Наверх
Интервью

«Здесь Рязань, за шторами Голливуд»

Почему Max Factor и Рязань знакомы через одно рукопожатие
03.05.2023
Его история началась на рубеже веков, добралась до Голливуда – и покорила весь мир. Макс Фактор, или Максимилиан Факторович, бизнесмен и создатель одноименной империи, жил и работал в Рязани с 1895 по 1903 год. Интрига в том, что сейчас этого почти никто не знает
В этом музее, или даже салоне, как называет его создательница Ксения Паначева, все можно трогать руками. Можно открыть шкафчики, примерить старинные парики и шляпки, вдохнуть аромат духов – и перенестись на 100 или 150 лет назад, в волшебную историю про человека, который верил в свою мечту.
Макс Фактор начал подрабатывать в семь лет
Макс Фактор совершил революцию в киноиндустрии, за что получил «Оскар» и звезду на голливудской «Аллее славы». Он первым разработал жидкий тональный крем, который заменил театральный грим у актеров. Старый грим изготавливался на основе жира в виде твердых палочек, из-за чего его приходилось наносить толстым слоем. Все это выглядело ненатурально, засыхало и отваливалось. Кроме грима, Макс Фактор создал блеск для губ, накладные ресницы и первым начал делать парики из натуральных волос. А еще ввел ритуал ежедневного макияжа в жизнь девушек. Однако музей, созданный Ксенией Паначевой, посвящен не только ему. 
— Мне не очень хотелось делать музей только про Фактора, – говорит Ксения, – потому что это несправедливо по отношению к другим, кто также делал мужчин и женщин красивыми в Рязани в эти годы. Когда он жил в нашем городе, он был рядовым парикмахером и только начинал делать какую-то косметику. Мой салон «Аромат времени» условно делится на две части: здесь — Рязань, за шторами — Голливуд. Без Голливуда, конечно, никак не обойтись, потому что свои достижения он делал там.
Максимилиан Факторович, так его звали до переезда в Америку, родился в Польше, после армии приехал в Рязань, вероятно, из-за востребованности парикмахеров в этом городе. Во многих источниках значится, что Факторовича заметила труппа императорского театра, его приглаcили в Петербург, и там он стал гримером Николая II, однако Ксения, сопоставив источники, пришла к выводу, что эта информация — миф, придуманный самим бизнесменом.

— Где-то даже пишут, что Николай II его не отпускал, ему пришлось притвориться больным и тайно бежать. Короче — это все фигня. Нет, не было его в Петербурге. В 1903 году он еще числится здесь, в Рязани, я открыла адрес-календарь — это такая книжечка, в них каждый год печатали адреса людей. И вот в таком адрес-календаре за 1903 год было опубликовано— парикмахерская Факторовича, Рязань, и адрес. А в январе 1904 года он уже числится в Америке. Для работы в Петербурге у него просто не оставалось времени. А вот эта вся история пошла после того, как никому тогда неизвестный Фактор приезжает в Америку и дает небольшое интервью местной газете, где говорит, что работал у Николая II, был главным гримером, жил при дворе. Естественно, зачем он это делал? Чтобы набить себе цену. Потому что а кто это в Америке проверит? Тогда можно было говорить все что угодно. Тем более, тема царской семьи была тогда очень популярна в Америке. Я думаю, он просто хайпанул. Естественно, это попало в автобиографию, затем в интернет. А сейчас это все тиражируют.
Ксения Паначева в своем музее
Ксения долгое время водит экскурсии по Рязани. Когда она рассказывала про Максимилиана Факторовича, люди часто удивлялись, что создатель всемирно известной косметики начал свою карьеру в этом городе. Интерес туристов к этой теме наталкивал на мысль о создании музея.

— Я думала над тем, когда же кто-то возьмет и откроет музей, —  говорит Ксения, — потому что чего только не придумают, чтобы привлечь туристов. Музей лаптей, пряников, утюгов... есть почти в каждом городе России. А тут тема такая классная, связанная именно с Рязанью.

Четыре года назад Ксения написала статью о Максе Факторе. Она читала источники и наткнулась на фразу, которая привела ее к первым покупкам. В источниках говорилось, что Макс Фактор решил создать киногрим, «потому что театральный грим не подходил для съемок в павильонах». Ксения решила проверить это на практике. Она заказала на Ebay старинный грим всего за 10 долларов. Ну а потом пришла мысль найти и заказать косметику Max Factor, которую бизнесмен производил еще в Голливуде. Все эти ценные для музея вещицы, найденные Ксенией, стоили по 5-10 долларов. В Америке это стоит дешево, потому что к антиквариату относят вещи, сделанные до 1830 года, тогда как в России антиквариатом считаются уже вещи старше 50 лет, что удорожает их стоимость. За некоторые экспонаты Ксения даже сражалась на аукционах, но все равно самая дорогая вещь стоила 70 долларов.

— Я накупила кучу всего, все это мне пришло, и я теперь не знала, что с этим делать. Пользоваться, конечно, я этим всем и не думала и так и оставила лежать в коробках: иногда достану, думаю, ой, прикольно. Потом думаю: получается, у меня есть небольшая коллекция, девочкам будет интересно, можно где-то выставляться.
На открытии туристического сезона 2019 года Ксения представила экспозицию несуществующего еще музея Макса Фактора. Разложила все свои сокровища на столике на улице – люди подходили, интересовались.
 
Постепенно мысль о музее приобретала реалистичные черты. Коллекцию, связанную с именем Макса Фактора, Ксения решила дополнить другими предметами женского туалета конца XIX — начала XX века. Теперь, когда идея созрела, нужно было искать помещение.
В салоне проходят лекции о моде и парфюмерии
— Конечно, боязно было в аренду ввязываться, потому что я не понимала, будет ли спрос, — говорит Ксения. — Только спустя полгода я нашла место, я выложила историю в инстаграм* (признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ), мне написала девушка и предложила помещение на территории ресторана. Сейчас экспозиция здесь, на втором этаже, но я взяла недавно в аренду помещение под нами. Там у нас мастер-классы проходят и временные выставки. Сейчас мы окупаемся!

Из-за санкций и сложностей с логистикой Ксении стало нелегко пополнять коллекцию, а показывать всегда одно и то же она не хотела. И тогда Ксения решила, что здесь нужно делать события. Теперь известные парфюмеры и искусствоведы читают лекции, проводят мастер-классы и проводят кинопоказы в салоне Макса Фактора.

— Это направление, с одной стороны, просто, а с другой, очень сложно, — размышляет Ксения. — Нужно найти человека, договориться, найти народ на мероприятие. Но мне это очень нравится. Ты испытываешь ощущение полной удовлетворенности, когда нет свободных мест на мероприятие. Понятно, что помещение небольшое, и максимум может прийти 30 человек. Но когда ты понимаешь, что то, что для тебя важно, интересно и другим — это супер. 

В мае к салон Ксении приедет известный парфюмер Елена Селестин (парфюмерный критик, коллекционер, искусствовед, ведущая парфюмерного радио, основатель петербургского Музея парфюмерии. — Репортер) и проведет творческую встречу на тему «Духи и мода. Лучшие ароматы XX века». А дальше — все забито, до самого июля.
Материал подготовлен в Мастерской сетевого издания «Репортёр» на Факультете креативных индустрий НИУ ВШЭ

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...