Наверх
Из портфолио

Когда забота - искренняя

Как живет хоспис №3 в Ленинградской области
01.05.2020
В обществе бытует мнение, что хоспис - место, куда привозят умирать. На самом деле здесь охраняют жизнь. Я побывала в одном из старейших хосписов Петербурга.  В 2020 году ему исполнилось 25 лет.
Коридоры “Хосписа №3” в Парголово больше похожи на зимний сад. Цветы культивирует главная медсестра, живая и расторопная Наталья Рудковская. В хосписе она работает со дня основания. Всего у нее за плечами 42 года медицинского стажа и несколько наград, среди которых престижный значок Минздрава “Отличник здравоохранения”. Ее цветы здесь не просто так - благодаря множеству растений стены учреждения не кажутся больничными. Вопреки стереотипам, которые окружают слово “хоспис”, здесь не страшно.
Главная медсестра Хосписа №3 Наталья Рудковская
“Наша вывеска, которая отпугивает людей, на самом деле означает онкологическую больницу терапевтического профиля, где проводится симптоматическое лечение”, - рассказывает главный врач хосписа, заслуженный врач РФ Александр Лебединец. - “Мы оказываем все виды специализированной помощи, кроме лучевой терапии и хирургических вмешательств. Наше отличие от других онкологических стационаров в том, что мы лечим не только медикаментами: каждый врач и медицинская сестра обладают психотерапевтическими навыками и стараются сделать так, чтобы больные ощущали себя родными для коллектива. Пациенты должны чувствовать искреннюю заботу и соучастие, ведь слово “хоспис” означает “гостеприимный дом”.
Главный врач Хосписа №3, заслуженный врач РФ Александр Лебединец
В хосписе десять палат, оборудованных кроватями с электроприводом. Чтобы не причинять пациентам дополнительную боль транспортировкой в перевязочную, процедуры проводят в палате, а рентген делается с помощью специальной передвижной установки. 

Всего хоспис рассчитан на 30 человек. За время пребывания врачи подбирают пациенту обезболивающую терапию и обучают родственников правильно ухаживать за больным: ставить уколы, обрабатывать пролежни и находить нужные слова. После выписки за пациентом наблюдает выездная служба - сотрудники приезжают к нему домой и проводят необходимые обследования. Паллиативную помощь на дому оказывают четыре выездные бригады. За год в хосписе лечится до 700 человек, в среднем пациенты проводят здесь около месяца. Анатолия Ивановича уже выписывают со значительными улучшениями самочувствия: “Привезли меня лежачим, а сейчас вот - видите - ноги заработали!” - он бодро двигает ими под одеялом. “Живется здесь хорошо: всегда чистота, персонал очень душевный, батюшка приходит по пятницам. В общем, полный сервис”, - разводит он руками. 
В молитвенной комнате, куда приходит батюшка, сейчас тихо. Здесь у хосписа собрание икон. Самую большую, центральную, сотрудницы 25 лет назад по благословению батюшки заказали сами. Есть особая реликвия - масляная икона 19 века, которую хоспису в дар по желанию верующего пациента после его смерти передали сыновья. Здесь можно исповедоваться и причаститься, а однажды в молитвенной было венчание - женщина, соединившая с мужем в религиозном браке, скончалась на следующий день. “Главное, что и муж получил духовное удовлетворение от того, что выполнил ее последнее желание”, - рассказывает Наталья Рудковская. 
В зависимости от конфессии больного в хоспис может прийти не только христианский священник, но, например, муфтий или раввин. Задача команды хосписа - сделать все, чтобы пациент мог вести максимально привычную для него жизнь. Поэтому двери гостеприимного дома открыты для посещений целый день, и к больному в гости может прийти даже его любимая собака. Для коротания времени между посещениями есть библиотека. В основном здесь легкое чтиво - журналы, детективы, мелодраматические романы и кое-что из классической литературы. Понравившуюся книгу при выписке можно забрать домой, но не все пациенты готовы расставаться с размеренным режимом и профессиональным уходом: “Здесь так разумно налажена жизнь, что я не представляю, как устрою все это дома”, - делится размышлениями Наталья Алексеевна, поправляя кокетливую шапочку на лысой от химиотерапии голове. Она поступила в хоспис две недели назад. - “Приехала страшненькая, замученная, вся желтая, как морковка. Так было плохо, что ехать сюда уже не боялась. А сейчас даже планы на лето появились - хочу съездить на Соловки. На теплоходе. И вообще пожить. У меня же внуки есть, надо поднимать”, - оживленно объясняет она.
Поднятию самочувствия способствует пятиразовое питание. “Кухня — это моя вотчина”, - открывает дверь в пищеблок Наталья Рудковская. - “Готовим по-домашнему. На обед сегодня рыба “по-польски” и борщ со сметаной - как положено”. 

Аппетитную еду развозят на столике по палатам. Пациентов, которые не могут есть сами, кормят медсестры и волонтеры. Потребность помогать хоспису чувствуют самые разные люди, от воцерковленных до брутальных байкеров: “Ночные волки” проводят концерты в поддержку хосписа и устраивают для пациентов праздники. Для хосписа важно, что волонтеры приходят общаться с больными: главная медсестра рассказывает, что есть люди, которых никто не навещает - если бы не волонтеры, таким больным было бы сложнее воспрянуть духом, а для терапии на терминальных стадиях заболевания настрой на успешное лечение очень важен: “Сила воли и внутренняя готовность бороться значительно удлиняет активный образ жизни человека”, - делится наблюдениями Александр Лебединец. “И, конечно, необходим уход с чувством милосердия. У нас две трети персонала остались неизменны с момента открытия хосписа — это те, кто пришел сюда по велению сердца и долга. Другие здесь не задерживаются”.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...