Наверх
Интервью

Мария Багаева: добровольчество не та тема, где нужно гордиться цифрами 

О местах силы, кармане для конфет и цене доброты
06.06.2018
Чуть менее десятилетия во Владимире несёт в массы добро и просвещение молодёжное добровольческое движение «Доброштаб». Седьмой год «у руля» хрупкая девушка с неизмеримым желанием делать мир добрее. Увидев её на улице, не разглядишь мощь внутри. А поговоришь, и долго в голове будет звучать эхо её житейской простоты и мудрости. О местах силы, кармане для конфет и цене доброты мы поговорили с руководителем добровольческого движение «Доброштаб» Марией БАГАЕВОЙ.
  • Зачем нашему городу нужна работа «Доброштаба»?
  • Добровольческое движение «Доброштаб» - это своеобразный переводчик между волонтерами и жителями города, решившими помогать. Движение на понятном и доступном языке объясняет:
    Ты хочешь стать добровольцем? – можешь принимать участие в таких-то проектах.
    Ты боишься? – мы с координаторами поможем начать.
    Между тем, мы стараемся создать условия и возможности для участия не только в работе движения, но и других городских добровольческих организаций. Например, к нам приходит человек и говорит: «Я хочу помогать животным». А это не наш профиль, мы его отправляем туда, где люди занимаются животными.
    Бывает наоборот. Люди не готовы помогать, а рассказывают о проблемах. Но мы дорожим теми, кто, видя эту проблему, готов включиться в её решение.
  • Каждый день заниматься волонтёрскими проектами и помощью нуждающимся дано далеко не всем. Расскажи, в чём всё-таки твой источник вдохновения?
  • Изначально вдохновение - это любовь к тому, что ты делаешь. И ещё понимание, что всё неслучайно – окружающие люди, работа, возможность помочь. Это придает силы не сдаваться и идти дальше.
    Если отвечать на вопрос «зачем» - мне кажется, важно следовать зову сердца. В случае с добровольчеством – всё так и было. Сначала появилось желание, а потом сразу и сама по себе образовалась возможность служить этому делу.
    А ещё мне очень нравится высказывание папы одного онкобольного мальчика: «Я верю, что всё, что нам посылается — как карман. Карман для Бога, в который Он обязательно положит столько конфет, сколько влезет, и других угостить хватит, и ещё вываливаться будут».
    Иногда задумываюсь и понимаю, какая у меня хорошая работа! Благодаря ей, можно быть полезным и «пустить круги по воде». Говоря о кругах на воде, я подразумеваю тот факт, что, однажды поучаствовав в каком-либо деле, ребята получают импульс, а потом распространяют его дальше, образовывая вокруг себя новые «круги». И движение продолжается с новой силой и энергией. Участники движения растут, уезжают в другие города и, тем не менее, там так или иначе продолжают заниматься добровольчеством. Главное, чему они учатся в «Доброштабе» - не быть равнодушными!
  • «Все мы родом из детства», - утверждает Антуан де Сент-Экзюпери. Расскажи, чем были наполнены твои детские дни?
  • В детстве было бесконечное чувство радости. Я выросла в военном городке Коврова – мы все друг друга знали, дружили, были одной семьей. Сейчас у меня тоже много друзей, они прекрасные, но другие.
    Долгое время я мечтала стать археологом. Мне было все равно, что выкапывать, казалось, что это классная профессия. Мечта была актуальной до тех пор, пока я не поняла, чем на самом деле занимается археолог.
    Потом хотела стать дизайнером, а потом педагогом. Им и стала (Мария окончила Владимирский педагогический университет по специальности «Учитель начальных классов» - прим. ред.). Однажды на лекции по психологии на 3 курсе пришло четкое осознание, что нужно срочно бежать в школу. Казалось, что всё - знания получила, надо быстрее их применять. И-таки побежала – работала воспитателем в одном из государственных детских садов.
    Пару лет работала дизайнером в рекламных агентствах сначала в Коврове, потом во Владимире. Это еще одна осуществившаяся детско-юношеская мечта.
  • М. Ганди писал, что на протяжении жизни извлекал больше пользы от друзей-критиков, чем от поклонников, особенно если критика выражалась вежливым и дружеским языком. Как часто тебя критикуют?
  • Никто так меня не критикует, как сама себя. Я ужасный самоед.
    В юности было очень важно мнение родителей, подруг. А сейчас чаще есть своё понимание, как поступить. Своё и мужа, но на этом круг советчиков заканчивается. Ведь в конечном итоге решения принимаю сама. А, может быть, просто стала меньше рассказывать свои переживания другим.
  • Когда много отдаёшь в одном месте, хочется приобретать в другом. Есть ли у тебя места силы, чтобы восполнить свои?
  • Храмы. И горы. Они обнуляют «глупости». В этом нетронутом цивилизацией пространстве ты не отвлекаешь на что-то лишнее, можешь сосредоточиться на себе, восторгаться тем, что создано без твоего участия. Там свежий воздух в голове.
  • Тогда какие силы тебя привели в «Доброштаб»?
