Наверх
Репортажи

Кто в Смоленске научит Родину любить? 

(спойлер: не “Юнармия”)
04.07.2022
Смоленский военно-патриотический центр «КУОС-Вымпел» находится в тихом районе недалеко от центра города. Вход в него отмечен двумя буквами Z – на самом здании и на постройке напротив. 
Дверь центра открывает пожилой человек. Даже со спины видно, что он строгий. Это Владимир Талалаев, его руководитель.
Мы с коллегой обсуждали букву Z возле двери, и тут он обернулся.
- Вы журналисты? Это вы мне звонили?
- Ну да.
- Я думал, будут люди постарше. Вы, наверное, на практику приехали?
- Ну да, мы на втором курсе, - признались мы.
Недоумевая, почему Смоленск, он пошел показывать нам спортзал, раздевалки, музей и свой кабинет. Мы пошли за ним.
Оказалось, что спортзал с тренажерами и боксерскими грушами занимает большую часть помещения. Здесь ребята улучшают физическую подготовку и занимаются ножевым и рукопашным боем. Рядом со спортзалом – небольшой компьютерный класс и две раздевалки, для мальчиков и девочек. Между раздевалками – чёрно-белое изображение Халка, супергероя из американской комиксной вселенной Marvel.


Владимир Васильевич принял центр полтора года назад. Незадолго до этого он оставил академию ПВО, где преподавал 20 лет. До этого был действующим сотрудником ФСБ, а еще раньше – КГБ, прошел Афганистан, заслужил звание подполковника и орден Красной Звезды. Служба в Вооружённых силах для него - дело семейное. Отец Владимира Васильевича прошёл всю Великую Отечественную и воевал в Маньчжурии, а дед погиб во время Второй мировой в Польше. У обоих 一 ордена и медали, их имена есть на стене памяти в Храме Вооружённых Сил Российской Федерации в Кубинке. 
Руководство молодёжным патриотическим центром в регионе - дело непростое. “КУОС-Вымпел” держится на голом энтузиазме: центр потерял спонсоров во время пандемии. Деньги брать неоткуда: ребята за занятия не платят - в отличие от московского и питерского “Вымпела”, где месяц уроков патриотизма обойдётся в одну-пять тысяч рублей (зависит от возраста вымпеловца). Не получают зарплату и инструкторы - работают ради идеи. Краудфандинг Владимир Васильевич открывать не планирует – считает его бесполезным. Городские власти и управление по делам молодежи обещают помочь, но денег не дают.
Очень тяжело, нам ведь надо оплачивать здесь коммунальные услуги: свет, воду, отопление зимой. Дают нам спонсоры маленькую сумму 一 и мы не можем (ребят) очень многим обеспечить. Может быть, мы сейчас с Украиной закончим, пандемия закончится, может, наши спонсоры опять заработают 一 опять пойдут какие-то денежные средства. Тогда мы будем опять проводить мероприятия.
Монолог руководителя «Вымпела» прерывает тренер, который заходит в кабинет. Он продолжает мысли Владимира Васильевича, но уже более эмоционально:
Отношения к военно-патриотическому воспитанию 一 нифига, никакого. Ничего после начала «спецоперации» не изменилось. Никто не хочет заниматься военно-патриотической работой 一 чихать хотели! А я занимаюсь уже шесть лет. Кому это надо? Мы стараемся, но это не Казань, не Самара, не Ярославль, не Дальний Восток, не Новосибирск. Да ,там выделяются деньги 一 в Казани вообще на «Вымпел» выделяют 10 миллионов. Бесплатно всё детям 一 только работайте, занимайтесь! Зарплаты у тренеров 一 всё как положено, как должно быть по-человечески. У нас есть что-нибудь?
Неловкая пауза.

«Ну вы же сами всё видите. Мы стараемся, чтобы о нас узнали, сотрудничаем с телевидением, с ГТРК, чтобы нас показывали, чтобы мы детей как можно больше к себе привлекали. Мы занимаемся детьми, мы их учим. Мы не делаем их солдафонами 一 мы делаем их гражданами своей Родины. Чтобы они любили свою семью 一 прежде всего, своих родителей, любили и защищать могли их и свою родину. И знали свою историю. Крепкая, хорошая, дружная семья 一 это главное, что есть у нас. Вместе с ней и страна крепкая. Наши ребята не только бегают, стреляют, физической подготовкой занимаются, чтобы могли защитить себя и своих 一 у нас и духовное развитие. У нас трудовой рабочий класс. Они 一 не слуги государства. Они 一 слуги народа своего, прежде всего 一 своей семьи. Государство 一 это народ, а не чиновники. Хотелось конечно, чтобы было лучше, менялось что-то, уделяли больше внимания патриотическому воспитанию. Не просто постоять, посидеть где-то, ну как «Юнармия» 一 сели, встали, прошли там.»

