Наверх
Герои

Страшные сны ветерана

9 мая он в очередной раз проживет свой главный день жизни
15.11.2018
Звёздное утро
Пётр Александрович Шпанич привык рано вставать. Жизнь приучила. Трудное многодетное детство не оставило выбора: третьеклассник Петя с восходом солнца гнал телят на выпас. После седьмого класса пошел работать учётчиком. А потом – война, где особо не разоспишься, и больше 32 лет работы школьным учителем. Утро для него всегда начиналось рано. Сегодня вроде бы торопиться некуда, но по-другому уже не получается.
Пётр Александрович открывает глаза и окидывает взором военный китель. Еще вчера он повесил его на самое почетное место над кроватью. Здесь и Орден Отечественной войны 1 степени, и два ордена Красной звезды, и медаль «За победу над Германией в ВОВ в 1941-1945гг.», и другие награды. Каждый орден ветерана, каждая медаль, каждая его награда – это история героического подвига и чудесного спасения. Столько раз смотрел он смерти в глаза.
Пётр Александрович помнит всё. И то, как бригадир из соседнего села прискакал на коне в кузбасскую Ново-Покровку и принес весть о начале войны. И то, как восемнадцатилетним парнишкой он добровольно написал заявление и попросился на фронт, а испытания в авиатехническом училище завалил – укачало в центрифуге – и был отправлен ждать призыва. И то, как в декабре 1941-го по повестке оказался в составе 284 стрелковой дивизии. Имена помнит, даты, детали, как будто все это было только вчера. Помнит то, как на расстоянии меньше сотни метров, почти вплотную, нос к носу фашистов гранатами забрасывал. И то, как замерзая в двадцатиградусный мороз, полз до землянки с гранатой в руках на случай, если захотят взять в плен. И то, как языков брал и раненых с поля боя вытаскивал. Как по минному полю разведкой шли. И как командир просил разрешения сынком его называть, пока других солдат рядом нет. И друзей помнит, которые на руках погибали. Слезы наворачиваются на глаза ветерана. Но надо вставать.

Кулинар по неволе
9 мая уже по традиции Пётр Александрович готовит для родных и близких праздничный обед. Сам. Когда отец, оставив шестерых детей, ушел из семьи, на среднего Петьку легла ответственность кормить братьев и сестер. Он вынужден был научиться. А сейчас делает это не по необходимости, а в радость:
- Я же еще с детства приученный. Мама на колхозе сутками работала, но все равно зарабатывала мало. Отец бросил. После четвертого класса я уже сам все готовил и много знал. Знал, как супчик наваристый сделать почти из топора, как хлеб простучать и из печки вовремя вытащить. Всему научился. А со временем даже полюбил кашеварить. Потом женился и переложил эту ответственность на супругу. Прожили вместе 68 лет. Шесть лет назад она умерла, а до этого долго болела. Так вот волей-неволей пришлось вспомнить былые навыки. Сегодня могу приготовить любое блюдо. Дочь кулинарную книгу подарила, иногда экспериментирую, делаю даже пироги и паски. Соседку угощу, а она потом выходит на улицу и женщинам хвастается, какой у нее сосед, пироги печёт (улыбается). 9 мая для своих родных делаю хороший гуляш с картофельным пюре. Дочери только с салатиками помогают.
В войну, конечно, было не до кулинарных экспериментов. В госпиталях кормили сплошной пшеничной кашей, на завтрак, обед и ужин. Вояки бастовали и просились обратно на фронт. Хотя на поле боя тоже большого выбора не было. Пётр Александрович помнит, как его дивизия, меняя место дислокации, долго шла лесами и полями. Обозы отстали, а с ними – брички и лошади с продовольствием.
- Ночами шли и днями. Питались чем придется. В день дадут один сухарь – и всё. Бывало, идем по полю, а там картошка, которую еще с прошлого года колхозы не выкопали. Сплюснутая вся, морщинистая. Больше живности в ней, чем картошки. Но мы ее все равно собирали, чистили, на жестяночку складывали – и в костер. Живность вся погибнет – и мы это едим.

Парадный день
Когда праздничный стол готов, Пётр Александрович включает телевизор. Сегодня парад Победы он будет смотреть с экрана. Раздается телефонный звонок. Дочь поздравляет и интересуется, смерил ли он давление. Не успел, не до того было. Да и не тот сегодня день, чтобы давление мерить - наверняка зашкаливает от трепета и переживаний. В эту минуту его дочери, внуки и правнуки на центральной городской площади. И Пётр Александрович всем своим существом с ними. Многие праздную День победы, потому что так принято. А он – потому что иначе никак.
Весть о победе над фашистской Германией застала Петра Александровича дома в Кузбассе, в селе Улановка Яйского района. В феврале 1943 года в районе станции Верховье Орловской области в ожесточенном бою взвод лейтенанта Шпанича уничтожил более 35 немецких захватчиков. В этом бою Петр Александрович был тяжело ранен. В ноябре после длительного лечения он был признан ограниченно годным и отправлен в запас в распоряжение военкомата по месту жительства. Несколько раз Пётр Александрович пытался вернуться на фронт, но комиссию пройти так и не удалось.
- После отправки в запас я стал работать военруком и учителем трудового воспитания в Улановской школе. 9 мая к нам в село прислали верховых, которые сообщили радостную весть. В Улановке есть площадь, называется Пожарка, там митинги всегда собирали. Так вот туда быстро высыпал народ. Все кричат, смеются, пляшут. А для меня это была и радость, и печаль о том, что не все товарищи вернулись… Директором школы у нас тогда был фронтовик. А при школе было небольшое хозяйство. Мы набрали ржаной муки и отправили ее в село, чтобы там нагнали самогонки. Пригласили всех, кто пришел с фронта: с женами и семьями приходили солдаты, выписали из Анжерки музыкантов – баяниста и скрипача – и два дня праздновали победу. А потом по традиции отмечали этот праздник каждый год. Село было около 500 домов, все выходили на праздничный парад, концерты устраивали хорошие. Раньше, знаете, по-другому все было. Народ был дружный, доброжелательный, сплочённый. А сейчас как-то разобщенно всё стало, нет того ощущения. А, может, просто тех людей не стало, которых радостная весть застала в тот день.
Сегодня в музее Улановской школы, где больше 50 лет отработал Пётр Александрович, находится его портрет. До недавнего времени ветеран с радостью проводил патриотические уроки и рассказывал детям о войне. Побывал во всех школах Кировского района. Иногда приходилось проводить по три урока подряд. Это сейчас стало тяжеловато выбираться с визитами. Но зато теперь иногда ученики приходят к нему домой и с упоением слушают рассказы о страшном военном времени и подвигах наших солдат.