  • Это долгая история. Но для меня она представляется неслучайным стечением обстоятельств.
    В далеком 2011-м мы с другом участвовали в конкурсе социальной рекламы, который организовывало управление по делам молодежи. Стали победителями, наши работы разместили на сайте УДМ. Однажды на нём же неожиданно для себя нашла информацию о молодежном форуме на территории усадьбы Храповицкого (в которую с давних пор влюблена). Уже тогда я впервые начала мечтать о том, чтобы найти работу, в которой можно просто помогать людям. И вот на этом форуме я знакомлюсь с добровольцами. Как сейчас помню, вся такая воодушевленная, после их рассказа о своей деятельности, подбегаю с расспросами: «Майя (так звали руководителя александровского добровольческого отряда), тебя уже, наверное, одолели с расспросами». А она мне обиженно отвечает: «Ни один не подошел». Так, интересующихся добровольчеством на форуме нас стало двое. А следом я узнала о том, что во Владимире уже год существует подобное волонтерское объединение и туда требуется руководитель. 
    Это долгая история. Но для меня она представляется неслучайным стечением обстоятельств.
    В далеком 2011-м мы с другом участвовали в конкурсе социальной рекламы, который организовывало управление по делам молодежи. Стали победителями, наши работы разместили на сайте УДМ. Однажды на нём же неожиданно для себя нашла информацию о молодежном форуме на территории усадьбы Храповицкого (в которую с давних пор влюблена). Уже тогда я впервые начала мечтать о том, чтобы найти работу, в которой можно просто помогать людям. И вот на этом форуме я знакомлюсь с добровольцами. Как сейчас помню, вся такая воодушевленная, после их рассказа о своей деятельности, подбегаю с расспросами: «Майя (так звали руководителя александровского добровольческого отряда), тебя уже, наверное, одолели с расспросами». А она мне обиженно отвечает: «Ни один не подошел». Так, интересующихся добровольчеством на форуме нас стало двое. А следом я узнала о том, что во Владимире уже год существует подобное волонтерское объединение и туда требуется руководитель. 
  • Количество добровольцев во Владимире растёт из года в год. Существует статистика, что каждый 5-й житель региона так или иначе участвует в волонтёрской деятельности. На твой взгляд, за счёт чего увеличивается число добровольцев? 
  • Интерес к добровольчеству в России растёт. Оно стало понятным, доступным. Раньше люди, которые тратили своё свободное время во благо других, казались немного странными. Сейчас же тенденция иная – классно, когда ты доброволец! Но всё-таки, когда мы говорим о добровольчестве, люди подразумевают что-то своё.
    Для меня - это более-менее регулярная работа в одном или нескольких направлениях помощи. Разовые «истории», конечно, имеют место быть, к примеру, большие массовые мероприятия. Мы очень благодарны добровольцам, которые помогают их организовывать. Но мне больше по душе такие инициативы, которые имеют свой фундамент, когда доброволец не заканчивает свои добрые дела после окончания акций.
    Добровольчество не та тема, где нужно гордиться цифрами. Здесь о другом…
  • В мае вступает в силу закон о волонтёрах. Если быть точными – поправки в закон от 1995 года «О благотворительной деятельности». Добровольцы - это добро, добрая воля, помощь по велению души. Стоит ли всё упорядочивать, загонять в рамки, подчинить правилам? 
  • Закон предусматривает несколько мер поддержки добровольчества, определяет разные понятия «волонтер», «доброволец» и т.д. Но в целом он мало влияет на деятельность небольших добровольческих организаций, вроде нашей. Эти поправки скорее полезны госслужащим и бизнесменам, которые хотят работать с добровольцами. А сами волонтерские объединения в своем большинстве успешно работают и без какого-либо регулирования.
    Есть внутреннее убеждение, что всё упорядочивать не надо. Но есть моменты, которые требуют урегулирования. Например, выдача личных книжек волонтёров. Внешне она очень похожа на трудовую, имеет свою давнюю историю, уходящую корнями к Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ. Механизм их выдачи отработан был слабо. Когда наступило полное непонимание, кто, где и как их может получить, было решено выдачу приостановить. Прошло несколько лет, не дождавшись общего порядка выдачи книжек, мы выпустили свой городской регламент – постановление администрации. В нем четко описан весь алгоритм получения волонтерской книжки.
    Сейчас в нашей базе более ста постоянных добровольцев, которые получили эти книжки. И это не обязательно команда «Доброштаба». Члены любых организаций в возрасте от 14 до 30 лет могут подать заявку на получение книжки волонтёра. Для этого не обязательно вступать в «Доброштаб», а нужно просто принести документы, подтверждающие волонтерских стаж (фотографиями, ссылками на интернет-ресурсы, благодарственными письмами и т.д.). В приемных комиссиях некоторых вузов он учитывается при поступлении. Это здорово!

  • Есть мнение, что волонтёры появляются там, где не дорабатывает государство. Ты согласна? 
