Наверх
Фотопроекты

Три с половиной дня из жизни Дейзи, 

маленькой балерины из Рио-де-Жанейро
19.07.2018
В  Бразилии открылась моя выставка.  Вернее,  две выставки - одна  в Сан-Паулу открылась в июне, а  другая должна открыться в  Рио-де-Жанейро в августе. Организаторы выставки, культурный фонд Ars et Vita, пригласили меня на открытие  в Сан-Паулу и попросили, раз уж приехал,  снять какую-нибудь местную историю, которую можно было бы показать во время открытия выставки в Рио. Я стал искать тему, которая, с одной стороны была бы русской, с другой стороны  бразильской. И я, как мне показалась, нашел:  решил снимать  балерину Таню Лескову - правнучку писателя Николая Лескова. Татьяна Юрьевна родилась в Париже в 1922 году, там же начала танцевать в русской труппе. Волею судьбы оказалась в Бразилии, и в 1950 году впервые вышла на сцену Оперного театра Рио-де-Жанейро.  Лескова считается   одной из основательниц бразильского классического балета, в Рио фигура культовая.   Мария Врагова, директор культурного фонда Ars et Vita, предварительно  договорилась с Татьяной Юрьевной о съемке, но, к сожалению ничего не получилось: балерина перепутала даты и улетала на недельку развеяться в Париж. Тогда в дело пошел план "б" - я решил  на бразильском материале снять "ремейк" своей  истории о маленькой монгольской балерине Баасан-сурен. На это раз мой героиню зовут Дейзи Анна Родригес Силва, ей 11 лет, живет она на окраине Рио-де Жанейро и учится в государственной балетной школе, носящей имя русской балерины Марии Оленевой.  Я начал работать вечером в пятницу, билет в Петербург у меня был на вечер понедельника.  Всего три с половиной дня.
Первый день
Это Дейзи. Ей одиннадцать лет. Дейзи живет на окраине Рио-де-Жанейро. 
Дейзи стирает свою тренировочную форму. 
За спиной у Дейзи крепкие ворота из толстого железного листа. Семья арендует дом  в одном из спальных районов Рио. Это не фавелы, но в конце улицы уже начинается район фавел.  На улице не безопасно, поэтому Лусиана, мама Дейзи,  настоятельно просила фотографировать только в доме и не доставать фотоаппарат из сумки на улице: "Мы даже не знаем, кто за нами наблюдает".
Лу и Дейзи готовят обед
Лусиана, мама Дейзи,  типичная бразильянка. Ее отец - еврей, а мать помесь индианки из Амазонии и чернокожего потомка африканских рабов. Семья жила бедно, Лу была седьмой из девяти детей. Когда ей было девять, Лусиану отдали служанкой в богатый дом. В этой семье девочку полюбили и сказали родителям: мы больше не будем вам платить , мы откроем  счет в банке и деньги будем переводить на счет Лу, чтобы к совершеннолетию там набралась какая-то достойная сумма. Но родителей это не устроило, они выкрали девочку и за единовременно выплаченную сумму продали ее в очень богатую семью из Рио-де Жанейро. С тех пор Лу своих родителей не видела. Лусиана рассказывает, что в новой семье было много работы, но относились к ней хорошо. Потом начались проблемы. Похоже, глава семьи занимался какими-то не очень легальными делами, и все его многочисленные счета и компании были оформлены на подставных лиц. Когда отец семейства скоропостижно скончался, никто из его "партнеров" имущества не вернул. Семья из очень богатой в одночасье превратилась в очень бедную. Но Лусиану они не прогнали, жили вместе, хоть и в нищете, за что им Лу очень благодарна. Более того, Лу по сию пору очень тепло относится к своим сводным братьям и сестрам, один из которых живет в ее доме. "Брат" работает не крупным чиновником в Министерстве сельского хозяйства, зарплату отдает сестре, в доме занимает одну из двух спален. 
Традиционный бразильский обед - рис, курица и черная фасоль.  Слева не отец Дейзи, а сводный брат Лу. 
После обеда Лу с Дейзи засобирались на рынок. Как оказалось, слово "меркадо" означает не только "рынок" (я уж было губу раскатал), но и обычный супермаркет.  Поехали на убере - Лу сказала, что пешком в магазин она ходить боится, поскольку дорога проходит под мостом, где орудуют грабители. Купили огромное количество всяческой еды:  дело в том, что Дейзи - член детской (девичьей, если быть точным) масонской организации и к предстоящему завтра собранию ложи Лу должна была приготовить обед и ужин на 50 человек. 
Лу и Дейзи в супермаркете. Магазин ничем от нашей Пятерочки или Ашана не отличается. Разве что охранники, увидев фотоаппарат, не кидались в атаку, а вежливо улыбались. 
Это  комната Дейзи и ее сестры. Спят они в одной кровати. Сестра Дейзи хорошо учится, и ей удалось получить стипендию на обучение в престижной частной школе. Сестра же привела Дейзи в масонскую ложу. Завтра Дейзи предстоит участвовать в церемонии приема новой девочки и выступить с речью. Дейзи очень волнуется и, репетируя,  исполняет речь сестре. 
У Дейзи есть своя страничка в Фейсбуке
Дейзи показала мне видео, в котором она, одетая в роскошное балетное платье, рассыпает розовые лепестки на свадьбе кузена. Я попросил показать платье. Оказалось, что платье принадлежит не Дейзи,  оно взято в аренду, но его еще не успели вернуть хозяевам. 
