Наверх
Фотопроекты

В овраге | Часть 1

О жителях фанерных хижин в престижном районе. Свидетельство Сергея Трапезина
06.04.2019
Московский фотограф Сергей Трапезин несколько лет документировал жизнь бездомных людей в скрытом от посторонних глаз палаточном лагере на дне оврага в лесопарке в одном из престижнейших районов Москвы. Его интересовало, как живут и почему оказались там эти люди? Каково это - жить параллельно большому социуму, привычному нам?

В 2015 году Сергей стал лауреатом Главного конкурса первого фотофестиваля БАФF в городе Бяла (Болгария).
Это вторая публикация на Les.Media (первая здесь) в поддержку краудфандинг-кампании для издания книги Сергея Трапезина "В овраге", которая вот-вот закончится на Planeta.ru. Сумма там посильная, осталось собрать совсем смешную сумму. 
Присоединяйтесь!

Ниже - текст автора съемки Сергея Трапезина о своих героях.

1. О ДЕРЕВНЕ В ОВРАГЕ
На склоне широкого оврага в одном из относительно небольших парков в престижном районе Москвы более-менее постоянно живут около 10-12 человек и еще около 6 человек – частые гости. Старожилы здесь обитают уже пару десятков лет и называют свой лагерь «оврагом» («здесь, в овраге») или «поляной».
В ожидании обеда.
Люди оказались здесь по разным причинам. Некоторые – москвичи. У некоторых есть ближайшие родственники в нормальных квартирах, даже живущие в этом же микрорайоне, неподалеку от парка. Но сложные отношения с этими родственниками вынудили уйти из дома. А так как идти некуда, а работы либо нет, либо денег от нее не хватает для снятия квартиры, то поселились здесь. 
Ребята снимают вертолеты, возвращающиеся с парада, посвященному Дню Победы. 9 мая 2015 года.
У многих нет документов, поэтому нет даже теоретической возможности устроиться на какую-либо работу официально. Восстановление же документов для многих – задача почти невыполнимая в силу разных причин. 
"Получение" просроченных продуктов у магазина.
Но эти люди видят в таком образе жизни не только минусы, но и много плюсов – от ощущения жизни на природе до душевного спокойствия, без раздражения нервов родственниками. 
Утренний подъем. До сноса в каждой палатке была самодельная глиняная печка (см. трубу слева от палатки).
На момент начала съемки проекта здесь было 6 палаток, сделанных из найденных на свалках материалов – картона, фанеры, досок, ковров, целлофана, линолеума и т.д. В них круглый год живут люди, зимой обитателей меньше, с теплом – население оврага растет.
Палатка Кости.
Практически все время зимой бездомные проводят у костра.
В каждой палатке есть самодельная глиняно-кирпичная печка, которая дает достаточно тепла для того, чтобы не мерзнуть и готовить горячую пищу зимой. 
Временная палатка Тимы и Наташи.
Завтрак.
Летом, естественно, еда готовится на кострах и мангалах. Некоторые из обитателей лагеря работают в окрестностях – кто дворником, кто приемщиком вторсырья. 
На "пробое помоек" - поиске съестного и полезного.
Саша взвешивает очищенную от изоляции медь перед тем, как нести ее сдавать во вторсырье. Чтобы не обвесили.
Костя с Наташей возвращаются с добычей из расселенных под снос пятиэтажек.
Обитатели оврага стараются быть минимально заметными для всех, особенно для местных жителей. «Мы никого не трогаем и пусть нас никто не трогает». Хотя, конечно, собачники, гуляющие в парке, прекрасно знают о лагере, а некоторые часто и по-доброму общаются с бездомными. 
Миша спит, укрывшись от дождя.
Костя готовится к выходу в город.
2. РАЗГОН ДЕРЕВНИ ПОЛИЦИЕЙ
Тем не менее полиция периодически гоняет лагерь. Но людям все равно некуда деваться, поэтому через некоторое время лагерь возникает снова, чуть в другом месте. Предпоследний случай разгона был в 2014, кода большинство палаток было сожжено (в этом месте до сих пор не растет трава и стоят обуглившиеся деревья), а лагерь в итоге переместился в другое место в овраге. 

Последний «разгон» произошел в период съемки настоящего проекта.
Соцпатруль и полиция настойчиво предлагают бездомным проехать в центр социальной помощи.
Бездомные не горят желанием садиться в машины.
Костя говорит с Димой - ехать или нет
Снос "коттеджа" Бориса.
Снос "коттеджа" Бориса. Так назвали эту палатку за большие размеры.
Тима с Наташей в машине социального патруля.
3. ЭКОНОМИКА ДЕРЕВНИ В ОВРАГЕ
Деньги в основном зарабатываются сдачей вторсырья, собираемого в мусорных контейнерах (цветные металлы, алюминиевые банки, в меньшей степени стеклянные бутылки), а также продажей найденного барахла либо постоянным скупщикам, либо просто случайным людям. Когда совсем туго с деньгами, в ход идет и металлолом из черных металлов. 

