Наверх
Репортажи

Городской вокзал как место силы

Когда тарелка супа может выразить заботу лучше, чем обсуждение очередного закона
17.02.2017
Александр – преподаватель спортивных дисциплин. Но утром во вторник, пятницу и субботу его можно найти не в спортзале, а на городском вокзале Саратова. Вот уже два года в рамках проекта «Пища жизни» Саша помогает бездомным.
На привокзальной площади суматоха, которая усилилась из-за капризов погоды. В Саратов нагрянула внезапная оттепель, снег смешался с песком и превратился в коричневую кашу, которая хлюпает под ногами. С неба моросит мелкий дождь. Прохожие явно стараются не задерживаться на улице и передвигаются по городу короткими перебежками.

Около памятника Дзержинскому я пытаюсь разглядеть людей в форменных оранжевых фартуках. На секунду мне кажется, что они уже стоят у невысокого ограждения и их работа идет полным ходом. Но вскоре я понимаю, что это табло прибытия поездов горит оранжевым светом. Мы пришли раньше.

Неподалёку я замечаю мужчину в сером капюшоне. Это Александр Палагин – организатор проекта «Пища жизни» в Саратове. Волонтеры этого движения кормят бездомных горячими обедами. Саша пожимает мне руку и улыбается.
– Машина с едой еще не подъехала, – он разводит руками. – Давайте, может, поговорим пока?

У Александра светлые волосы, выглядывающие из-под капюшона, и синие глаза. Он не отводит взгляд в сторону, смотрит ясно и прямо. Когда Саша улыбается, то становится похожим на героя детской сказки. Александр преподает в спортивной школе. Всю неделю он занимается с детьми йогой и теннисом, но утром во вторник, пятницу и субботу его можно найти не в спортзале, а на городском вокзале. Вот уже два года в рамках проекта «Пища жизни» Саша помогает бездомным.
– Об этом проекте мне рассказал друг. Я пришел пару раз и втянулся. У нас так и бывает: один рассказал второму, второй третьему. Волонтеры пробуют готовить еду, стоять на раздаче – кто что. Многие узнают о том, что нам требуется помощь, из соцсетей.

Через ВКонтакте о «Пище жизни» узнала и я. В альбомах сообщества – фото людей с пластиковыми мисочками в руках, а в шапке группы – белым по оранжевому: «Тот, кто кормит голодного, никогда не будет бедствовать». Три раза в неделю здесь появляются подробные отчеты и благодарности. Например, такие:
Сердечно благодарим:
– Ирину, которая пожертвовала со своего огорода 5 кг кабачков и 5 кг яблок
– Дмитрия и Эльвиру: 5 кг гречки, 5 кг пшена, 5 кг сахара,
5 кг макарон
– Марину: картофель, морковь, кабачки, слив. масло
– Ульяну: оладушки
– Людмилу: хлебушек и булочки

Картина, которую я видела на снимках, повторится и сегодня.

На скамейках рядом с памятником сидят бабушки с котомками и подозрительно смотрят на нас. По словам Александра, та, что в белом платке, ходит сюда регулярно.
Женщины делятся друг с другом новостями
– Наш неформальный девиз: «Мы кормим всех, чтобы не было голодных», – рассказывает Александр.

– В Саратове проект существует еще с 90-х, а по России – и того дольше. Но активно развиваться у нас он начал лишь последние два года. Мы не только помогаем нуждающимся, но и участвуем в городских мероприятиях. Например, недавно на агитационном забеге в честь дня отказа от курения раздавали сладости, разливали чай. Иногда ездим в детские интернаты, привозим туда не только еду, но и небольшую развлекательную программу.
Проект «Пища жизни» существует на волонтерской основе. Это значит, что его участники не получают зарплат или вознаграждений, а сама еда готовится на средства от пожертвований. Они перечисляются на карту организатору, в специальном обсуждении группы ВКонтакте оперативно вывешиваются отчеты.

Кроме этого, можно помочь нуждающимся сезонной одеждой. Сейчас особенно необходимы носки, нижнее белье, варежки, теплые вещи.

