Наверх
Герои

"Мы можем создавать новые отрасли"

Как мама троих детей меняет
инженерное образование в России
15.06.2019
Пятимесячный Тараска в коляске засыпает, убаюканный теплым солнышком и свежим лесным воздухом.  К коляске привязан бейдж: «Проектная смена «Технолидер». Рыбалко Тарас Владимирович. Эксперт». Мама юного эксперта, оставив сынишку коллегам по команде, убегает в лабораторию энергетики – помогать юным инженерам сформулировать проблему, цель и задачи.
Это, был самый первый случай, когда Она меня удивила. Стоял июль 2018 года. Мы – в детском лагере на проектной смене для одаренных школьников, увлекающихся техническим творчеством. Она, программный директор «Технолидера», руководитель лабораторий энергетики и финансовых технологий, приехала на 20 дней вместе с пятимесячным сыном. Ну, а как иначе? Сыновей, конечно, трое, один  совсем маленький – но проводить смену надо. По-другому Резеда просто не сможет.
Команда организаторов и экспертов "Технолидера-2018". Резеда - в полосатом платье.
Резеда. Резеда. Резеда! Когда я собирала друзей на юбилей (уже весной 2019), и сказала уже пришедшим ребятам, что скоро приедет Резеда, мне не поверили. Не поверили, что это настоящее имя. Минут 5 я объясняла, что не шучу, что есть в моем окружении замечательная Резеда и скоро они её увидят.

