «Без стен» на вечернюю молитву.
- Когда я туда вошел, меня как огрело, - поражается Владимир. - Такая царила там успокаивающая обстановка. Мне не помогали даже диспансеры, а, покаявшись в церкви, я впервые спокойно заснул.
«Иди, бабушка, погуляй»
Реабилитационный центр «Любовь» принимает не только алкоголиков и наркоманов, а всех, кто попал в трудную ситуацию и не может выпутаться из нее в одиночку, в том числе и бездомных.
- Бездомные - это самые трудные люди, - уверяет Лилия Хренова. - Они опускаются до животного состояния, сами себе на уме, творят, что хотят, и никого не слушают.
Зачастую приходится заново учить человека пользоваться столовыми приборами, чистить зубы, следить за собой. Многие за долгие годы скитаний прикипают душой к своему рванью, и надо еще убедить их переодеться в приличную одежду. Часто приходят лишь для того, чтобы пережить зиму.
- Бродяжничество - это образ жизни, - поясняет Лилия Хренова. - У бездомного может быть квартира, но ему проще жить на улице, без всяких обязанностей - в обманчивой свободе.
Летом 2016 года в ребцентр пришли сразу несколько бездомных, поэтому для них выделили отдельный домик. Раньше он предназначался для мужского карантина. Сюда селили новичков, чтобы понять, что они за люди, да и они сами пробовали жить в изоляции, прежде чем приступить к реабилитации.
Сейчас в домике живут четыре женщины, еду для них приносят из женского стационара. Летом они помогают по хозяйству, а зимой больше сидят дома, вышивают, читают. Дом их не в лучшем состоянии, но в сравнении с прежними условиями жизни - рай.
- Я шесть лет ночевала в люках, на теплотрассах, - нехотя, отрывисто рассказывает сорокалетняя Марина. - Была самой старшей, много молодых видела.
У Марины ампутированы пальцы на обеих стопах - пьяная уснула на морозе. Это ее и спасло. Так она попала в больницу. Когда пришло время выписывать, конечно же, связались с родственниками. Те забирать Марину не хотели и обратились к Лилии Хреновой.
На улицу Марина попала из-за алкогольной зависимости. Когда умер муж, платить за квартиру стало нечем. Свет, газ отключили за неуплату, потом государство и вовсе изъяло жилье для погашения долгов. Родственники испытывали к ней презрение и отвращение.
Брошенной всеми оказалась и пожилая Татьяна Ильинична. Дети ее умерли, осталась только внучка.
- Однажды она пришла ко мне с парнем и сказала: «Иди, бабушка, погуляй», - вспоминает Татьяна сквозь слезы. - В полицию? Да куда я пойду со своим зрением? Я же не вижу ничего.
Галину из дома выгнала свекровь. Муж умер, сына посадили за непреднамеренное убийство в драке, да в придачу оказалось, что муж перед смертью выписал Галину из квартиры. Видимо, потому, что Галина сильно выпивала и водилась с такой же компанией. В беде мнимые друзья, конечно, не помогли.
Самая старшая в домике для бездомных - Ольга Ивановна. Ей 66 лет, говорит скороговоркой, смешливо и путано. Путано не только для посторонних, но и для себя самой.
Увез ее из Латвии русский военный. Жили с ним в деревне Стародубского района, потом муж умер, и Ольга Ивановна осталась без средств к существованию. Прописки она не имела и получить пенсию не могла, а связь с родными в Латвии утратила с 2003 года. Долго, по догадкам Лили Хреновой - 10 лет, жила в доме для престарелых около камвольного комбината. Потом нашла жениха и ушла жить с ним, но то ли он умер, то ли бросил ее, и Ольга Ивановна вновь оказалась на улице. В дом для престарелых обратно не брали, и пожилая женщина пришла в п. Садовый.
Лилия Хренова подумывает уже о собственном доме престарелых или хосписе, а также мечтает основать лагерь для трудных подростков. Троих она уже приютила у себя дома. Все спрашивают, зачем, но объяснить сложно. Просто захотелось помочь.
- Я живу по принципу колодца, - говорит Лилия Хренова. - Чем больше из колодца вычерпываешь воду, тем она свежее. Когда воду перестают брать, колодец зарастает.
