Наверх
Аналитика

Протесты в Хабаровске:
при чем тут «Амурсталь»

Арест губернатора Сергея Фургала непосредственно связан
с борьбой за металлургию
17.07.2020
В Хабаровске продолжаются протесты против ареста избранного (в сентябре 2018 года, почти 70% голосов) губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, арестованного по подозрению в организации двух заказных убийств в 2004–2005 году. Откуда взялись эти обвинения сейчас и как они связаны с борьбой за единственный на Дальнем Востоке крупный металлургический завод?
Вице-премьер Юрий Трутнев, полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе, несмотря на давние и неплохие отношения с Сергеем Фургалом обрушился с критикой на него во время своего визита в Хабаровск сразу после ареста губернатора. Трутнев говорил об отвратительном, по его мнению, управлении регионом, об отставании по графикам строительства крупных объектов — и отдельно упомянул об интересах инвесторов: «До меня доходит много обращений инвесторов об отношении к ним чиновников, с неоплатой по контрактам. Я с ними разбираюсь. Вообще для меня это каждый раз сигнал бедствия, потому что я считаю, что так администрация работать не может. В Хабаровском крае это довольно часто».

Многие эксперты успели заявить о том, что администрация Сергея Фургала серьезно поссорилась с рядом инвеститоров. Но решающую роль сыграли отношения с одним из них — и влиятельными силами, стоящими за ним.

Ключевым конфликтом, который непосредственно (не по догадкам, а по совокупности фактов) связан с арестом Сергея Фургала, является спор, касающийся единственного на Дальнем Востоке легендарного металлургического завода «Амурсталь».
Комсомольск-на-Амуре. Завод "Амурсталь". Фото: Вячеслав Реутов/khabkrai.ru
Еще в ноябре 2019 года был арестован давний бизнес-партнер Сергея Фургала, бывший депутат законодательной думы Хабаровского края Николай Мистрюков. Он и еще трое фигурантов дела обвиняются в убийстве хабаровских предпринимателей Евгения Зори и Олега Булатова и еще в одном покушении. В этих же преступлениях сейчас обвиняют и Сергея Фургала. Более того, как утверждают источники в следственных органах, Мистрюков дал показания на Фургала, которые и позволили арестовать действующего губернатора. После своего ареста Николай Мистрюков продал 25% принадлежащих ему акций «Амурстали» московскому предпринимателю Павлу Бальскому. То есть связь спора об управлении и владении заводом с уголовным делом даже не прикрыта.

Как всегда эмоциональный, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, пытаясь в марте этого года защитить своего однопартийца Фургала, так комментировал ситуацию на заводе на заседании в Госдуме: «Закрыли незаконно завод “Амурсталь” — московский мафиози Бальский его фамилия. Взяли силой: избивали в Лефортово, 25% акций отобрали у совладельца местного. И обанкротили, выгнали русских рабочих, — нет завода. Он снабжал металлургией весь Дальний Восток».

Павел Бальский, ставший владельцем 75% акций предприятия, сменил руководство на заводе и начал глубокий аудит его финансового состояния. В результате против бывших топ-менеджеров завода, в большинстве своем избравшихся депутатами краевой Думы, были возбуждены уголовные дела о мошенничестве. Двух депутатов суд арестовал именно по таким обвинениям 10 июля, через день после ареста губернатора Сергея Фургала.
«Я подавал в суды, был в правовом поле. Я пытался сначала вести диалог с господином Фургалом. Потом мы полгода с ним не разговаривали. С февраля 2018-го был достаточно резкий разговор, он приезжал ко мне в офис. И после этого до лета 2018-го мы не общались. Вот как раз тогда нам и отключили 1С. 
О чем был разговор? О деньгах, конечно»
Именно с «Амурсталью» связан переход Сергея Фургала из локального местного бизнеса и от роли партийного деятеля второго эшелона в ЛДПР к первой лиге федеральной политики. Именно Трутневу хабаровские эксперты приписывают привлечение Сергея Фургала, в то время депутата Госдумы, к решению производственных проблем завода «Амурметалл» в середине 2010-х. Завод был на грани банкротства, ему требовались новые инвестиции и новое управление. Посредничество парламентария от ЛДПР Фургала привело к тому, что сам завод был выкуплен компанией «Торэкс» в 2017 году. По 25% в ней принадлежало Николаю Мистрюкову и, судя по объявленным в зале суда после ареста хабаровского губернатора данным, бывшей жене Фургала Ларисе Стародубовой, а 50% — московскому бизнесмену Павлу Бальскому, которому пресса приписывает связь с влиятельным олигархом путинского призыва Аркадием Ротенбергом. 

Поначалу все шло по плану: завод ожил, для него Юрий Трутнев пытался обеспечить условия, включая лоббирование запрета на вывоз за рубеж лома черных металлов и льготные тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки. 