  • Нет. Добровольцы там, где нужно внимание, человеческая теплота, забота. Сколько она стоит? Сколько ты должен заплатить как государство человеку, который делится своим вниманием с одинокой пожилой бабушкой? А если рассматривать тему бездомных? На улице люди оказываются не всегда по вине государства. Все сваливать на чиновников очень легко, а взять ответственность на себя, как на дочь, сына, родственника, гражданина - это сложнее.
  • Какая сфера «проваливается» больше всего? Кому нужна помощь волонтёров? 
  • Вообще не возникает проблем найти волонтеров на организацию массовых мероприятий - это новые эмоции, движение. А если говорим о регулярной помощи пожилым, инвалидам – здесь сложнее. Здесь уже общение происходит один на один, есть понимание, что это не одноразовый поход. Но и адресная помощь работает! Правда, не в объеме - каждый пятый житель. Иногда двое добровольцев, оказывающих помощь одной и той же одинокой бабушке на протяжении нескольких лет, ценнее десятка, пришедших только за волонтерской книжкой.
  • Как стать волонтёром? 
  • Оглянись вокруг, посмотри, где нужна помощь, и займись этим вопросом на регулярной основе. Если ты будешь каждый день одну и ту же бабушку переводить через дорогу, можешь смело считать себя волонтером.
  • Жизнь большинства молодых людей поглощена социальными сетями. Они рассказывают о каждом своем шаге: что ели на завтрак, о чём разговаривали в кафе. У них не укладывается в голове, как можно сделать доброе дело без селфи для Инстаграма. Иногда похоже, что это помощь не ради помощи, а для того, чтобы всем потом рассказать и получить «лайки». Как думаешь, почему для них так важно поделиться? 
  • Люди разные. Кто-то делится, потому что, действительно, по-другому не может, другие таким образом привлекают новых участников в свои инициативы. Например, на адресную помощь реально нужны добровольцы. А где найти информацию, если никто не будет рассказывать об этом в соц сетях? Сейчас социальные сети «рулят» в этом вопросе. Но во всем важны разум и мера. Нелепо, когда люди ставят во главу угла не предмет и вопрос помощи, а себя.
    Чем больше задумываешься о более глубоких вещах, тем ярче потребность делать всё совершенно по-другому - тихо, как собственно и заповедно. Доброе дело – как сокровище, а, когда ты трубишь о нём на всю округу – оно обнуляется. Но это очень субъективно.
    Доброштабу жизненно важно рассказывать о работе, чтобы движение ширилось. А, если ты сам по себе хочешь делать добрые дела, не преследуя цели присоединения единомышленников, то все эти фотографии скорее всего ни к чему.
    Но опять же у каждого свой путь. Добровольцев, которые не публикуют «отчёты» в соц сетях, очень много. И большее количество добрых дел, проектов и мероприятий проходят без огласки.
  • Грядет Чемпионат мира по футболу? Есть ли шанс увидеть там волонтеров из «Доброштаба»?
  • Шанс есть всегда. Но набором волонтеров на такие мероприятия занимаются федеральные службы. Есть владимирские ребята, которые прошли отбор, и будут принимать участие в работе ЧМ в качестве волонтеров.
    В целом, про крупные международные мероприятия могу сказать, что наши волонтеры отправляются туда на общих основаниях. У них есть единственное преимущество – это умение владеть ситуацией, здраво реагировать на любые возникающие сложности и гиперответственность. Не так давно наши ребята доказали это сначала при работе на Параде Победы 9 мая, а потом и на Всемирном молодежном фестивале в Сочи.
  • 2018 год в России объявлен годом волонтёра. Приоткрой завесу, запланировали ли вы какие-то особые мероприятия? 
  • Год волонтёра - для молодых объединений это хорошая возможность заявить о себе. Когда все вокруг говорят о добровольчестве это сделать проще. Для организаций с историей - это повод подвести некоторые итоги, дать новую жизнь ранее успешным проектам.
    В нашем случае - есть идеи по модернизации Школы добровольца, конкурса добровольческих отрядов, есть желание повторить проекты, которые успели себя хорошо зарекомендовать. Например, очень душевным и перспективным был проект по созданию личных альбомов для детей из детских домов. Сейчас есть и запрос, и возможность повторить. Интересный и необычный проект «Робин гид» - у него тоже есть шансы на реинкарнацию. Были интересные мероприятия для школьников в рамках программы «Тетрадка дружбы», над ними тоже работаем.
    Сейчас у нас есть четыре учреждения, в которых команда волонтеров присутствует еженедельно: коррекционные школы № 1 и №2 VIII вида, Дом ветеранов, Владимирский психоневрологический интернат. В школах добровольцы проводят творческие встречи, игры, различные упражнения на налаживание коммуникации, в Доме ветеранов - преподают танцы, в ПНИ – творческие мастер-классы. Хочется сказать огромное спасибо добровольцам этих учреждений, а особенно - координаторам волонтерских групп, которые каждую неделю не только сами навещают наших подопечных, но и заряжают на эту деятельность других. Их верность делу и тем, кому они помогают, дорого стоит.
  • Давай помечтаем. Мария Багаева в 2028 году, какая она?
  • Я бы хотела видеть себя в деле, которое живет.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...