Наверх
Герои

«Наш» значит мой

История о наполеоне из уездного города
13.09.2018
Плохие дороги? Вытоптаны газоны? Детские площадки как после бомбежки? Тогда… Нет, к вам никто не придет. Четыре года назад вчерашний школьник Дмитрий Хапов понял: ни одному чиновнику не интересно развивать жилой район, в котором родился и вырос Дмитрий, так же сильно, как ему самому. С 2014 года он руководит им же созданным движением «Наш Заозерный», которое объединило волонтеров и активистов из числа жителей самого большого района города Кургана. Хапов с группой энергичных заозерцев выигрывает гранты на озеленение, добивается запуска новых автобусных маршрутов, участвует в программах благоустройства дворов. И вызывает дикое раздражение у всех подряд. Ну а что, он и впрямь не ангел! Скорее, наполеон. 
На свою аватарку «Вконтакте» 22-летний студент Дмитрий Хапов словно сошел с предвыборных листовок. Круглое полное лицо. Взгляд прямой, но без агрессии, с легкой полуулыбкой. Белая рубашка, галстук. На воротнике мешковатого пиджака значок в виде триколора – похожие носят члены госдумы. Не хватает только политического лозунга.

В апреле 2018 года мы встречаемся в центре Заозерного у здания кинотеатра «Современник». Фасад унылого серого цвета в тон окружающих домов пестрит вывесками: «Фото за три минуты», «Акватехника», парикмахерская, аптека. Под дешевой оранжевой растяжкой «Кинотеатр «Современник» - район большого кино» стоит невысокий кругленький человек в темном пуховике с искусственным мехом, очень коротких штанах и коричневых ботинках невпопад. Голову он держит прямо и гордо.
Спрашиваю:
- Дмитрий, вам говорили, что в соцсети вы похожи на депутата?
Хапов немного смущен, как будто его застигли врасплох:
- Ну… надо выглядеть солидно и серьезно. Мы же по факту делаем их работу.

Дмитрий Хапов выступает на II Гражданском форуме жителей Заозерного в мае 2018 года
ВОЛОНТЕР

Про Хапова многие говорят: самолюбивый, пафосный, слишком высокого мнения о себе. Кто контактирует с ним по рабочим вопросам отзываются иначе: «Молодец! Крутится парень!» 

Движение «Наш Заозерный» Дмитрий организовал в 11 классе. Сейчас оно объединяет около 70 активистов разного возраста и работает по трем направлениям: благоустройство района, массовые мероприятия и озеленение. Обо всех проектах – что были, что будут – Дмитрий вместе с соратниками пишет в вк-группе. Оттуда узнаешь, что с начала года они провели несколько праздников разного калибра. Самым душевным стало восьмимартовское чаепитие для 50-ти жительниц района: учителей, врачей, воспитателей и общественниц. Самым широким – Масленица. Ее отгуляли почти полысячи человек. На увеселение не потрачено ни рубля из бюджета – нашли спонсоров. Там же, в группе, – новость: на улице Витебского, в местном царстве тьмы, появится освещение, а на одном из опасных перекрестков – светофор. В мае готовится второй гражданский форум «Наш Заозерный»: Хапов хочет узнать о новых «болевых точках» района, затянуть в движение народ и наметить план высадки цветов. На озеленение улиц и дворов Хапов потратит выигранный им грант в сто тысяч рублей.

- На мероприятия мы привлекаем бизнес, а главный инструмент в благоустройстве – письма в администрацию, - Дмитрий стоит у панельной многоэтажки. Из сугробов под окнами торчат тонкие прутики яблонь – это участники движения «Наш Заозерный» заложили прошлой осенью аллею. – Мы находим проблему и выносим ее в публичную плоскость. Готовим письменные запросы от жителей, выкладываем посты в соцсетях, даем информацию в СМИ. Это наша единственная возможность на что-то влиять.
Раньше у движения была приставка «молодежное», но Дмитрий отказался от нее из-за легковесности.

- Надо, чтобы власть реагировала на нас серьезнее и жители нам верили. Один депутат сказал: «Волонтеры? Вот и занимайтесь своим делом. Празднички там проводите…» Это было обидно, – ноздри Хапова раздуваются.

- Их можно понять. Вы же без спроса влезли в чужую зону ответственности!

- Да, и получаем от этого удовольствие! Для первого Дня Заозерного нам требовалась сцена. Она была у одного предприятия. Я два месяца теребил депутата, на чьем округе мы готовили мероприятие: позвоните директору, попросите для нас эту сцену. Они ведь знакомы! В итоге сами нашли телефон, и нам – непонятно кому – ее дали! С тех пор мы к депутату не обращаемся. И с другими его коллегами были похожие истории. Просто они не любят Заозерный, не считают его своим.

- Депутату тяжелее действовать в одиночку, а вокруг вас много активистов.