Лу и Дейзи поехали в церковь. Это очень далеко от дома, мы ехали час, наверное. Я спросил, нет ли церкви ближе, Лу сказала, что в это приход они начали ходить, когда жили по соседству, и теперь здесь все родные люди. Мы опоздали, приехали минут за 10 до окончания службы. Поэтому ни Лу ни Дейзи не пошли к причастию.
Лу и Дейзи за молитвой
Дейзи все знают и любят в общине. Я собрал несколько кадров с обнимашками в маленькую галерею.
Второй день
Масонские дела заняли у Лу и Дейзи полный день - с утра до вечера. На первую часть церемонии - прием новой девочки, меня не пустили, поскольку клятва организации держится в страшной тайне. После первой части девочки переоделись и сели обедать. 
Лу приготовала "строганофф" - любимое блюдо Дейзи. 
До начала второй части церемонии девочки играли в мяч.
Лу предстоит выступление, текст ее маленького сообщения записан на розовой бумажке, но она все равно очень волнуется. 
Вечерняя церемония посвящена прощанию с девочкой, которая по возрасту должна покинуть ложу. Все начинается с выноса бразильского флага. 
Ложа называется "Дочери Иова" и была основана в 20-ых годах в США. Первоначально, быть членами ложи могли  только девочки от 11 до 20 лет, верующие в единого Бога (какого именно - не важно), хотя бы один кровный родственник которых состоял во "взрослой" ложе. Сейчас, как минимум, в Бразилии, правила смягчены и девочка может вступить в ложу по приглашению и рекомендации человека, уже прошедшего посвящение. Вообще, все это очень напоминает скаутов - те же походы, уход за больными, помощь старикам и бедным. 
Совместная молитва.
Гостями церемонии были как взрослые масоны, так и члены юношеских лож для мальчиков.
Дейзи прощается с девочкой, покидающей ложу. 
Очень зажигательные масонские песни перед ужином. Лу испекла два огромных торта. 
Торты были ну очень вкусные.
Третий день
Для того, чтобы снимать в школе, потребовалось письменное заявление Лу и моя клятва, что я не буду снимать других детей
Дейзи выходит из дома в семь утра. Занятия в школе с восьми до часу. Из школы она отправляется в балетную школу, потом английский, потом другая балетная школа. Домой девочка попадает в полдевятого вечера. 
В Бразильской школе пишут на доске фломастером, а не мелом. 
А это директор школы. Я спросил его, есть ли в школе какое-нибудь место, где видно, что это бразильская школа. Он сказал: "Конечно же, есть!" И отвел нас с Дейзи в какую-то тайную комнату, где в уголочке стоял бразильский флаг.
Лу приезжает в школу к концу занятий и вместе с Дейзи они едут в самый центр Рио. Ехать долго, а времени мало. Лу привозит обед с собой, и Дейзи ест прямо в автобусе. 
Снова "строганофф".
Мы зашли поздороваться с папой Дейзи. Папа Дейзи работает в  огромном торговом центре. 12 часов в день он находится в лифте, нажимая по просьбе посетителей нужные кнопки. Он уходит на работу в полседьмого утра и возвращается в полдесятого вечера. У папы всего два выходных дня в месяц. 
Лу, Дейзи и папа у лифта
Школа Оленевой находится в здании Муниципального театра и руководству театра подчиняется. Первым человеком, у которого мы попытались получить разрешение, была пиарщица театра. Та отправила нас к директору школы. Тот сначала вообще разговаривать не хотел, потом сказал, что нужны разрешения всех родителей.  Маша Врагова (директор фонда Ars et Vita) где-то скачала типовые модель-релизы на португальском и умудрилась распечатать три десятка копий.  А Лу удалось собрать подписи со всех мамочек, приведших детей на занятия. Потом пришел  какой-то человек непонятных обязанностей и стал требовать от Маши нотариально заверить все релизы и приложить к ним нотариально же заверенные копии свидетельств о рождении. Но я в это время уже снимал.
Дейзи первой приезжает в балетную школу.
Пока девочки собираются, Дейзи успевает сделать уроки
Учительница выглядела очень строгой. Но я все-таки решился поговорить с ней о Дейзи. Та сказала, что девочка очень талантливая и, что важно, организованная, и что у нее есть все шансы стать настоящей балериной
До урока мне казалось, что Дейзи улыбается всегда.
Лу и Дейзи спешат на урок английского
После английского снова балет. Это маленькая частная школа, где Дейзи училась до того, как поступила в Школу Оленевой.  Лу не платит деньги преподавателю - место этого она работает такой "офис леди" - и убирает, и следит за порядком, и решает разные другие вопросы. 
А Дейзи уже не только ученица, а уже немножко и учитель и образец для подражания. 
Я просил у Лусианы: "Откуда такое необычное имя  - Дейзи?"  Лу говорит, что у нее была соседка - мудрая чернокожая женщина. Женщина была незрячей, и Лу  помогала ей по хозяйству.  Как-то соседка заболела.  Лу пришла навестить ее в больницу. "У тебя родится очень красивая девочка", - сказала соседка. Лу только посмеялась в ответ: ей было уже 38, была уже дочь, семья жила бедно, о детях даже речи не шло. "Ну, посмотрим", - сказала соседка и перевела разговор на другую тему. Через два месяца старая Дейзи, именно так звали соседку,  умерла, а Лу поняла, что беременна. Вот, так и получилась девочка Дейзи. 
Четвертый день
Если быть точным, то это был первый день нашего знакомства с Дейзи и Лу: мы встретились на пляже Капокабана, я показал им историю о монгольской девочке Баске и договорился о съемке. Все что я мог рассказать о Дейзи, я рассказал, поэтому еще три фотографии как  постскриптум. 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...