Ближе к часу дня у памятника уже собираются посетители. Постоянных немного, около пятидесяти человек, но разом они никогда не приходят. Зимой бесплатные горячие обеды становятся особенно актуальны – люди тянутся к лужайке Дзержинского, как к месту силы. В общем, так оно и есть: незамысловатый обед дает силы жить дальше. Александр замечает, что в сильные морозы народу мало, люди просто не хотят выбираться из своих укрытий. Чаще всего бездомные узнают о «Пище жизни» друг от друга или через объявления. Волонтеры расклеивают их рядом с теплотрассами, остановками, мусорными баками. В итоге почти все бездомные, приходящие на раздачу еды, общаются между собой.
Горячий обед позволяет бездомным продержаться даже в самые ненастные дни.
– Ой, ты глянь, это же Будулай идет. Будула-а-ай! – окликает мужчину с черной шевелюрой женщина на скамейке. Будулай, слегка пошатываясь, проходит мимо, не обращая внимания на собравшихся. Видимо, сегодня у него другие планы. Женщина, цокнув языком, возвращается к прерванному разговору. Оказывается, в заводском районе можно ухватить картошку по восемь рублей.

– Что вам дает участие в этом проекте? – спрашиваю я Александра.

– После раздачи еды нуждающимся я чувствую очищение, приток энергии. Наверное, волонтерство помогает мне воспитать в себе милосердие. Каждый из нас может столкнуться с бедой, оказаться в непростой ситуации. К нам постоянно приходит Геннадий Васильевич, он бездомный, живет на вокзале. Но, несмотря на понятные бытовые трудности, он следит за собой.
– Еще неизвестно, кто кому помогает, – улыбается Александр. – Мы бездомным, или они нам. Мне кажется, наше дело – это, во многом, плацдарм для работы над собой. Мне дана жизнь, и я не могу тратить время впустую: просто есть, спать, не замечая проблем вокруг.
— Лес.медиа
— les.media
Геннадий Васильевич стоит неподалеку, три раза в неделю он получает обеды «Пищи жизни». Черное пальто, кепка, очки, аккуратная борода: он похож на преподавателя вуза. Раньше Геннадий Васильевич работал строителем в Башкирии, но потом ухудшилось зрение, да и возраст уже не позволял «бегать по верхам». Вскоре случилась тяжелая операция – вырезали язву, и родные, воспользовавшись случаем, выписали Геннадия Васильевича из квартиры. Иногда разрешали приходить и стирать вещи. До того, как оказаться в Саратове, Геннадий Васильевич жил в приютах Воронежа, Самары, Тамбова. Одеждой и едой ему помогают добрые люди. Многие узнали об этой истории из группы «Пищи жизни» ВКонтакте. После публикации там небольшого интервью канал «ТНТ Саратов» снял о бездомном сюжет.
Геннадий Васильевич стоит в очереди за порцией борща
К ограждению подъезжает автомобиль, из него выносят несколько больших контейнеров и термосов. Бездомные оживляются, собирают со скамеек свои многочисленные котомки и пакеты, становятся в очередь. «Здравствуйте, сыночки!», «Привет» и даже «Харе Кришна» слышно со всех сторон. В меню – вегетарианский борщ, гречневая каша и компот из сухофруктов. Хлеба сегодня нет. Чаще всего он бывает, иногда удается привезти кексики. Волонтеры в фартуках поверх пуховиков разливают борщ большими половниками.
– Вы давно в «Пище жизни»? – спрашиваю я худенькую девушку в короткой куртке. Она начинает волноваться и смотреть по сторонам.

– Нет, я была всего пару раз. Сегодня привела с собой молодого человека. Вон он, в голубой куртке. Стоит, не знает пока, что делать. Вообще-то по образованию я юрист, но сейчас не работаю. Иногда прихожу сюда, помогаю с раздачей. У нас кто варит, кто довозит, а я раздаю.

«Пище жизни» помогают самые разные люди. От предпринимателей до пенсионеров и студентов. Молодежи в проекте больше всего.

– Ульяна, наш активный волонтер, например, работает заместителем режиссёра театра в соседнем городе Энгельсе, – отмечает Александр.

Ульяна сегодня не трудится на раздаче: она готовила обед. Развозят его другие члены проекта.
Волонтёры начинают раздачу горячего

На лавочке, в окружении потрепанных пакетов, сидит женщина в бордовой шапке.

– Вкусный борщ? – спрашиваю я ее.

– Здесь все вкусное! – сразу отвечает она. – Ребята большие молодцы, делают благое дело. Вот бы еще столовую нам организовали, так мы вообще были бы благодарны, а то на холоде кушать не очень удобно.