К слову, “КУОС-Вымпел” - единственная молодёжная военно-патриотическая организация, которая согласилась с нами пообщаться о жизни после 24 февраля. Руководство “СмолПатриота” (управление по делам молодёжи) проигнорировало все просьбы и запросы; начальник смоленской “Волонтёрской роты” Денис Корж отказался от онлайн-интервью, потому что “очень занят”; а куратор смоленской «Юнармии» (по совместительству военный обозреватель telegram-канала Readovka и основатель смоленского патритиотического парка-кластера) Кирилл Солок предпочёл сохранить молчание. О “Юнармии” руководитель “КУОС-Вымпел” отзывается неодобрительно. По его мнению, ребята идут туда ради красивой формы и дополнительных баллов при поступлении.


«Юнармеец 一 он не по призванию, а по личной выгоде. Это в «Юнармии» просматривается. Потом у них (на мероприятия) хочу 一 хожу, хочу 一 не хожу, это не моё. Был концерт имени Бояринова, посвящённый патриотизму наших людей, который проходил в Смоленске. Ребята-юнармейцы пришли на него в гражданской форме. Ну не знаю, может, форму не выдали. У них причёски как ирокезы, волосы 一 одна (прядь) синяя, другая жёлтая, в ушах серёжки, какие-то рубашки с иностранными надписями. Девочки поют песни патриотические чуть ли не до слёз, а они сидят смеются. Я их выгнал 一 они с удовольствием ушли. Самим уйти было стыдно, а когда выгнали 一 пожалуйста. Я не могу сказать, что все такие, но мне приходилось сталкиваться именно с такими».

Тем не менее, “Юнармия” уже стала всероссийским “брендом”. Это, пожалуй, самая узнаваемая военно-патриотическая организация, которую активно пиарят, зазывая туда школьников. А “КУОС-Вымпел”, такая же военно-патриотическая организация, но уже под руководством ветеранов спецназа, остался без элементарной поддержки со стороны региона. Трудно ли обучать патриотизму, когда государственные власти игнорируют просьбы о помощи, Владимир Васильевич не ответил. Но тут же он отметил другую проблему:

«Сейчас встал вопрос 一 хотят создать организацию наподобие пионерской. Но её не создают 一 потому что у пионеров была идеология. Пионер 一 всем ребятам пример, будущий комсомолец, будущий коммунист и строитель коммунизма. Была чёткая программа. А сейчас чему учить детей? Ну построят их. Пионеры? Пионеры. Какая ваша задача? Нет задачи. У нас нет идеологии в стране, то есть нет того курса, по которому нужно направить нашу молодёжь. Поэтому телевидение наше и СМИ большую работу по патриотическому воспитанию не проводят. »
Владимир Васильевич в своём кабинете
Руководитель патриотического центра заметил, что современные старшеклассники в большинстве не знают, кто такая Зоя Космодемьянская, и не могут назвать ни одной патриотической песни.

«Наша молодежь может сказать, сколько долларов стоит платье у той или иной артистки, какого размера она носит обувь, кто у неё друзья, любовники. А вот о героях Великой Отечественной войны, о партизанах (даже о местных, смоленских) не знают. Вот в чём задача патриотического воспитания. В школах это не проходят. Я сколько выступал перед ребятами, беседовал. Ребята-школьники не знают патриотических песен, зато могут назвать Децла и другие ансамбли. Это им ближе и роднее».

Более патриотичные, по мнению Талалаева, те ребята, которые занимаются спортом 一 боксом, карате, футболом. Школа воспитанием детей не занимается 一 уверен он. Поэтому и молодёжь вырастает «полудебильная». Воспитывать детей должны родители, но они целыми днями на работе.

