Наверх
Интервью

Кирилл Вышинский: На Украине было все для комфортной жизни, кроме государства

#ЛюдиНовойРоссии
14.01.2023
Кирилл Вышинский, исполнительный директор ИА «Россия сегодня», член СПЧ при Президенте РФ, в прошлом главный редактор РИА Новости Украина и украинский политзаключенный, специально для «Репортёра» о том, как будет меняться жизнь для «новых русских» — украинцев, ставших россиянами
  • — На сегодняшний день в России более 3 млн беженцев из Украины. Это связано, прежде всего, с военными действиями. Но люди уезжали из Украины в Россию и до февраля 2022 года. Как человек, проживший на Украине много лет, как вы считаете, от чего они убегали?
  • — Люди уезжали и уезжают от атмосферы гипертрофированной украинофилии и воспитания в них и в их детях политических украинцев. Простой пример. Мой приятель отдает старшую дочь в школу в Киеве в хорошем районе недалеко от центра. К 1 сентября он ей из Москвы заказывает классическую школьную форму – темное платье, белый передник. За несколько дней в школе собирают родителей первоклассников и говорят, что есть негласная традиция – приходить на первый звонок в вышиванках. Отец девочки возмущается: «Слушайте, мы ей специально заказали платье, она придет в нем». И она 1 сентября единственная приходит в классической школьной форме. С тех пор отец выглядит неблагонадежным в лице классной руководительницы. Это ситуация 2015-2016 гг., через пару лет после Майдана.
    Еще один мой приятель взял у сына прочитать хрестоматию и учебник по украинской литературе. Когда он увидел набор авторов и отдельные тексты — например, стихотворение Пантелеймона Кулиша, в котором были выпады против, цитирую, «москалей», он выбросил эту хрестоматию. Сын потом долго переживал, потому что хрестоматия библиотечная, надо ее чем-то заменять, сдавая учебники в конце года. Эта атмосфера выращивания политических украинцев кого-то устраивала, а кому-то там стало душно. Украинская пропаганда очень эффективная, этого нельзя не признать. То, от чего многие уезжали, системно внедрялось. А Донбасс отказался от этого в 2014 г. Если из центральной Украины люди уезжали в частном порядке, то Донбасс это сделал весь, люди сказали — мы политическими украинцами быть не хотим, мы — другие.

  • — Чем для приехавших жизнь в России отличается от жизни на Украине?
  • — В России они в первую очередь столкнулись с сильным государством, которое… которое просто есть. Вот на Украине государства нет, и всю жизненную инфраструктуру вокруг себя человек выстраивает по сетевому принципу — договаривается с налоговой, с врачами, с учителями и т.д. Понятно, что все хотят, чтобы школа была получше, а врач поопытнее, но на Украине это превратилось в систему.
    Еще один пример из жизни моего приятеля. Бизнесмен, в 2004 г. активно поддерживал оранжевый Майдан, меня агитировал. Не скажу, что дело доходило до драки, но до эмоционального напряжения доходило. И вот, Майдан победил, Ющенко стал президентом. Месяца через полтора мой друг переходит в оппозицию. «Я не понял, вы же только победили, только что отпраздновали, так сказать, торжество справедливости и демократии». Он говорит: «Ты понимаешь, у меня есть человек в налоговой, который мне за 10% обеспечивал быстрый возврат НДС. Так вот я к нему сейчас пришел, а он мне – как для вас, для старого знакомого, — 15%, а через месяц будет 25%. Я спрашиваю – а что случилось? «Ну как, Майдан же победил. Вы стояли внизу под сценой, а были люди, которые стояли вверху – на сцене. Так вот они теперь во власти». «И что?» «Как что? Им же тоже нужно, что и вам, только больше. Поэтому 25%». Вот такие аргументы.
    Та же история и с налогами. На Украине налоги платить – это как-то неприлично что ли. Мы без государства и даже вопреки организуем свой бизнес, так зачем мы ему будем отдавать свои деньги? Заплатим что-то по минимуму или вообще не будем платить. Размер получаемой прибыли не принципиален, принципиально то, что мы не будем с государством делиться налогами в полном объеме, как положено. В России устроено по-другому. Ты приходишь в налоговую и за 5 минут решаешь все свои проблемы – только приди и честно заплати, или сделай это через портал. Еще один пример, приходишь в МФЦ – и за 15 мин решаешь все свои проблемы. На Украине на то же самое ты потратишь в разы больше времени, а, самое главное, в итоге пойдешь «решать вопросы» не с государством, а с конкретным человеком. Который за определенную сумму принесет пакет документов со всеми поставленными печатями и просто говорит: «Вот здесь надо расписаться». Ты им платишь деньги. Им, а не какую-то пошлину государству или это делается просто за твои налоги. И так на Украине везде, на любом уровне.
    В России же сильное государство, которое создает условия для обыденной жизни, но потребует от тебя ответственности, знания и соблюдения законов и правил. Просто пример на бытовом уровне. Я по украинской привычке в первое время постоянной жизни в России пропустил срок подачи информации по расходу воды по счетчику. По принципу – а ну его, заплачу потом, через какое-то время. Начал заполнять форму оплаты, а мне портал пишет – вы пропустили срок подачи, с этого момента ваши показания не принимаются, а вы платите по общему тарифу. Суммы будут разными. Может и не критично разными, но дело просто в том, что государство так работает. Оно требует от тебя ответственности, дисциплины, и при этом предоставляет огромное количество возможностей — записаться в поликлинику через интернет, в МФЦ получить справку за 15 мин, заплатить коммунальные, налоги через интернет и многое др.
  • — Парадоксальный тезис. С одной стороны, на Украине, фигурально выражаясь, нет государства, а с другой, это самое государство, которого нет, создало работающий как часы тотальный аппарат репрессий и насилия.
  • — Это не фигура речи. На Украине нет государства как системы социальной организации. Я плачу государству налоги и делегирую ему обеспечение моей безопасности, лечения, образования и т.д. В разгар эпидемии ковида украинскому министру здравоохранения Россия предложила бесплатно вакцину с организацией производства на территории Украины. Министр соглашается. А потом происходит окрик из американского посольства — нет, нельзя, и министр здравоохранения говорит — нет, мы не возьмем российскую вакцину, будем ждать американскую. Вот так поступает украинское государство, которое должно заботиться о здоровье своих граждан. У кого была возможность, платил бешенные деньги и частным образом привозил вакцину или ездил прививаться. Другие украинцы ждали хоть какую-то вакцину еще около месяца. Да, потом появился целый веер вакцин, но какова цена этого ожидания? Сколько человеческих жизней?
    Второй пример с безопасностью и справедливостью — убийство моего коллеги и товарища, известного украинского журналиста и писателя Олеся Бузины. Его убили за его позицию, за пророссийские взгляды. Поймали его убийц за месяц, министр МВД отчитался, доказательства были неоспоримы, вплоть до анализа ДНК. Где эти люди, обвиняемые в убийстве? На свободе. Один из них даже входит в общественный совет какого-то министерства. Их выпустили из зала суда и дело превратилось в «висяк». А это означало только одно в общественном пространстве – людей с такими взглядами, как у Олеся, можно безнаказанно убивать. То же самое было и в Одессе 2 мая. Так что нет государства на Украине — это не фигура речи, не метафора. Хочешь выжить в этой стране — выстраивай связи, подумай о своей безопасности, подумай о своем медицинском обеспечении.