«Плохих людей нет»
Дом у Лилии Хреновой большой, в три этажа, со множеством комнат - незнакомому человеку может показаться лабиринтом. Строили, как и Церковь, всей общиной.
На веранде стоят два синтезатора. Это Илья Кочетов пробует писать музыку, в основном для рэпа. Илья и сам выступает, а в этом году даже организовал рэп-фестиваль. Сегодня вместе со своей командой SaintNation он участвует в антинаркотическом концерте в Шибенце -микрорайоне города Фокино.
Илья живет с Лилией Хреновой около двух лет. Родился он в г. Шахты Ростовской области. Отец пил и скандалил с матерью. Когда Илье было 4 годика, его отец ушел к другой женщине, и матери пришлось с утра до ночи работать, чтобы прокормить себя и сына.
Илью воспитывали бабушка и улица. Бабушка была истинной протестанткой и пыталась вкладывать христианские морали во внука. Возможно, это и оберегло Илью от участи других дворовых ребят.
- Сейчас многих моих друзей и знакомых нет в живых: спились, скололись, умерли, связавшись с криминалом, - замечает Илья. - Жизнь в городе была такая, что все стремились вырваться из него.
Илья вырвался. К тете в Брянск. Здесь он поступил в университет, отслужил в армии, а потом…
- Я не знал, кто я, зачем живу, что делать, - вспоминает Илья. - До меня дотронуться нельзя было, на все резко реагировал. Я не видел вокруг авторитетов - живых примеров, на которые можно было равняться.
Илья посещал вместе с тетей Церковь центра «Без стен», и однажды поделился своей проблемой с пастором Лилией Хреновой. Она предложила пожить вместе.
Илья активно включился в общественную деятельность центра «Любовь», начал выступать в роли ведущего и рэп-исполнителя на мероприятиях, устроился на работу.
- Я переосмыслил жизнь, нашел себя в творчестве и стараюсь раскрыть потенциал других молодых людей, - рассказывает Илья. - Пастор стала для меня авторитетом.
Лилия Хренова и Марина Сычева, исполнительный директор АНО «Любовь»
Антинаркотические концерты и прочие профилактические мероприятия - одно из многих направлений деятельности центра «Любовь». Его волонтеры, коих около ста человек, разъезжают по области: школам, селам и деревням, устраивают детские концерты в городских дворах, организовывают фестивали, ведут занятия для родителей в одном из коворкингов Брянска. Все расписано и проводится по плану, за каждым человеком закреплен определенный район или город, поселение.
- Мы поняли, что эффективнее не исцелять зависимость, а предупреждать ее появление, - говорит Лилия Хренова.
В рамках профилактики волонтеры центра «Любовь» рассказывают детям не только о вреде алкоголя, курения, наркотиков, но и затрагивают темы межполовых отношений, спорта, достижения целей, учат уважать старших.
- Из-за конфликтов поколений и происходят все войны, - уверена Лилия Хренова.
Центр «Любовь» давно сотрудничает с Фокинским наркодиспансером, проводит беседы со здешними пациентами. До кого удается достучаться, те после выписки едут в Садовый.
Концерт в Шибенце организовали местные, но в программе участвовали волонтеры центра «Любовь», в том числе и SaintNation. Они попытались убедить школьников: плыть по течению - путь в никуда. Удалось ли, покажет время.
- Концерт - это только капелька в море профилактики, которая даст результат в совокупности с другими такими же капельками, - рассуждает Лилия Хренова. - Конечно, хотелось бы спасти всех, но даже один человек - это уже результат, ради которого стоит организовывать подобные мероприятия.
Верность - сильная сторона Лилии Хреновой. Верность семье, друзьям, принципам, Богу. Кажется, никакой негатив не заставит ее отступиться от своего дела и убеждений.
- Я всегда во всем стараюсь найти плюсы, - говорит Лилия Хренова. - Если говорить о человеке, то Бог не мог создать брак. Плохих людей нет, надо просто уметь отделить их настоящих от их поступков, вызванных внешними обстоятельствами.
Таких людей Лилия Хренова встречает постоянно, ведь в зависимость впадают не только из любопытства, но и вследствие несчастья: кто-то потерял родного человека, кто-то напитался ужасов на войне, кто-то рос в неблагополучной семье и видел только плохое. Чтобы всем помочь, одного центра «Любовь», явно, не хватает.