Резеда Рыбалко. Координатор Кружкового движения НТИ в регионе. Руководитель проектов в «Уральском клубе нового образования». Программный директор проектной смены «Технолидер», куда съезжаются талантливые школьники из разных городов России. Руководитель областного фестиваля «Город ТехноТворчества». Будучи гуманитарием, меняет инженерное образование в Екатеринбурге, в регионе, в России. А еще она - мама троих прекрасных сыновей – Арсения, Степана и Тараса. Играет на гитаре задорные песни и садится на шпагат. Как вы понимаете, июль 2018 года был далеко не единственным временем, когда Резеда меня удивила.
Как оказаться в нужное время и в нужном месте
Желание работать со школьниками было с самого начала. Резеда закончила вуз по специальности «учитель начальных классов», выучилась на социального педагога. Работала в екатеринбургском Центре «Одаренность и технологи» - поддерживала одаренных детей, проводила для них мероприятия, тренинги. Когда ЦОТ закрылся, вместе с Ириной Закировой (исполнительным директором «Уральского клуба нового образования») они поняли, что хотят сделать свой Центр дополнительного образования. Тем более вышел указ Президента – стране воспитывать инженеров.
– Но мы тогда не понимали, что такое можно предложить, чтобы отличаться от других учреждений, – вспоминает Резеда. – Не могли подобрать правильные слова, чтобы объяснить родителям, какие мы классные и чему научим детей. А еще, чтобы не тратиться на рекламу, мы стали проводить фестиваль «Город ТехноТворчества». Фестиваль вот организуем уже шестой год – а Центра дополнительного образования всё еще нет. Значит, он нам и не был так уж нужен.
После первого Фестиваля в команду «УКНО» стали поступать предложения организовать инженерные выезды на 3-4 дня. «Город ТехноТворчества» начал выигрывать конкурсы и гранты. Организация подруилась с Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики – у них постоянно были заказы на проведение образовательных смен. В 2014 году благотворительный фонд «Система» подписал соглашение с губернатором:«УКНО» будет работать над формированием творческого потенциала молодежи в технической среде.
– По сути, мы оказались в нужном месте и в нужное время. Необходимо было работать в рамках подписанного соглашения – и мы решили, что сделаем школу по типу той, что проводит «Лифт в будущее».
Резеда с командой вожатых и воспитателей "Технолидера-2018"
Как дети решают взрослые задачи
Так появилось главное «детище» Резеды – проектная смена «Технолидер». Первый раз «Технолидер» был коротким – пять дней школьники под руководством экспертов и команды «УКНО» работали над проектами. Уже в 2015 смена стала двадцатидневной.
Образовательная программа «Технолидера» – это работа в лабораториях.
В 2018 году, например, их было шесть: энергетика, логистика, урбанистика, робототехника, биоинженерия, финансовые технологии. Каждой лабораторией руководят 2 взрослых человека: один держит предметную рамку (разбирается в теме), другой – проектную (помогает с формулированием проблемы, постановкой цели, задач).
Под их руководством дети за 10 дней находят решение и создают прототипы. Лаборатория энергетики сделала программу на основе нейросетей, прогнозирующую расходы на электричество на производстве. Робототехники разрабатывали умных роботов для шахты, чтобы снизить время присутствия человека под землей, тем самым уменьшив опасность для жизни.
Биоинженеры выращивали растения, пытаясь сделать озеро рядом с Верхней Пышмой чистым. Причем они не только проверяли возможность такой очистки – они проектировали систему, математически высчитывали целесообразность, затратность, время, которое уйдет на весь процесс.
В этом году на пятый, юбилейный «Технолидер» приедут 90 школьников из разных городов России. В основном это – победители и призеры «Инженериады УГМК», участники и победители других небольших проектов «Уральского клуба нового образования». Проектов этих, кстати, масса: Хакатоны, «SocialHack», «ЮнIT-Ural», «Молодежный IT-акселератор».
На всех проектах школьники работают над реальными кейсами от настоящих заказчиков – различных компаний и организаций. Вот буквально 8-9 июня прошел хакатон по VR и AR-технологиям для музеев Екатеринбурга. Задача – с помощью современных технологий дополнить выставочные пространства, привлечь внимание молодежи, дать возможность жителям других городов побывать в музее, не выходя из дома. Некоторые кейсы, выполненные командами обычных школьников, организации и компании внедряют у себя. Эта тенденция есть у всех проектов  «Уральского клуба нового образования».
Как сделать свои образовательные проекты уникальными
Деятельность в проектах «УКНО» занимает у Резеды большую часть времени. Она работает над их содержательной частью, держит проектную методологию.
 Я как-то пыталась бросить. Но не могу,  делится Резеда.  Просто я понимаю, что кроме меня, нас, нашей команды этого никто не сделает. Может, это звучит несколько высокомерно… Есть и другие команды, занимающиеся инженерным образованием. Но они не делают того, что делаем мы. У нас очень сильный воспитательный аспект. Почему «Технолидер» любят? Почему, съездив на местные проектные школы, съездив в «Сириус», дети говорят, что «Технолидер» лучше, что нигде они так не чувствуют себя такими нужными и важными?
Создание творческой, дружественной среды – вот причина, почему «Технолидер» так важен школьникам. В конце смены 2018 года некоторые ребята расстраивались и плакали – не сколько потому, что пора уезжать, а столько потому, что на следующий год им стукнет 18 и приехать детьми уже не получится. Не получится узнавать себя на трехдневных психологических тренингах. Не получится танцевать друг с другом на вальсовом вечере. Не получится хором петь по утрам любимый «Муравейник». Не получится стать одним целым с отрядом на веревочном курсе. Не получится в команде единомышленников решать интересные задачи и кейсы.
«Зато получится приехать на следующий год уже в качестве стажёра» – хочется сказать этим ребятам, глядя на список команды организаторов «Технолидера-2019».
Как команда «УКНО» формирует  детско-взрослое сообщество 
«Уральский клуб нового образования» – это одна большая команда. В неё можно включить многих: основных организаторов – «Мафию УКНО» (как они сами себя называют); экспертов в технических отраслях; организации, дающие кейсы, партнеров, регулярно предоставляющих площадки («Кванториум», «Точка кипения», «Технопарк Университетский» и много кто еще). Вместе они работают над одной глобальной целью: формируют детско-взрослое профессиональное сообщество.
 Детско-взрослое сообщество способно двигать любую отрасль. Перед каждым проектом мы готовим взрослых, и презентацию я начинаю со слайда «Русские мальчики и русские профессора – самая великая сила в мире». Я действительно в это верю – когда соединяется энергия подростков и мудрость взрослых людей, получается сгусток, который способен сдвинуть нашу действительность, наш культурный код вперед. Именно поэтому я делают все то, что я делаю.
Во время такой работы очень важно быть на одной волне с подростками, понимать их желания и интересы. А еще – нельзя загонять себя самого в конкретные рамки и что-то изображать. Дети ценят искренность и любят тебя таким, какой ты есть.

 Я как-то очень сильно захотела вплести себе тоненькие косички. И когда мне принесли разные цвета на выбор, я поняла, что не хочу обычный цвет. Выбрала яркие – зеленый, оранжевый, желтый. Вплелась – получилось необычно. Но этого никак не ожидал Департамент молодежной политики. На каком-то из совещаний с министром и замгубернатора меня попросили «отсесть в сторону или прикрыть голову платком, чтобы вас никто такую с косами не увидел». Я ответила: «я работаю не с вами, я работаю с подростками». Я тогда села в центр стола и платком, естественно, не прикрылась.
Как инженерное образование  стало семейным делом