Звонят - значит помнят
После телевизионного парада в доме Петра Александровича начинается праздничный перезвон – телефон не замолкает в течение нескольких часов. Однажды ветеран решил посчитать количество поздравительных звонков. Сбился на сороковом.
- Их столько много, что я даже устаю разговаривать (смеется). Звонят в основном из села, где я жил, со школы. Друзья дочерей не забывают, администрации поздравляют, военкомат. Поздравлять на самом деле начинают еще раньше, с первых чисел мая. Но я доверяю только совету ветеранов, и то только тем, кого лично знаю (убрали след.предложение).
С однополчанами Пётр Александрович связь потерял. Так случилось, что с Кемеровской области рядом с ним в войну никого не было. Разве что однажды в Чите, пока лежал в госпитале, случайно встретил двух земляков – с родной Ново-Покровки да соседней Емельяновки. Вместе с ними он попал в 284 дивизию, которая стала трижды орденоносной. Потрепало ее под Сталинградом прилично, не все вернулись домой. А те, кто вернулся, сменили адреса да номера телефонов. Вот и растеряли друг друга полковые товарищи.

Своя армия
После городского парада около полудня к Петру Александровичу приезжает своя армия – две дочери, два внука и восемь правнуков – в этот день все по традиции собираются в доме дедушки. Поздравления, цветы, праздничный стол, во главе которого - блюда, приготовленные ветераном.
- Одной правнучке уже 26 лет. Самому меньшему 7 лет недавно исполнилось. Каждое 9 мая они у меня. Я даю им два часа (смеется). С дочерями в домино играем (убрали карты). Ой и азартные же они у меня! (смеется) Ребятишкам истории военные рассказываю, они с интересом слушают. Иногда даже просят разрешения школьных товарищей с собой взять, фотографируются все со мной, как с музейной достопримечательностью. А вопросы какие задают! Спрашивают порой: дед, ты сколько фашистов-то убил? Я ж не считал! Некогда было их считать. Если кто-то конкретные цифры называет, я этому не верю. Когда на тебя наступают, ведется массовый огонь, нельзя разобрать, кто и от чьей пули погиб. Поэтому я так им и отвечаю. А еще рассказываю о событиях, о людях, чтобы они услышали и знали от очевидца, как это было, и запомнили, и пронесли через свою жизнь, и детям своим передали мои слова и рассказы. А то пытались у нас одно время подвиги отнять. Говорили, будто никаких героев не было – ни Зои Космодемьянской, ни 28 панфиловцев. Но это же не так!.. Мы же жизни свои отдавали! А получается, что все это – выдумка, и победа сама собой случилась. За это было очень обидно. И решил я, что пока жив буду, буду рассказывать им о войне. Правду.
Своей домашней «армией» Пётр Александрович дорожит и гордится. Даже написал историю своей семьи. Обе дочери, кстати, пошли по стопам отца и образовали целую династию учителей.

Под мирным небом с птахами
После праздничных семейных посиделок Пётр Александрович с дочерями выходит на прогулку. Соседи его знают, женщины улыбаются, беседы беседуют, интересуются здоровьем, комплименты отвешивают: отмечают чрезвычайную бодрость и белоснежную улыбку. И ведь действительно Пётр Шпанич выглядит отлично. Пётр Александрович не любит сидеть дома, выходит на улицу почти каждый день. Летом чаще, зимой – чуть реже. То с дочерью под ручку гуляет, то в магазин заглядывает, то любимых пернатых кормит. Кормушку для них, кстати, смастерил сам.
- Многие задают мне вопрос о возрасте и искренне удивляются. 9 мая ребятишки во дворе часто просятся сфотографироваться. Приходится возвращаться домой, надевать китель с орденами и выходить. Чтобы на ветерана быть похожим (смеется).
Вечером у телеэкрана ветерана ждет праздничный концерт и любимые военные песни. А ночью… Ночью ему вновь будет снится война: с фашистскими ракетами и танками, зашедшими в тыл. И снова ползет солдат под пулями, снова взрывает танки, снова теряет друзей…
- Наверное, уже и не отпустят, эти кошмары. Эта война… Получается, она всегда во мне и со мной. Но наступает утро, и я, открывая глаза, вспоминаю и понимаю, что мы победили. И радостно мне…

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...


  • @mari-antonova
    5 years ago

    Ирина, доброго дня! Меня зовут Мария, я редактор конкурса "Я - Созидатель". У вас в шапке материала указано, что в публикации есть текст, фото и видео, но видео нет совсем, а фотография всего одна. Если у вас возникли проблемы с версткой материала, напишите мне ([email protected]) , я вам помогу. Спасибо!