- В Брянске строят много многоэтажек, которые потом пустуют, - замечает Лилия Хренова. - А можно было бы пустить средства на реальные нужды - на социальные объекты.
Видит Лилия Хренова недостаток и в воспитательных методах российских колоний. Убеждена, что заключенный не перевоспитывается, но становится злее, ожесточеннее. Она же знает, как прививать людям духовно-нравственные принципы.
- У пастора есть дар убеждения и мотивирования, - заверяет таксист Сергей Ефимов, в прошлом - наркоман и сиделец, а ныне - верный помощник Лилии Хреновой. Он согласился побыть нашим водителем на день.
Лилия Хренова мечтает помочь всем, кто встретился и встретится на ее пути.
- Самое богатое место на Земле - кладбище, - говорит Лилия Хренова. - Там множество несостоявшихся врачей, учителей, ученых и других людей, которые не успели полностью раскрыться и тем самым спасти еще больше людей. Я хочу уйти полностью опустошенной.
Принцип колодца
Человек боится всего незнакомого и непонятного, потому некоторые считают баптистов и протестантов сектами. Вечерняя молитва в духовно-культурном центре «Без стен» начинается с прославления Бога. Община поет и танцует, воздавая хвалу Господу. Затем, сидя, внимает проповедям трех спикеров, их разбивают музыкальными номерами.
Прихожане Церкви - не сектанты, а братья и сестры, готовые в любой момент прийти на помощь друг к другу. Они стремятся помогать людям, как некогда помогли им.
- Совершенное добро всегда возвращается, - верит Лилия Хренова. - Порой плоды твоего труда радуют до слез. Например, когда человек поднялся со дна и начал жить по-новому.
Знакомство с Владимиром Житковым, чье дело продолжает Лилия Хренова, для нее - самый значимый эпизод из жизни. Когда Житков умирал, то Лилия Хренова сутками дежурила у кровати на переменку с его женой Еленой. Это было самое тяжелое время.
Если же говорить о счастливых моментах, то Лилии Хреновой памятна встреча с пастором из Сочи. К женщине направила мать в надежде на чудо. Лилия Хренова болела раком, и молитва сочинской гостьи избавила от опухоли. После этого каждый день - счастье.
Лилия Хренова вспоминает последние дни Владимира Житкова
Беды и неудачи для Лилии Хреновой - всего лишь трамплины, жизненный опыт, который делает сильнее, гибче. Она не жалеет ни о чем. Даже об аварии, чуть не отправившей на тот свет.
- Моя беспомощность, несостоятельность помогла людям научиться жить по принципу колодца, - поясняет Лилия Хренова. - Все мои знакомые проявляли сострадание, заботу, любовь, тем самым совершенствовались сами.
В машине их было четверо. Пассажиры пострадали несильно, а Лилия Хренова, бывшая за рулем, получила травму черепа и кровоизлияние в мозг. Водитель, вылетевшей на встречную машины, и вовсе погиб.
Возможно, погибла бы и Лилия Хренова, если бы не цыгане. Они проезжали мимо, когда раненую в бессознательном состоянии вытаскивали из машины.
- Не мешайте человеку отходить к Богу, - сказали они столпившимся вокруг пастора.
Ее друзей осенило - надо молиться. Они и пострадавшая твердо убеждены, что только это и удержало Лилию Хренову на земле.
Когда она пришла в себя, то обнаружила, что ничего не помнит. Даже мужа с детьми не сразу узнала. Со временем воспоминания вернулись, почти все. Однако на всякий случай Лилия Хренова постоянно тренирует память. В этом помогает и учеба, Лилия Хренова получает второе и третье высшее: теологическое и на эвент-менеджера.
Когда она попала в больницу, Сергей Ефимов примчался, как только услышал о беде. Ожидал увидеть прикованного к койке человека, однако его пастор с трудом, но передвигался.
- Ей позвонила какая-то женщина, рассказала о своем сыне, увлекшемся наркотиками, и попросила встречи. Она не знала, что пастор попала в аварию. И пастор ответила: «Приезжайте».

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...