Наверх
Интервью

«Люди добрые»

Фильм про НКО, который дошёл до Первого канала
08.09.2021
На Первом канале состоялась премьера документального фильма "Люди добрые". Мы поговорили с режиссёром фильма Сергеем Глазуновым и продюсером Ольгой Тимофеевой о том, было ли им страшно снимать в разгар пандемии коронавируса, как дойти со своим проектом до эфира Первого канала, и о том, на какие изменения в отношении к НКО надеются авторы фильма
Об идее фильма
Сергей Глазунов, режиссер:
Когда началась пандемия, мы поняли, что нельзя пропустить этот момент, и начали снимать. Город закрыли на карантин, по пустым улицам проносились только скорые, врачи в больницах спасали первых заболевших, но у них ещё не было средств защиты, и единственные, кто помогал им, это фонды, которые снабжали их всем необходимым. О врачах снимали и писали много, ну а мы решили сделать фильм о тех, кто им помогает: это были некоммерческие организации.

К тому же со многими мы были знакомы, потому что до этого совместно с Агентством социальной информации снимали цикл роликов «НКО-профи». Реально общество отреагировало на кризис, люди работали сутками, государство всем и быстро помочь не могло, а люди из НКО были там, где нужна помощь, и давали эту помощь прямо сейчас.
Готовой идеи у нас не было. Но когда закрыли Москву на карантин и жизнь оказалась парализована эпидемией, мы как документалисты не могли не отреагировать на это. Такие события происходили, которых никогда не случалось в нашей жизни. Невозможно было сидеть дома и смотреть на это через окно. Мы носились по Москве и снимали все подряд — патрулирование улиц, пустые дворы, закрывающиеся торговые центры, как социальная служба разносит продукты, как мигранты не могут улететь домой — многое из этого не вошло в фильм. Мы старались запечатлеть исторический момент.
О страхах и работе в пандемию
Сергей Глазунов, режиссер:
Был введён карантин, нужно было получать разрешение на передвижение, мы его получили. Улицы были пустые, и по Москве можно было ездить очень быстро, не было пробок. Страха никакого у меня не было, но мы, с другой стороны, в красную зону и не ходили. Надевали респираторы, соблюдали все меры предосторожности.
Ольга Тимофеева, продюсер:
А у меня как раз был. И пока я читала все инструкции, искала санитайзер и была уверена, что самое лучшее в ближайшие пару месяцев — не сходить с дивана, ведь все самое интересное происходит онлайн, в это время Сергей сказал, что это исторический момент, его нельзя пропустить, и «ты как хочешь, а я буду снимать». Я подумала, что он сошёл с ума. У меня вызывал ужас тот факт, что камера, которая окажется на улице, вернётся к нам домой, будет лежать на коленях. Каждая деталь, любая принадлежность оборудования казалась мне идеальным разносчиком вируса. Втридорога мы купили пять литров спирта, чтобы протирать технику, и начали снимать. Ну а когда мы вышли с камерой на улицу, там было пусто и вовсе не так страшно, как дома. 
Мы довольно быстро обнаружили своих героев — людей, которые больше, чем вируса, боялись того, что тем, кому нужна помощь, будет некому помочь
Кадры из фильма "Люди добрые", Time Code Production, 2021
О финансировании и Первом канале
Ольга Тимофеева, продюсер:
Первым нас поддержал Виталий Лейбин и Высшая школа экономики, эта поддержка позволила нам начать съёмки в сложный момент. Потом к проекту подключилось Агентство социальной информации — это наш давний партнёр, мы с ними работаем много лет. И благодаря АСИ нас поддержал Благотворительный фонд Владимира Потанина. Все это позволило нам закончить съёмки и монтаж фильма.

Мы, конечно, думали о том, что фильм будет интересен как свидетельство. Но мы понимали, что если написать продюсерам [Первого — прим. Репортёр] канала, что мы снимаем фильм про НКО, вряд ли можно рассчитывать на то, что они сразу же поддержат эту идею. На уровне идеи это выглядело малореальным. А когда фильм был готов, когда мы поняли, что он получился и что его интересно смотреть, мы послали его директору департаменту документального кино Первого канала Светлане Колосовой.
Кадры из фильма "Люди добрые", Time Code Production, 2021
О результате и надеждах
Сергей Глазунов, режиссер:
Сейчас мы ждём реакции других людей — ведь и фильм мы делаем не для себя. А с другой стороны, и для себя тоже. Пока работаешь над фильмом, ориентируешься на своё собственное восприятие, в этом смысле ты сам себе главный критик, и конечно, ты не станешь показывать кому-то фильм, пока не будешь доволен результатом. Поэтому у нас было более десяти драфтов сценария и несколько вариантов монтажа.
Ольга Тимофеева, продюсер:
Мы, конечно, хотим, чтобы как можно больше людей узнали о некоммерческих организациях, чтобы их работа получила признание, чтобы минюст, который контролирует НКО, перестал постоянно подозревать их в каких-то дурных намерениях, чтобы контроль некоммерческих организаций, как говорит Светлана Маковецкая в конце нашего фильма, перестал быть избыточным, чтобы была прекращена агрессивная риторика в отношении НКО.
Мы надеемся, что после этого фильма относиться к ним станут так, как они этого и заслуживают: как к альтруистам, как к людям, для которых благополучие общества выше личных интересов.

Кстати, работая над фильмом, мы нашли исследование мотивации сотрудников коммерческого и некоммерческого сектора Римского университета Тор Вергата. Авторы исследования считают, что существует два типа людей: если одним достаточно получать высокую зарплату, то другим — важнее видеть смысл в своей работе, выходящий за рамки материального благополучия. Эти люди и выбирают для своей реализации некоммерческий сектор: зарплаты в нем ниже, но смысл — выше. Во время пандемии все мы увидели, что именно они взяли на себя решение тех проблем, на которые не хватало ресурсов, возможностей, людей, — и смогли изменить нашу жизнь. Именно о них наш фильм.
Кадры из фильма  "Люди добрые", Time Code Production, 2021

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...