Чтобы реализовывать крутые и полезные проекты, нужна не только команда. Ещё нужна невероятная поддержка дома. Резеде в этом плане повезло: муж всецело её понимает и помогает. Было время, когда она из-за проектов отсутствовала дома 2 месяца подряд. Владимир в это время успевал работать и заботиться о сыновьях. Сейчас Резеда тоже часто в отъезде – в Москве на собрании Кружкового движения, на зимней проектной смене, на круглосуточных хакатонах. Вова всегда поддержит словами и поможет делом.
Делом он, кстати, помогает напрямую. Владимир Рыбалко – один из уникальных специалистов по геоинформационным системам, каких в России единицы. Поначалу он просто помогал советами, потом стал подключаться к лабораториям, сейчас - один из главных организаторов хакатонов. Вова любит конструктивизм и создает VR-карту Екатеринбурге с объектами уникального направления архитектуры.  А еще в этом учебном году он занялся развитием направления Cuboro в Свердловской области.
Увлечение родителей подхватили и сыновья – Арсений уже с 3 лет говорит, что станет инженером. Родители часто берут ребят на мероприятия. 6-летнему Степану  и 8-летнему Арсению особенно по душе пришлась «Техноночь» - мальчишки сами находят интересные для себя мастер-классы.
- А со время одной из смен «Технолидера» Сеня был в том же лагере, но в обычном отряде. Как-то раз Нина Вячеславовна Громыко, наш методолог из Института опережающих исследований имени Шифферса, провела ему экскурсию. Подробно рассказала моему сыну, чем мы занимаемся на смене вместе с ребятами. И ему так понравилось! Он до сих пор вспоминает экскурсию, говорит про дроны. Они вместе с братом собирают из «Лего» невероятные летательные аппараты, причем задумываются об их аэродинамичности.  
Как не разочаровываться в людях
Разочароваться в человеке можно, если ты им очарован, считает Резеда. Буквально на прошлом «Технолидере» у неё такой случай произошел. Но хорошо, что рядом была методолог Нина Вячеславовна, подсказавшая правильные вещи: «Ты не можешь всех контролировать и всех обезопасить. Если у тебя есть такой позыв – это твоя гордыня, это говорит о том, что тебе кажется, что ты можешь всё. А это не так. Мы лишь педагоги, которые могут на коротком отрезке времени поработать с детьми и дать им то, чего у них нет, что-то в них приумножить. Остальное – хочется, но не получится».
– Я осознала, что мы работаем с живыми людьми, а не с машинами. А люди могут ошибаться. Нельзя об этом забывать.
Как понять, что всё – не зря
- На «Технолидере» на мастер-классе по публичной речи мы делали упражнение – говорили друг другу комплименты или слова благодарности. Ко мне подошел Никита Авдеев, который ездил в прошлом году, и сказал: «Резеда, благодаря тебе я изменил свою жизнь. Когда мне становилось грустно в этом году, я вспоминал тебя и твою энергию, и понимал, что нужно двигаться дальше. Я наполнялся силами и мне становилось легче двигаться вперед». Никита сказал, что все его друзья считают так же.

Другой пример – Арсений Береснев, который в этом году заканчивает школу. Когда Сеня пришел на проекты «УКНО» в 9 классе, он не умел общаться с людьми. Ему был интересен только компьютер, он чуть-чуть понимал Phyton (язык программирования), вообще не знал ничего о нейросетях. Потом победил на «ЮнIT-Ural», на «Технолидере» победил с проектом по распознаванию лиц. Проект сейча внедрен в «Точке кипения» в Москве, екатеринбуржская точка – в процессе. На «Инженериаде УГМК» Арсений участвовал с проектом с компанией «УГМК-Телеком». Пусть они и не заняли первого места, но компания сейчас ему предлагает работу. Им даже не нужно его высшее образование. Арсений вообще не торопится выбирать вуз – он хочет подойти к этому осознанно и сначала понять, что именно ему интересно и каких знаний не хватает.
– Самое сложное – понимать, что эти дети вырастают, они становятся самостоятельными, у них своя судьба. На «Технолидере», на «Хакатонах» мы  говорим: «Никто вам не скажет, как правильно. Вы единственные, кто может это сказать, и никто кроме вас не может за вас ничего сделать. Поэтому действуйте и меняйте то, что надо менять». Сложно детей отпускать. Кажется, что вместе мы сможем еще столько всего сделать. Когда я вижу, что они могут самостоятельно что-то делать без этого сообщества, мне становится грустно. Но с другой стороны –  я горжусь этим.
Каким должно быть инженерное образование?
 Инженерное образование в России должно стремиться к созданию новых рынков, проектов, отраслей, которых еще вообще не существует. Как, например, при Королеве не было космической отрасли – а теперь она появилась. Я считаю, что мы способны делать такие же вещи в образовании. А еще я считаю, что Урал – центр притяжения талантливых людей и команд. Это место, где происходит какая-то сдвижка того, где мы сейчас буксуем. Да, мы никогда не перегоним Китай. Но я верю, что Урал может стать центром притяжения людей, это место, где кипит жизнь, где люди свободны и отстаивают свои права. Хочу, чтобы Урал был местом притяжения осознанных, творческих людей. Вот это  моя мечта. 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...