    Что же касается аппарата репрессий, то на Украине речь уже идет не столько о государстве, сколько о режиме. Был режим Порошенко, потом — режим Зеленского. Сначала казалось, что он более гуманный, а потом выяснилось, что в разы хуже, чем режим Порошенко. Масштабы репрессий не сравнимы – при Зеленском их стало больше.
  • — По каким вещам на Украине можно скучать?
  • — Я провел там детство, юность. У меня там есть места, с которыми связаны личные воспоминания, эмоции. Украина великолепная страна, удивительное сочетание пространства, климатических поясов и людей. Мне кажется, что в этом смысле там все было идеально. Это вторая, сейчас уже третья, по площади страна в Европе, в ней жило порядка 40 млн человек, что позволяло комфортно расселиться по имеющейся территории. В ней один часовой пояс, но было два моря, горы, леса, степи, в моем детстве был украинский Крым с субтропиками. Была, кстати, и единственная в Европе пустыня недалеко от Херсона. Хотите горы, хотите моря, хотите пустыню, хотите субтропики — все было. Просто с момента Майданов – оранжевого и затем в 2014-м – развалили государство, которое могло бы обеспечить организацию жизни людей. И люди стали уходить из Украины со своими территориями – Крым, Донбасс, Запорожье и Херсон.
  • — Россия меняет новоприобретенные территории и населяющих их людей. Чего им ждать от новой жизни?
  • — А на новых российских территориях разные люди. Там есть стопроцентные, идеальные люди русского мира — это жители Донбасса. Русский мир для меня — это не пропагандистское клише, которым привыкли пугать на Украине, а совокупность культуры, самосознания, самоидентификации. Так вот, на Донбассе — лучшие представители русского мира. Потому что они сделали в его пользу осознанные выбор и заплатили за него очень дорогую цену. А есть жители Запорожской и Херсонской областей, которые прожили в условиях украинской пропаганды достаточно долгое время, до весны 2022 г., и им придется непросто вживаться в российские условия. Прежде всего, им придется вживаться в сильное государство, которого они раньше не видели и не знали, придется ломать свои привычки, жизненные стереотипы. Это будет непростой процесс – и для них, и для России.
  • — Как Вы считаете, какие уроки можно извлечь из опыта украинской жизни?
  • — Украинский режим транслирует идею, что суверенитет — это не ценность. Ну его этот суверенитет, если будут хорошо кормить и позволят воровать. Отсюда как раз готовность украинских властей к отказу от спасения своих людей российской вакциной, если не велят из Вашингтона. Суверенитет — слишком дорогое удовольствие, лучше будет делать «как барин скажет». В итоге люди с американскими паспортами просто стали руководить страной. Украинское государство отказалось от суверенитета, а российское — нет. В этом принципиальная разница.
    А жители Украины, которых превратили в политических украинцев, в какой-то момент отказались от главного — они решили, что не важны их ценности, с которыми они росли и в которых воспитывались. Один из идеологов политического украинства, историк Ярослав Грицак, говорил, что ценности православия ничего хорошего нам не дали, а вот протестантские и католические ценности западного мира хороши тем, что их можно намазать на хлеб. Вы посмотрите, как живет Европа — там такой высокий уровень жизни, потому что у них эти ценности, а мы живем бедно, потому что у нас было православие, и православные ценности не дают жить богато и сыто. Это закамуфлированная идеология потребительского общества. Но выяснилось, что на Украине не все хотят так жить. И это самый главный урок - если вы принимаете ценности потребительского общества, то будьте готовы, что рано или поздно вам расскажут, чем прививаться, когда прививаться, чему учить детей, сколько должны быть гендеров, что такое «настоящая терпимость», что такое ваша реальная безопасность, которая будет сильно отличаться от той, к которой вы привыкли. Надо понимать, что невозможно будет жить в привычной вам исторической системе ценностей, приняв при этом все предлагаемые вам Западом стандарты общества потребления. Вот это главный урок — если вы купились, значит придется платить дорогую цену. 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...