- Везде сильна роль личности руководителя.

- Вы про себя сейчас?

- Да, звучит нескромно. Мы не против содействовать депутатам, если бы чувствовали обратную связь. Но мы ждали помощи три года, пока движение развивалось. Сейчас мне в администрации говорят: «Почему вы вместе не работаете? Пригласите их на мероприятие!» Нет, пусть они сами проявят интерес. Большинство знают мой номер. Взяли бы и позвонили! А так, не хочу, чтобы они на нашем горбу пиарились.
ДЕД МОРОЗ

- Я вырос в Заозерном, - По проторенной в снегу тропинке Хапов шагает вроде не быстро, но я едва за ним поспеваю. - С детства интересовался общественной деятельностью. Даже читал политические газеты. Потом был школьный совет лидеров. Я попал туда в восьмом классе. Первое время мы проводили мероприятия для учеников. Праздники переместились из стен школы на ее территорию, и мы нацелились привлечь жителей ближайших домов. Хотелось тратить силы на что-то глобальное. Показать остальным школам, какие мы хорошие: не междусобойчик проводим, а для всех! На празднике люди подходили к нам, благодарили. Мне это понравилось.

Сейчас благодарности Хапову пишут почти под каждым постом о новом проекте. Между «спасибо» и «как здорово» есть и такое: «Дмитрий, здравствуйте! В 3 микрорайоне машины, забирающие мусор, с каждым днём всё больше разрушают асфальт на пешеходной дорожке. Пожалуйста, разберитесь с этим». Заозерцы часто сообщают о своих бедах в группу движения. Одним не хватает парковочных мест, другим ухоженного двора. На глазах маленькое интернет-сообщество превращается то ли в приемную президента, то ли в резиденцию Деда Мороза: иногда просьбы достигают размаха школы или поликлиники. Для горожан Хапов – реальная власть, которая слышит – на каждый оставленный комментарий есть ответ в духе: «Посмотрим, что можно сделать». 

- Тут есть опасность, - Хапов засовывает руки в большие карманы пуховика и смотрит куда-то вдаль. - Не обмануть ожиданий. Мы можем озвучить проблему, но последнее слово – не за нами… Пойдемте лучше до одного места. Там скоро начнут ремонт благодаря нашему шуму.
На встречах с жителями Заозерного Хапов старается выглядеть по-деловому
ВОСЬМИКЛАССНИК

200-метровая дорога извивается между домами и ведет к гимназии, где учился Хапов. Мы стоим у подъезда нового бело-зелено-оранжевого дома. Мимо серебристая десятка подскакивает на ухабах, пытаясь выйти живой из встречи с дорожной реальностью.

- Я про эту дорогу восьмиклассником писал в администрацию, чтобы отремонтировали. Тогда директрисе прилетело по шапке. Это же целая эпопея! – Хапов кипятится, наблюдая уже за другим авто. - И когда лед – еще нормально! 25 лет каждую весну тут вместо асфальта – месиво по колено. Дети приходят в школу в грязном!

Возвращаюсь на это место в самый разгар весны и вижу: парень лет двенадцати со стильной стрижкой и модным рюкзаком стоит на краю огромной мутно-серой лужи. Наступив на маленькое сухое пятно, он долго смотрит вперед и под ноги в поисках отмели. Потом срывается с места, как тушканчик, в несколько прыжков преодолевает водное пространство и скрывается за поворотом в наверняка промокших кроссовках.
В соцсети самопальный видеоролик, посвященный новости о скором ремонте дороги, набрал 11 тысяч просмотров и сотню лайков.
Бед в Заозерном больше, чем две, но дороги - одна из основных
«ДЕПУТАТ»

Внутри Заозерный разбит на микрорайоны. Они плотно жмутся, незаметно перетекают один в другой и живут слаженно. На их фоне 16 микрорайон – изгой и отщепенец. Его начали строить несколько лет назад почти в километре от главной транспортной артерии – проспекта генерала Голикова. Сдав несколько домов, застройщик объявил себя банкротом. Новоселы не увидели не только обещанных школы, детсада и пляжа, но фактически оказались отрезаны от цивилизации. С проспектом их соединяет грейдерная дорога. В межсезонье она превращается в сотни метров вязкой каши. Осенью прошлого года между горемычными жителями 16-ого и Хаповым случился скандал.

- У них проблема, - раздражается Хапов, - им нужен асфальт от Голикова до жилых домов. Я на личном знакомстве привез туда журналистов. Решить ничего не удалось, но мы озвучили проблему. А осенью я просто взбесился. Они начали спамить во всех пабликах: «Нам дорогу! Нам дорогу!» До раздражения! Я написал большой материал, что сначала надо решить проблемы, которые по 20 лет висят. Логично же! Я просто объяснил: ребята, вы сами виноваты, что купили квартиры на пустыре. Они сильно обиделись.