Есть телефоны людей, которым звонишь и они приезжают на газели прямо к оврагу, здесь же взвешивают металл, загружают в газель и выплачивают по 4 руб. за кг.
В поисках чего-либо полезного. В качестве фонарей часто используются старые мобильные телефоны, найденные на помойках.
Костя идет по оврагу в город.
Подготовка к обжигу проводов для очистки меди от изоляции.
БольшУю долю в тратах занимают выпивка и сигареты. Пища же (мясо, рыба, овощи и фрукты) добывается из мусорных контейнеров, куда магазины выбрасывают продукты, у которых истекает срок годности. «Пока в Москве есть дорогие магазины, мы голодными не останемся». Дорогие – потому что дешевые магазины часто выбрасывают уже испортившиеся продукты, тогда как дорогие выбрасывают все то, у чего только истекает заявленный срок годности. 
На "пробое" помоек.
При этом работники магазинов обязаны резать упаковки перед выбрасыванием, чтобы продукты никем не были использованы для вторичной продажи и приходится выбирать наименее поврежденные упаковки. Полноправными обитателями оврага являются кошки. За ними, по мере возможностей, ухаживают, их кормят и дают приют.
После первого сноса лагеря Володя Ботаник положил матрас прямо на землю и накрывался целлофаном от дождя.
4. ИСТОРИИ ЛЮДЕЙ ИЗ ОВРАГА
Есть здесь и относительно счастливые истории. Один человек, выброшенный из квартиры родственниками, прожил здесь около 10 лет, причем пережил и «белую горячку», и другие болезни, а потом родственники исчезли из квартиры (кто-то умер, кого-то посадили) и этот человек сейчас живет в нормальной квартире, получает пенсию по инвалидности, ходит опрятно одетым и часто заходит в гости в овраг. Говорит: «На все нужно время. Надо просто уметь ждать». К нему в холодильник периодически передают на хранение мясо, если его удалось найти слишком много. И к нему же иногда ходят мыться.
В парке, где стоит лагерь.
Не все обитатели оврага позволили их снимать, и мы с ними договорились, что я их не снимаю без «особого» разрешения с их стороны. Но при этом они все равно относятся дружелюбно и, так как я не нарушал эту договоренность, мы нормально общаемся. 

Остальные же, хоть и не сразу, но согласились на съемку.
КОСТЯ
Одно время работал, как он говорит, «крикуном» - зазывалой в маршрутки у метро.
Время определяет по положению солнца над домами. Из-за того, что оставили зимнее время, «придется всё перезамечать по-новому».

Надеется найти работу хотя бы за 1,5 тыс. руб. в день и тогда переехать в общежитие. У Кости есть дом в деревне в одной из областей Поволжья и там же бывшая жена и сын в квартире, где он тоже раньше жил. "Чего там делать? Только бухать. Ну, на огороде поковыряться. А здесь меня никто не трогает, надо только не лениться. И работу искать". На лето думал туда поехать, сына в армию отправить, но не поехал из-за отсутствия денег. По специальности - крановщик козлового крана, тракторист, комбайнер, слесарь.
Найденные продукты. Еще в упаковке.
Костя всегда носит свое самое ценное с собой. Это набор инструментов и документы. Он же ходит за продуктами, а потом их всем раздает.
Говорит, что иногда и зимой моется на улице. Если есть солнце, нагревает воду в кастрюле и обливается. «Лишь бы не было ветра».
Ночь в расселенной "хрущевке".
Рассказывает разные истории из жизни в овраге. Например, однажды в большом контейнере нашел несколько мешков выброшенного паркета. Взял у Вали тележку и возил мешки домой, пока контейнер не вывезли. Хороших дров появилось на всю зиму. Говорит, что паркет, в отличие от обычного дерева, дает больше тепла и практически не дает золы, поэтому печку чистить почти не требуется. 

В другой раз увидел на помойке выброшенный холодильник. А это - большая ценность, так как компрессор, трубки и т. д. - цветной металл, а сам корпус - чермет. И обнаружил, что в этот же момент холодильник заметил местный дворник. Одновременно побежали к холодильнику - кто первый положит руку, тот и хозяин. Первым прибежал Костя.

Как-то сидели и пытались посчитать число палаток в овраге. Должно быть 6, сомнение было лишь в том, как считать палатку Наташи и Тимы – ее к тому моменту вроде снесли, но они уже сделали каркас новой. А у Кости все равно получалось 7. На наш вопрос, почему 7 – «в одной, точно помню, всегда наливают дважды! Потому не 6, а 7».
Во временной палатке Тимы и Наташи.
Саша и Валя
Саша с Валей живут вместе. Официально они не женаты. До сентября работали дворниками, но не официально (так как у них нет документов), а на «субподряде» у официального дворника, который нанимал их за часть собственной зарплаты. Поэтому у них был доступ в подвал жилого дома, где набирали питьевую воду для всего оврага и заряжали телефоны всем обитателям оврага. В основном на работу ходил Саша (с 7 до 10 утра).

