Наверх
Герои

Золотой кризис: как компании теряют миллионы, а посёлки — жителей

23.12.2022
Посёлок Ягодное на Колыме. Разбитые дороги, пустые улицы, высокие цены в магазинах и низкие зарплаты. При этом жители в буквальном смысле живут на золоте - здесь расположены месторождения этого драгметалла. Но несмотря на это население поселка сокращается, люди стараются уехать оттуда при любой возможности. С началом СВО посёлок и вовсе оказался под угрозой исчезновения. Сейчас его судьба зависит от того, начнется ли в 2023 году новый сезон добычи золота. 
«Поселок, в котором ничего нет»
В Магаданской области находится большое количество месторождений золота. Компания «Статус» занимается россыпной добычей около посёлка Ягодное.

Подавляющее большинство жителей – ее сотрудники. Население поселка, расположенного в 530 км от Магадана, около 3 тысяч человек. Ежегодно на начало сезона добычи, в марте, приезжали ещё 200-250 работников (бурильщиков, водителей, операторов кранов), а в конце октября они разъезжались.

«Поселок, в котором ничего нет», – так его характеризует Ирина, главный бухгалтер «Статуса». Она переехала туда 7 лет назад из другого региона. По ее словам, привыкнуть к жизни в таком поселке было тяжело: 
 Здесь нет даже элементарных супермаркетов с самообслуживанием. То есть ты приходишь, стоишь в очереди, говоришь что тебе надо и покупаешь. Бывает такое, что продукты на прилавке лежат, а цены не указаны. И ты уже на кассе узнаешь, что бананы, например, 250 рублей за килограмм.
До этого года в поселке не было даже нормальных дорог. После съезда с Колымской трассы, по которой можно добраться до Ягодного, проехать было невозможно: вместо дороги – грунтовка с огромными ямами и плохим освещением: «Если едешь летом, прямо провалиться можно».

Досуг в Ягодном тоже не радует разнообразием: 
– Мы почти никуда и не хотим сейчас, только начало декабря, а за окном уже -44. Из дома на работу, с работы домой. В доме культуры иногда проходят спектакли. На такие вот мероприятия и ходим, больше ничего нет.
Многие жители Ягодного стараются уезжать оттуда, если есть возможность. Из-за этого в школах не хватает учителей. Если детский сад и начальную школу еще можно назвать «сильными», то в средней школе уже не хватает многих учителей. И репетиторов в поселке нет, дети занимаются онлайн. Такие места, как тренажерный зал, также оказываются бесполезными: сами тренажеры есть, а пользоваться ими нельзя – тренеров нет.
Посёлок Ягодное – Фото из личного архива Александры.
Медицина, по словам жителей, просто ужасная. Все хорошие врачи уезжают из поселка, остаются только работники, прибывшие из других регионов.

С началом мобилизации люди стали уезжать еще чаще. Кто-то бросал все и уезжал, спасаясь от призыва. Другим вручали повестку и сразу же забирали:
– Он [работник] должен был выйти в ночную смену, но не вышел, то есть собирался на работу, а его забрали.
По словам Ирины, были и те, кто отправлялся на СВО добровольцем, сразу после закрытия сезона.
Россия занимает второе место по запасам золота в мире и ежегодно добывает около 300 тонн драгоценного металла. Однако в этом году как добыча, так и продажа осложнились введением санкций, нехваткой кадров и большими убытками из-за кризисных условий и новых схем торговли.

Россыпный способ добычи золота означает извлечение мелких частиц драгоценного металла из смеси руды, гравия и песка. Для этого тяжелая техника вырывает глубокие ямы, котлованы, на месторождениях, а затем промытые от примесей крупицы собираются в тонны золота. Такой процесс очень трудоёмкий и рискованный – многочисленные геологические расчёты могут не окупиться, если источник окажется пустым. Тогда компания потерпит огромные убытки, а если она была небольшой, то может и вовсе обанкротиться. Россыпная золотодобыча и до 2022 года была рискованным бизнесом для мелких и средних компаний, а в этом году они потерпели настоящий крах.
Ручная очистка золота – Фото из личного архива.
Почему предприятия столкнулись с такими проблемами? 
До 2022 года золотодобытчикам не нужно было искать рабочих: квалифицированные и опытные кадры сами откликались и приезжали на заработки из Украины.

24 февраля, прямо перед началом нового сезона добычи золота, предприятие осталось без своих постоянных сотрудников. Финансовый директор предприятия, Александра, с сожалением, рассказывает о том, как им приходилось справляться с неожиданными обстоятельствами.
– Мы знали, что к нам всегда придут люди, что нам не надо париться. А когда началась спецоперация, мы поняли, что мы не можем запустить сезон – нет основных ключевых людей, с которыми мы всегда работали. Новых [работников] обучать некому. Мы не могли медлить и дня, потому что каждый день простоя – это многомиллионные убытки.
Экстренно открытый учебный центр для новых работников без опыта помог справиться с дефицитом кадров.