У Елизаветы есть дом и много кредитов, которые она брала на лечение сына-инвалида. На вокзале она ест, чтобы хоть как-то сэкономить.

– Я сама всю жизнь поваром проработала, да-а, – кивает мне она. – А потом как-то пришла в типографию и стала наборщицей первого разряда. Меня вообще везде ценили. И все меня знают, так что вы про меня не пишите. И так прохожие идут мимо и говорят: «О, это же та, про которую в газете написали». А я просто в свое время вытребовала, чтобы мне печь дома отремонтировали. Пришла в управление и говорю – вынь да положь. Я упертая, своего добьюсь.
Александр и волонтеры уже раздают второе. Они предлагают нам попробовать борщ, мы не отказываемся. И правда, очень вкусно. Бездомные поставили тарелки на заграждение, развернули свои многочисленные пакеты и принялись за еду. Над тарелками с горячим поднимаются облачка пара. Такие же выдыхают на морозе. Однако есть хотят не только люди, поэтому во время еды нужно не терять бдительность. Растрепанные голуби норовят украсть кусочек-другой прямо из-под носа. На ступеньках сидит мокрый пес. Он ждет, когда его хозяин поделится с ним чем-нибудь.
Елизавета спрашивает волонтёров о следующей раздаче
«Пища жизни» готовит только вегетарианские обеды. Сам Александр тоже не ест мясо.

– Можно сказать, что мы не хотим множить насилие, поэтому выбрали вегетарианский формат. В идеальном обществе должны работать именно такие законы. Не так, конечно, что на тебя нападают, а ты лапки кверху, нет. Просто нужно уметь защищаться, отстаивать правду.

Пока у волонтеров перерыв, Александр показывает мне папку с информацией о проекте. В этом году «Пища жизни» провела 131 мероприятие в Саратове.
– За последние десять месяцев нуждающиеся получили 6665 горячих обедов, – Александр открывает принесенные таблицы. – Каждая порция условно весит один килограмм. Поэтому нехитрые подсчеты показывают, что почти за год волонтеры приготовили и раздали 6665 килограмм готовой еды.

Термосы складываются в машину. Впереди сегодня еще одна точка – центральный рынок. Я хочу задать Александру последний вопрос:

– А ваша помощь нужна этим людям? Они хотят как-то менять свою жизнь?

Александр некоторое время молчит и вздыхает:

– Понимаете, они в таком положении, что им трудно начать что-то предпринимать, «менять жизнь к лучшему». Им хочется элементарно помыться, поесть. Главное, что мы можем им дать, это даже не еда, а ощущение заботы. Люди должны знать, что о них помнят.
Люди должны знать, что о них помнят

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...


  • АА
    @anykeyt4
    7 years ago

    Цитата:
    – Еще неизвестно, кто кому помогает, – улыбается Александр. – Мы бездомным, или они нам. Мне кажется, наше дело – это, во многом, плацдарм для работы над собой. Мне дана жизнь, и я не могу тратить время впустую: просто есть, спать, не замечая проблем вокруг.

    Реплика:
    то есть бездомные - это гут?. не будь под боком в колодце бомжа какие бы мы были все раз два три четыре несчастные!!! это супер открытие сделанное во времена римских галер на которых работали рабы оказывается актуально и спустя 2000 лет после изобретения рабства ))) не будь рабов - какими бы несчастными были наши матроны! им негде было бы проявлять благотворительность! спасибо рабы что вы есть и вы будете есть что вам дают есть ))))))))))))))))))

    ребята, что с вами происходит, что вы считаете, "круто сказать: Наш неформальный девиз: «Мы кормим всех, чтобы не было голодных»"... это же лозунг не будем говорить кого: "Каждому - своё"

    вы боретесь с последствиями происходящего, вместо того, чтобы искоренить причины происходящего. вы плодите новую касту жителей России - касту нищих, которые будут знать, что они, оказывается, "помогают "нам, имеющим деньги и проч."... это, извините. не журналистика. т.е. не та журналистика, которая должна помогать искоренять зло. это журналистика приспособленчества.

    не удивлюсь, если этот коммент будет удален. хотя зачем я пишу это, если коммент будет удален?.. ну мало ли... дон кихота тоже считали неполноценным. его современники.