- Меня во время одной из встреч спросили: «А на войне интересно?» Я бы не сказал, что маленькие ребята – класс девятый-десятый.
一Почему возникает такой вопрос?
一 Мы сидим, играем на компьютере в «стрелялки». Человек с автоматом убивает тысячи человек, танки подрывает.

У них такое впечатление, что война 一 это игра. Потому что фильмов про войну практически не показывают, не показывают фильмы про партизан. Поэтому большая масса нашей молодёжи не понимает, что такое патриотизм.»

Для самого Владимира Васильевича патриотизм 一 это преданность и уважение к родителям, старшим товарищам и учителям, любовь к родным местам (так называемой «малой родине»).

«Патриотичный человек 一 тот, кто не готов во время всяких заварушек, боевых действий сбежать за границу, как вот сейчас крупные наши деятели. Как только случилось на Украине, побежали. У них там дачи, дома, деньги, вклады.»

Вымпеловцы позитивно воспринимают действия российских войск в Украине, утверждает Владимир Васильевич. Тех, кто относится к «спецоперации» отрицательно, «в центре нет, и быть и не должно», потому что в «КУОС-Вымпел» проводят много уроков мужества и показывают много примеров героизма российских военнослужащих. Руководитель самостоятельно готовит для ребят обзор военных действий и планирует урок мужества с героем «спецоперации». Тем не менее, на акции в поддержку российской армии вымпеловцев пока что не звали.

- Городские власти наших ребят на эти мероприятия, если они и были, то не приглашали. Видимо, нет пока указаний «сверху» по этому поводу, чтобы проводились митинги в защиту («спецоперации»).» 一 делится Талалаев. По контракту в зону боевых действий тоже никто не поехал 一 по крайней мере, данных о таких «вымпеловцах» нет.
На столе в классе сушится снаряжение после полевого выхода 
“КУОС-Вымпел” занимается не только идеологией и патриотическим воспитанием. Много времени здесь уделяют физической подготовке и практическим навыкам. Вымпеловцев учат единоборствам и обращению с боевым оружием. Ребята осваивают навыки выживания, основы альпинизма, тактики и стратегии маскировки. Поэтому в здании есть учебный класс, совмещенный с музеем.

Сам «Вымпел» называется в честь спецподразделения при московской школе КГБ, в котором обучали офицеров для проведения спецопераций. Руководил этой школой Григорий Иванович Бояринов, полковник, смертельно раненый при взятии дворца Амина в Афганистане. В «Вымпел» часто приезжает сын Григория Ивановича – на конкурс патриотической песни и на соревнования по карате, названные в честь его отца. 
В классе-музее есть памятный баннер Фонда содействия ветеранам спецназа «КУОС-Вымпел» 
Повсюду висят знамёна и календари 一 их дарят ветераны-спецназовцы. Все памятные знаки и награды “Вымпела” не помещаются в классе-музее, поэтому часть из них находится в рабочем кабинете Владимира Васильевича. Там же в рамочке размещена благодарность от общественной организации «Воля народа Донбасса». В кабинете много книг: по военной истории, об оружии, о Донечине и новой стратегии США и НАТО.
Владимир Васильевич с гордостью замечает: за всё время существования (с 2016 года) «КУОС-Вымпел» подготовил «целую плеяду ребят, которые проходили службу в спецподразделениях, спецвойсках Вооружённых Сил». В этом году один из выпускников центра закончил пограничный институт, а второй подал документы в Высшую школу ФСБ.


В «КУОС-Вымпеле» школьников готовят по президентской программе «Служу Отечеству». Ребята посещают уроки мужества 一 встречаются с ветеранами-чекистами, ветеранами спецподразделений («Вымпел», «Зенит», «Альфа»), участвуют в торжественных митингах и парадах Победы. Особо отличившиеся вымпеловцы, сдавшие квалификационные испытания, получают васильковые береты Президентского полка.
Вымпеловцы в смоленской аллее партизанской славы (сверху) и «васильковые береты» в музее Великой Отечественной войны. Фото из архива "КУОС-Вымпел"
И всё-таки городские власти не забыли о “Вымпеле”. Вечером того же дня ребят пригласили выступить на смоленской набережной. Там проходил торжественный митинг ко дню пограничника. Ребята продемонстрировали то, чему их бескорыстно обучают в центре: рукопашный и ножевой бой, координацию и физическую подготовку. Показательные выступления вымпеловцы завершили залпами из учебного оружия.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...