Но решив ее она столкнулась с новой. Раньше главным покупателем «Статуса» был Центральный Банк России, который закупал золото для своих резервов. Однако в 2022 году он отказался от покупки драгоценного металла. Из-за этого компании пришлось продавать золото частным лицам. Отмена налога на добавленную стоимость при покупке золотых слитков сподвигла людей хранить свои сбережения в золоте, а не в рублях с нестабильным курсом. Для этих целей впервые за всю историю компании начали выпускать 100-граммовые слитки (вместо стандартных 11-13,3-килограммовых). Но частные покупатели не смогли покрыть повышенные затраты, поэтому пришлось искать покупателей за границей.
Слитки золота – Фото из личного архива Александры.
«Сделано в Китае»
Российское золото оказалось под санкциями, и продавать его в чистом виде иностранным компаниям стало невозможно. К тому же, главный аффинажный завод России в Красноярске в этом году лишился статуса «good delivery», то есть российское золото формально перестало отвечать международным стандартам качества. Выходом для «Статуса» стало сотрудничество с одним из китайских заводов, которому компания теперь продаёт «золотосодержащие промышленные изделия». Так это решение комментирует Александра: 
– Наше чистенькое золото, которое теперь во всём мире не признаётся, мы переплавляем, делаем в нём дырки и в качестве анодов (частей электротехнических приборов, которые используются для получения алюминия и других металлов, прим. редакции) для промышленных нужд, отправляем в Китай. Там наше золото принимают как лом, в очередной раз переплавляют и уже на своих слитках ставят печать «Сделано в Китае». Как сделано в Китае? Это же наше золото!
Санкционные проблемы отразились и на поставке запчастей, необходимых для тяжелой техники, работающей на месторождениях. Решением вновь стала торговля через Китай, где «Статус» открыл свою независимую компанию, через которую закупал нужные детали у европейских поставщиков. Они отказывались от прямого сотрудничества с российской компанией, поэтому чтобы доставить товары в Россию, нужно было произвести перемаркировку и пройти таможенный контроль в Китае. Такой долгий и сложный путь, несомненно, сделал дороже и без того затратный процесс починки техники. Золото государству не надо – в этом мы убедились в этом году. Оно никак не поддерживало золотодобытчиков, от слова совсем. Приходилось вывозить наше золото за границу, но не мы одни так делали, многие делали. А многие [зарубежные] страны, пользуясь тем, что цена на золото упала, закупали его. Думают: «А что, российское золото, хорошего качества, почему бы его не купить, как лом, ещё и подешевле». Они-то умные. А почему государство не поддерживало золотодобытчиков – для нас для всех большой вопрос., проблем было бы меньше, если бы государство поддержало золотодобывающую промышленность в кризисное время:
– Золото государству не надо – в этом мы убедились в этом году. Оно никак не поддерживало золотодобытчиков, от слова совсем. Приходилось вывозить наше золото за границу, но не мы одни так делали, многие делали. А многие [зарубежные] страны, пользуясь тем, что цена на золото упала, закупали его. Думают: «А что, российское золото, хорошего качества, почему бы его не купить, как лом, ещё и подешевле». Они-то умные. А почему государство не поддерживало золотодобытчиков – для нас для всех большой вопрос.
«Ребят, забирайте трудовые книжки»
Сейчас руководство «Статуса», как и все средние и малые бизнесы в золотодобывающей промышленности, вынужден подводить неутешительные итоги: следующий сезон добычи может просто не открыться. В этом году компания решила довести его до конца, несмотря на трудности, и рассчиталась с работниками себе в убыток. Но в следующем сезоне ей с большой вероятностью не хватит средств, чтобы поддерживать сложную логистику через Китай, производство «золотосодержащих промышленных изделий» и новые условия добычи с неквалифицированными кадрами. Александра объясняет: кризис предприятия – огромная угроза как для местных жителей посёлка Ягодное, так и для сезонных работников, с которыми трудовой договор каждый год заключался всего на несколько месяцев.
– Там будут очень большие сложности, останутся только местные жители, которые живут за счёт работы [на нашем предприятии]. Там всё очень взаимосвязано: если одно звено цепи разорвалось, разрывается всё. [...] Многие [сезонные работники] там оставляли свои вещи, говорили: «А что нам их туда-сюда тащить?» Мы им отвечаем: «Ребят, забирайте трудовые книжки, забирайте вещи, мы вам не можем гарантировать, что вы вернётесь».
«Мы как минимум 3000 человек оставим без средств к существованию»
Таких поселков, как Ягодное, в магаданской области раньше было много. Главный инженер компании и коренной житель поселка Эдуард рассказал, что сейчас большинство из них заброшены, хотя в 70-е и 80-е «жизнь в них кипела».

Проезжая по Колымской трассе в сторону Ягодного можно увидеть лишь заброшенные пятиэтажки с разбитыми окнами и оставленные необработанные котлованы, которые теперь залиты дождевой водой. Летом люди приезжают туда отдыхать и купаться, как на обычное озеро.
Котлованы на золотых месторождениях – Фото из личного архива Александры.
Большинство жителей поселка работают на одном предприятии. И на вопрос, что будет, если новый сезон не начнется, все отвечают с некоторой надеждой, но дрожащим голосом:
– Ну, надеюсь что [поселок] не вымрет и что предприятие будет работать и процветать, по крайней мере мы будем стараться сделать все для этого.
Но если «Статус» не начнет добычу в новом сезоне, то не будет и выручки, а без выручки не будет возможности выплачивать налоги и зарплаты сотрудникам, объясняет Александра. Компания просто перестанет существовать, а Ягодное станет очередным заброшенным поселком вдоль Колымской трассы:
– У нас 1000 человек работает, у каждого семья, дети, родители, это мы как минимум 3000 человек оставим без средств к существованию. В нашем посёлке есть почта, налоговая, пенсионный фонд, инфраструктура… Вымрет посёлок – закроется вообще всё. Не будет нашей компании – всё, как снежный ком, закроется. Ну, не мы первые, не мы последние.
Анастасия Неделько, Арина Помазкова, Анастасия Савчук

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...