Валя оценивает, подойдут ли ей  найденные штаны.
Саша раньше работал электриком на ткацкой фабрике в одном из городов Подмосковья. Валя из Харькова, хорошо говорит по-украински. Потом жила в Донецке, работала администратором в какой-то гостинице, в которой останавливались всякие знаменитости, приезжавшие на концерты. Бывший врач-гинеколог и вроде как одно время работала в санчасти в Афганистане.
Костя примеряет найденные туфли.
Саша рассказывает случай. Зимой кошки все время жмутся к печке, а то и греются на теплой золе в самой печке. Из-за этого часто происходят разные казусы. Однажды Саша собрался затопить печку. Пошуровал внутри, чтобы убедиться, что никого там нет, заложил газеты и дрова и поджег. Через несколько секунд оттуда вылетает мимо Саши котенок, напугав его, а еще через пару секунд крыса.

Валя рассказывает, что ее однажды забрал наряд милиции и привез в местный участок. "Патруль новенькие какие-то. А дежурный меня давно знает. Меня привозят, Боря (дежурный) смотрит на меня и спрашивает патруль: "Вы зачем ее привезли?". А я говорю "Боря, ты что, мне не рад? Я к тебе в гости приехала, с конвоем, а ты мне даже налить не хочешь!". Выгнали меня из участка, через 2 часа патруль сменился и новые опять меня привезли в участок. Борис уже криком кричит "Хватит ее сюда привозить!!". И выгнали. Я выхожу, а у входа пакет, в нем бутылка водки и помидоры. Я взяла пакет себе. Все-таки они меня вольно или невольно угостили".
Владимир («Ботаник»)
Утверждает, что у него 2 высших образования, одно из которых математическое. И, похоже, это правда. Весьма эрудированный человек во многих областях – начиная с литературы и истории, и заканчивая техникой. В советские времена работал на Байконуре.

Владимира прозвали «Ботаником» из-за следующей истории. Шел он как-то с кем-то из своих по улице, нес цветной металл. Остановились милиционеры, спрашивают где те взяли цветной металл, не своровали ли, предлагают проехать для разборок в отделение. Владимир им: «Мы ничего не крали, металл ищем по свалкам. У меня 2 высших образования, я свои права знаю. Я на вас заявления напишу…» и т.д. В итоге милиционеры говорят «Садись в машину, ботаник». После этого за ним и закрепилась кличка «Ботаник».
Снос палатки Бориса.
У Володи всегда есть гитары. Как-то хорошую, но, с его слов, дал поиграть в переходе каким-то знакомым, обещавшим сохранность. Но все равно вернули разбитую. Я ему пытался несколько раз ее настроить, но бесполезно - гриф ушел. В итоге, он ее "ритуально вздернул" на остатках ствола засохшего дерева. Через несколько недель идем с Наташей за водой на реку, Володя из палатки отвечает на "доброе утро" и просит настроить ему гитару. Я смотрю - в глубине палатки видны две гитары. Оборачиваюсь - нет, "повешенная" по-прежнему висит на своем месте. Значит, это другие. Обещаю ему настроить на обратном пути. По возвращении он мне дал для настройки вполне себе приличную гитару с металлическими струнами, которую я ему и настроил.
У Володи всегда водятся гитары.
Потом, когда милиция и соц.патруль сносили палатки силами дворников, участковая лейтенантша подошла к одной из стоящих у Володи гитар, провела по струнам (не поднимая гитары) и с удивлением говорит: «даже настроенная!» 
Борис
Борис рассказал, что в бытность фотографом было много больших и шальных денег и он спился. А потом пропил и квартиру. "Я не думал, что можно напоить весь район. Ко мне ходили пить все". «Как-то на спор с женой ушел работать из фотографа в дворники. Был кризис, она стала меня попрекать, что я не могу заработать».
Вечерние посиделки.
Однажды Борис почему-то решил, что мой объектив меня не устраивает (несмотря на все мои заверения в обратном) и "успокаивал" меня: "Ничего, мы тебе отличный объектив найдем". И действительно, через несколько дней показал мне объектив Minolta. Правда, пластмассовый и без байонета, но "пока вот что нашли". И два новеньких фильтра в упаковке, один из которых круговой поляризационный. Правда, маленького диаметра. Потом они находили ФЭД, пару раз работающие цифровые фотоаппараты.
Алексей
Одноглазый, кличка Циклоп. Сначала его звали Кутузов, потом – Снайпером (потому что 1 глаз, как бы прицеливается, и все время «стрелял» сигареты).
«Видишь, я – страшный, одноглазый, весь в шрамах, сидел… Жена сына меня боится, сын тоже не особо рад меня дома видеть. Вот и ушел сюда, чтобы им не маячить».
Тима и Наташа
Одни из старожилов оврага. Живут вместе. Тима – самый молодой обитатель оврага, ему нет 30 лет. У Наташи до сентября были документы, поэтому удавалось иногда найти официальные приработки. В сентябре документы у Наташи украли. Изредка им удается подработать на ремонтах квартир.
Вечер трезвости в овраге.
Съемка проекта началась в апреле 2015 года. С тех пор произошло множество событий, часть из которых я записал и продолжаю записывать в своего рода «дневник».

Продолжение - во второй части, публикация готовится.
Обсуждение работы Сергея Трапезина с коллегами - здесь.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...