- Ну есть жизненно важные лекарства, а есть аскорбинка, - пытаюсь метафорой защитить обманутых дольщиков. Чтобы добраться до проспекта, в труднопроходимых местах они сооружают дорогу из поддонов.

- Я говорил им: имейте уважение к другим! Люди десятилетиями ждут! И вашу проблему решим, но позже. Там ответ простой: «Что нам другие!» По-моему, это некрасиво. Нет уважения к остальным!

- А если бы вы сам не ходили по разбитой дороге 11 лет, пошли бы на уступки дольщикам?

- Но по Витебского, где уличные фонари поставят, я не езжу! А там из-за темноты ДТП случаются!

Самый показательный интернет-комментарий к ситуации: «Вот вам и «депутат», что даже помочь не хочет, да ещё и гадости написал, теперь складывается впечатление, что все они там такие....»

- Дмитрий, - спрашиваю, - А вы сам в политику не собираетесь?

- Нет, политика – всегда компромисс. В одном месте тебя попросят что-то сказать, в другом промолчать, в третьем выступить в поддержку чего-нибудь. Это постоянный внутренний выбор: остаться собой или сделать карьеру. Я на такое не согласен. 
ЕДИНОЛИЧНИК

Громче всего «Наш Заозерный» прогремел в Кургане на встрече 2018 года. Оказалось, каркас старой новогодней елки не списали с центральной площади в утиль, а перевезли в Заозерный и поставили перед «Современником». Новая главная елка города хоть и была симпатичной, но уступала старой в пышности и величественности. А Заозерный ликовал: впервые там закатили невиданный для района праздник. Если на украшение центральной площади потратили несколько миллионов из бюджета, здесь обошлись только спонсорской помощью. И были те же горки, тот же каток, зимние фигуры и салют. Позже в интернете даже появилась голосовалка: чья елка круче. Заозерный победил с диким перевесом – почти 76%, а заозерцы пережили бум самоидентификации, как будто превратились в маленький гордый народ.

Опыт заозерского нового года так понравился городу, что кто-то даже выдвинул идею делать подобный праздник в каждом районе Кургана. На что Дмитрий среагировал молниеносно и сочинил текст, где в четырех пунктах разъяснил, почему считает это несправедливым. Он писал, что жителей в Заозерном больше, чем в других районах города. Что побывать им на главной площади проблематично из-за транспортной перегруженности. Что нигде больше нет такого количества детей, а ездить с ними в ПАЗиках морока. Но истинная причина все же нашла отражение – ревность: «В каком ещё районе города есть такая гражданская активность местного населения?... А где «Наше Рябково», «Наш Увал», «Наши Энергетики»?»

В видеозаписях Хапова «Вконтакте» сохранено новогоднее обращение президента к россиянам. С этим видеороликом соседствует другой – новогоднее обращение Хапова к заозерцам. На фоне той же елки Дмитрий размеренными интонациями поздравляет район с наступающим и вспоминает о достижениях движения.
ХОЗЯИН

- Дмитрий, зачем вам это все нужно?

- Потому что мне интересно. Иду по Заозерному и радуюсь: вот это мы посадили, вот тут дорогу с нашим участием сделали. Самое кайфовое, когда вечером на празднике выходишь на сцену и спрашиваешь людей: «Вам понравилось?» Все кричат: да! А потом в соцсетях комментарии, лайки, благодарности... Бывает, публикую пост и несколько раз захожу смотреть, сколько лайков, кто какой комментарий оставил. В этот момент я чувствую гордость за нашу команду.

- Так вы же эту команду собрали!

- Поэтому и гордость за себя. – Хапов расплывается в улыбке. – Мы уникальны. Мы первые, кто это сделал и доказал, что все реально.

- А вы уникальный?

- Если отбросить лишнюю скромность, да. – Дмитрий довольно смеется и становится похож на ребенка. - Иногда мне говорят: ты пиаришься. А неважно, из каких побуждений все делается. Однажды мы поздравили бабушку со столетним юбилеем и написали об этом. Кто-то скажет: пиар. А бабушка счастлива. И, может, наш рассказ мотивирует кого-то сделать так же. Пиар должен быть!

Мы идем вдоль проспекта от пустыря, где силами движения «Наш Заозерный» скоро появится сквер. На обочине на невысокий каркас натянут рекламный баннер салона красоты. Какой-то умелец пробил в нем здоровую брешь, и через нее видно торопливых пешеходов на другой стороне дороги:

- В чем и суть, – Хапов останавливается напротив дыры. – Это все бесхозно! Был бы я хозяином, давно бы уже убрал. 
От автора: на подготовку материала потребовалось полгода. За это время отношения Хапова и городских властей стали лучше. Вместе они готовят несколько крупных мероприятий. Следующая новогодняя елка в Заозерном обещает стать вполне официальной. 
 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...