Наверх
Герои

СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Впервые с евангельским верующим Ибрагимом Гелястановым я встретилась в 2005 году, в октябре месяце. Меня, человека далёкого от веры, всегда интересовали люди, чья судьба была предопределена верой. Ибрагим создал общину евангельских христиан (баптистов)
16.06.2018
СЛЕЗЫ ОЧИЩЕНИЯ
…Та встреча. Он рассказывал о детстве в горном балкарском селе Думала. Мать молилась и держала уразу (пост). Причём не только в дни поста, но и ещё два дня каждую неделю. В эти дни к соседям не ходила: те стали бы звать к столу и обнаружилось бы, что у неё добровольный пост. «Моя мать была святой, а я самый грешный человек»,- говорил Ибрагим в тот день.
В 1944 году Ибрагим с матерью вместе со всем балкарским народом пережили незаконную депортацию в Азию. На 13 лет. Деталь из его воспоминаний: «Из села как таковой и дороги-то не было. Мы спускались с гор, держась за стебли диких растений на крутых склонах». Там, в Узбекистане, Ибрагим открывает для себя Толстого: несколько раз перечитывает повесть «Хаджи-Мурат», затем роман «Воскресение». Эпиграф к роману из Евангелия западает в душу.
В 1947 году группу молодых переселенцев из совхоза переводят в хлопкообрабатывающий завод Янги-юль. «Мы воровали на заводе мешки, а на вырученные с их продажи деньги покупали хлеб. Был голод. И мы часто сквернословили». Именно там, на заводе, Ибрагим знакомится с Николаем Левданским из Украины, баптистом. «Когда я впервые пришёл в Дом молитвы на окраине города, увидел такие светлые лица! Мне казалось, что я не достоин сидеть рядом с ними. Это было 8 июля 1953 года, день, когда святой дух снизошёл на апостолов. Хор из ста человек начал петь гимн и я заплакал. Слезы сами полились. Когда начали рассказывать, как пророк Ибрагим был готов принести в жертву Богу своего сына, я подумал: «Это же мусульманство». Тогда я и не подозревал, что ухожу навсегда от веры моего народа».
ОН БЫЛ ВТОРЫМ
Ибрагим был вторым баптистом среди балкарцев, первой была Сани Жангуразова, дочь Хамида-хажи, совершавшего хадж. Кстати, и дед Ибрагима Шалух-хажи, совершил хадж в Мекку с основоположником балкарской поэзии Кязимом Мечиевым, по дороге домой умер, Кязим посвятил соратнику стихи. В ночь, когда Шалух-хажи умер на чужбине, жена родила пятого ребёнка, сына, его нарекли Магомедом, в честь пророка.
В тот далёкий незабываемый день нашей встречи Ибрагим с горечью говорил о том, что его могила, как иноверца, будет среди чужих. На мусульманских кладбищах баптистов не хоронят. «Хотел бы обрести покой рядом с моей бабушкой, в родном селе Думала». Думала – мёртвое село. После возвращения балкарцев на родные земли в 1957 году заселиться в Думале не разрешили. Увы, Ибрагим похоронен не в Думале, и не среди балкарцев. Многие скажут: какая разница, где находится могила? И будут правы. Ведь речь идёт о тленной бренной плоти, дух же вечен. Но для Ибрагима была разница, где будет его могила, он был человеком, связанным со свои народом, знал и любил его культуру и язык. Однажды мне рассказали, что на каких-то сельских похоронах видели Ибрагима, совершенно одиноко сидевшего на скамейке. Все – роем, вместе, он – один. Было больно это слышать, потому что в мире Ибрагима очень органично, естественно жило понятие народ, он отождествлял его с собой, не мыслил себя в отрыве.
СОМНЕНИЯ
Когда Ибрагим в протестантизм, он осознал, что это не ислам. Он начинает изучать Коран. Его мать говорила: «Если тебе надо что-либо, проси Бога». Ибрагим в период сомнений и метаний, попросил однажды перед сном: «Боже укажи мне правильный путь». Ему приснился человек в белых одеяниях и сказал: «Хочешь познать истину – возьми» и протянул Евангелие.
О ХЛЕБЕ
Ибрагим, вспоминая свою первую встречу с баптистской общиной в Узбекистане, говорил, что эти люди отличались от всех других. У них был свет в лицах. И Николай Левданский на заводе выделялся из молодёжи: не курил, не пил, не сквернословил. «К сожалению, сейчас в протестантские общины некоторые приходят не по вере, а как в социальные службы, за помощью. Проще говоря, за хлебом»,- говорил он с горечью.
ДЕТИ ВЫБРАЛИ ИНЫЕ ДОРОГИ
Ибрагим считал свободу человека высшей ценностью, ведь он создан по образу и подобию Бога, свободен, как Творец. Ибрагим не повторил путь деда и не совершил хадж. В свою очередь ни один из его восьмерых детей не стал баптистом, кто в православии, кто кришнаит, кто атеист. Каждый сделал выбор сам.
ПЕРЕВОДЫ
Ибрагим перевёл на балкарский язык Новый Завет, Псалтырь, Библию для детей и Притчи Соломона. Первый перевод Евангелия от Иоанна, переданный сыну Николая Левданского, исчез: в аэропорту чемодан с рукописью подменили. В 1975 году Ибрагим начинает работу заново и за три года завершает перевод Нового завета. Удаётся передать рукопись в Институт Библии в Стокгольме. Редактор Грахам Кларк пишет письмо Ибрагиму на балкарском языке, где даёт высокую оценку его трудам. В 1991 году Грахам Кларк приезжает в Нальчик, затем Ибрагим едет к нему в Англию и, наконец, Святое Евангелие и Псалтирь выходят в свет на балкарской языке. Впервые!
ЯЗЫК ИБРАГИМА
Кто может переводить Библию? На мой взгляд, только глубоко верующие люди, обладающие тонким чувством слова. Слух необходим не только в музыке, но и в слове. Человек со слухом, но без веры выдаст текст именно такой: филигранный, с игрой слов, с богатыми созвучиями – перезвонами, но…Интуитивно читатель почувствует отсутствие веры. Слово невозможно обмануть, оно обнажает человека. Переводы Гелястанова я только собираюсь читать. Но в тот день нашей далёкой встречи он читал мне отрывок из своих библейских переводов, и я испытала потрясение от того как звучит мой балкарский язык: он был феноменальным, уникальным, необычным, прекрасным! Вообще, наверное, красота это прежде всего непохожесть, неповторимость. Никогда до Гелястанова я не знала, что балкарский язык может звучать так высоко, чисто и свято. К обеду вернувшись в редакцию, не смогла найти сил с коллегами пойти в кафе. Очень медленно возвращалась с другого мира – мира духа, в быт. В тот день я буквально потеряла дар речи. Ибрагим был проповедником. Он проповедовал всем – и верующим, и безбожникам, и грешникам, и праведникам. В годы перестройки, когда разрешили верующим приходить в тюрьмы, он общался с заключёнными. Один из них – Алим Кульбаев, пять раз отбывавший наказание в колониях, бывший алкоголик, наркоман и вор, уверовал в Иисуса после встречи с Ибрагимом Гелястановым. Сейчас Алим возглавляет балкарскую общину евангельских верующих (баптистов). Община помогла преодолеть многим пагубную зависимость от алкоголя и наркотиков.
Ибрагим продолжает врачевать души и сейчас, после смерти, потому что его переводы читают по сей день. Он часто был своим среди чужих и чужим среди своих, но остался верен себе.
Марзият Байсиева

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...