- Публикатор: Илья Горфман (igorfman)
Слово «Шерегеш» сейчас на слуху. Это место в Кемеровской области - новый символ горнолыжного отдыха в России. Зимой в Шерегеш приезжают со всей страны.
Несмотря на то, что этот курорт находится в 170 км от ближайшего аэропорта в Новокузнецке, в сезоне 2022-2023 годов, по данным Интерфакса, в Шерегеше побывало 2,3 млн туристов. На минуточку, в Красную поляну, по данным самого курорта в том же году – зимой приехало на 30% меньше.
Несмотря на то, что этот курорт находится в 170 км от ближайшего аэропорта в Новокузнецке, в сезоне 2022-2023 годов, по данным Интерфакса, в Шерегеше побывало 2,3 млн туристов. На минуточку, в Красную поляну, по данным самого курорта в том же году – зимой приехало на 30% меньше.
Очевидно, Шерегеш становится горнолыжной столицей России. Однако почти никто из туристов не подозревает, насколько многослойно и объемно прошлое и настоящее этого места. Я сам, приезжая на гору Мустаг, совершенно не задумывался о том, что в 2 км существует поселок со своей собственной жизнью.
Кажется, это место населено богами: языческими духами местного народа, богами горнорудного дела и титанической борьбы природы и человека за право обладания этими сокровищами, богами, воплощенными в ценностях бывших заключенных местной колонии особого режима, которую власти закрыли в 2019 году, предчувствуя начало туристического бума. Богом православных и многочисленной общины Евангелической церкви.
Это место будто притягивает к себе богов. Новые духи активного отдыха и гедонизма, которыми заселяется гора – еще одно подтверждение моей догадки.
Поселок и рудник
В начале 20 века у подножия горы Мустаг охотники-шорцы нашли железную руду. В 30-х годах началась разведка, а с 50-х – промышленная добыча, сначала открытым способом, а затем появилась шахта. Вместе с ростом производства руды рос и поселок Шерегеш, сначала Старый (так называют его жители), а потом и Новый, более современный.
В конце 2022 года в Старом Шерегеше произошел обвал грунта над выработками. Огромный провал глубиной в сотни метров и диаметром около 200 местные называют порталом в ад.
Событие было ожидаемым, над провалом успели всех расселить.
По мнению местных, дыра в земле – памятник жадности (возьмем еще руды) и использования тяжелой техники в шахте.
По мнению местных, дыра в земле – памятник жадности (возьмем еще руды) и использования тяжелой техники в шахте.
Дыру собирались засыпать за несколько месяцев, однако прошло уже полтора года круглосуточной работы большегрузных грузовиков – и пока усилия похоже больше на борьбу лилипутов с Гулливером.
Руководство шахты постоянно следит за поведением провала, все ждут новых обрушений.
Алексей
Сейчас ему почти 60 лет. Его молодость пришлась на 90-е, когда Шерегеш совершенно не считался спокойным местом, как и большинство моно-поселков в России тех времен.
Наркотики, жизнь по законам улицы тех лет закончились тюремным сроком почти на 8 лет. Выйдя на свободу, он продолжил употреблять. Логика такого образа жизни привела бы его обратно в тюрьму.
Но как-то случайно, уже больше 20 лет назад, он оказался на церковной службе в местной евангелической общине. И против всякой логики, это событие перевернуло его жизнь. Он уверовал в Иисуса и, благодаря этому, спасся.
Вся его жизнь с этого момента пошла по-иному. Он отказался от наркотиков, поменялись внутренние ценности. Он стал активным членом общины. Через несколько лет прошел пасторские курсы и получил право проповедовать.
На протяжении 10 лет каждую неделю по воскресеньям Алексей проповедовал заключенным Шерегешской колонии особого режима почти до самого ее закрытия.
Шаман
Шорцы – малый коренной народ, который веками жил в этих местах. Вера в духов, сверхестественные силы природы – важная часть культуры, идентичности этого народа.
Игорь – один из шаманов, живущих в тех местах, пожалуй, самый известный. Сейчас ему под 60.
С его слов, он почувствовал способность общаться с духами и лечить людей, когда ему было 6 лет. Мама настрого запретила рассказывать кому-то про открытие – в СССР шаманов не жаловали.
За свою жизнь Игорь побывал много кем: и начальником исправительной колонии в чине майора и даже мэром поселка Шерегеш.
Сейчас Игоря зовут, если нужно договориться с духами о снегопаде, провести традиционный шаманский обряд для туристов.
Гора Мустаг – священная для шорцев. Турбизнес выдавливает местных со священных мест, им остается только мириться с положением дел.
Гора Мустаг
На лыжах с местной горы начали кататься в начале 80-х годов прошлого века. Довольно долго Шерегеш был относительно небольшим региональным курортом. В какой-то момент инфраструктура, которую создавали вокруг горы, «завирусилась».
Хорошие рестораны, отели, апрески, ежедневное веселье до глубокой ночи, имидж молодежного модного места начали генерировать огромные потоки туристов.
Каждый год сезон закрывают костюмированные спуски в рамках Грелка-феста, самого раскрученного ресторана на горе.
Кажется, на горе всегда хорошее настроение, всегда вкусно, дорого, пьяно, весело, сексуально. Кажется, что гора совсем скоро подомнет поселок.
Но, думаю, это поверхностное впечатление. Курорт – просто еще один блик на поверхности этого магического места. Еще один нарождающийся бог, которому еще предстоит научиться жить вместе со старожилами.
Комментарии:
Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...