Сделка состоялась в 2017 году, а в 2018-м Сергей Фургал неожиданно становится губернатором. И тут происходит конфликт собственников — возможно, связанный как раз с тем, что Фургал усилил свои позиции и стал претендовать уже на управление заводом, а не только на посредничество. А может быть, хабаровские и московские инвесторы изначально неправильно друг друга поняли. Потому что, с точки зрения московских инвесторов, хабаровские партнеры просто выкинули их из управления.
В мае прошлого года губернатор Сергей Фургал приезжал на "Амурсталь", у завода и губернатора были амбициозные планы - перейти с переработки металлолома на производство продукции из железной руды. Причина - дефицит и дороговизна металлолома на Дальнем Востоке. Фото: Вячеслав Реутов/khabkrai.ru
«Это произошло, по-моему, весной 2018 года — просто нажали кнопку и отключили (программу 1С. — «Репортер»), — рассказывал Павел Бальский в марте этого года телеканалу «Хабаровск». — Я подавал в суды, был в правовом поле. Я пытался сначала вести диалог с господином Фургалом. Потом мы полгода с ним не разговаривали. С февраля 2018-го был достаточно резкий с ним разговор, он приезжал ко мне в офис. И после этого до лета 2018-го мы с ним не общались. Вот как раз тогда нам и отключили 1С. О чем был разговор? О деньгах, конечно. У бизнесменов о чем может быть разговор?»

В ноябре 2019 года в кабинетах правительства края прошли обыски, связанные с «Амурсталью». Комментируя их, пресс-секретарь губернатора Надежда Томченко тогда рассказала, что бывшей жене Фургала Стародубовой просто пришлось стать учредителем «Торэкса», потому что она выступила поручителем по кредиту для предприятия, которому надо было возобновить свою деятельность после вынужденного простоя.
Сейчас на предприятии идет смена менеджмента, а Стародубова и Бальский судятся в арбитражных судах. Но после ареста Мистрюкова и передачи им 25-процентного пакета у Бальского оказалось 75% акций. Пока Сергей Фургал был губернатором, он, видимо, мог бороться за актив, но как раз эта борьба вокруг «Амурстали» и привела к уголовному преследованию.

Николай Мистрюков в середине 2000-х был партнером Фургала по компании «Миф-Хабаровск»; предприятие занималось утилизацией и продажей металлолома. МиФ — это аббревиатура, в которой «М» — это Мистрюков, а «Ф» — Фургал.
Олег Булатов — жертва первого заказного убийства, в котором обвинят Фургала и Мистрюкова. Булатов работал менеджером в «Миф-Хабаровск», где директором был Фургал, а затем решил самостоятельно заниматься торговлей металлоломом, возглавив ООО «Вест-Маркетинг». Неизвестный расстрелял Булатова в январе 2005 года у входа в гараж, после чего кинул гранату в сторону его частного дома. 
Николай Мистрюков в середине 2000-х был партнером Фургала по компании «Миф-Хабаровск»; предприятие занималось утилизацией и продажей металлолома. МиФ — это аббревиатура, в которой «М» — это Мистрюков, а «Ф» — Фургал
Продукция "Амурстали" - сортовой и листовой прокат. Фото: Вячеслав Реутов/khabkrai.ru
Жертва второго заказного убийства — Евгений Зоря — был владельцем компании «Купава-трейлер» (крупнейшей по тем временам в Хабаровске сети продовольственных киосков на колесах, стоявших на каждой второй городской остановке) и на тот момент проживал в Канаде. 26 октября 2004 года Зоря приехал в Хабаровск из Канады по делам; через неделю, когда он шел домой, у дверей подъезда его подстерег киллер. Зоря, в прошлом майор вооруженных сил, сбил убийцу с ног и побежал в сторону близстоящего милицейского отделения, но в спину ему выпустили всю обойму из пистолета Макарова. 

Виновны или не виновны в этих убийствах Фургал и Мистрюков, дело вряд ли всплыло бы, если бы они не стали совладельцами «Амурстали» и не вступили в борьбу за управление заводом с загадочным московским инвестором Павлом Бальским.

Широко обсуждаются политические обстоятельства отставки губернатора Фургала: он был всего лишь одним из шести оппозиционных губернаторов в стране (руководители не из «Единой России» приживаются плохо), его рейтинг среди населения рос, а рейтинги федеральных властей падали, и Хабаровский край показал относительно низкие проценты при голосовании по внесению изменений в Конституцию. Все эти факторы, возможно, значимы в нынешней истории губернатора Сергея Фургала — но, судя по всему, без конфликта на «Амурстали» могли бы и не обернуться уголовным делом об убийстве.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...