Наверх
Герои

ВДОЛЬ ПО УЛИЦЕ, 
ДА ПО ВОРОНЦОВСКОЙ

Зачем краевед-любитель мечтает "оживить" старинную улочку курортной Алупки?
26.10.2018
ЗАБЫТАЯ ИСТОРИЯ НАШИХ КУРОРТОВ

Сто лет назад улица Фрунзе называлась Воронцовской и была центром Алупки. На ней строили дачи и особняки, гостиницы и магазины. Многие здания того времени сохранились, но нуждаются в ремонте. Местный житель Александр Вертинский мечтает вернуть улице былую привлекательность.
Краевед, коллекционер, любитель истории Александр Вертинский, шагая по улицам Алупки, поглядывает на их достопримечательности с грустью. Ему знакомы каждый дом, каждый камень, и он может провести экскурсию, дополняя рассказ показом старинных фотографий и открыток, на которых запечатлена Алупка век назад. Он уверен, курортный город может удивить своей архитектурой даже «видавших виды» знатоков.
Александр Вертинский мечтает сделать ул. Фрунзе в Алупке увлекательным туристическим маршрутом.
Бывшая Воронцовская вряд ли когда-нибудь попадет в мировой«уличный» рейтинг, основным критерием которого является дороговизна торговых площадей. Хотя аренда помещений здесь тоже стоит немало, но многократно дороже их историческая ценность. Более двадцати здещних дач, имений, фешенебельных гостиниц были широко известны в конце XIX — начале XX века. Некоторые и сегодня притягательны для любителей оригинальных архитектурных произведений.
ПОДХОДЯЩАЯ НАТУРА ДЛЯ КИНО
Дома в Алупке замечательно подходят киношникам.
Здесь, на Воронцовской, режиссёр Бахтиёр Худойназаров нашёл подходящую натуру для съемок военной драмы «Гетеры майора Соколова». Несколько сцен снимали во дворе старого особняка санатория «Солнечный» — бывшей дачи «Ольгино», принадлежавшей сначала российскому путешественнику и журналисту Михаилу Погодину, а затем жене московского купца Ольге Смуровой. Дом сохранился почти что в первозданном виде. Цветные витражи, деревянные балконы, мансарды — все яркие архитектурные произведения.
Особняки "старятся" на глазах.
Разноцветные стекла всё ещё играют в лучах южного солнца, с деревянных балконов открывается потрясающий вид на море, а резные украшения на фронтоне крыши придают неповторимый колорит старому особняку. Но к дому примыкает дорога, по которой гоняют машины, оставляющие на полотне рытвины. Грунт сползает к морю. Ещё несколько лет бездействия властей, и особняк окончательно состарится.
В васильковое небо упираются вековые кипарисы. Александр показывает мне пожелтевшую фотографию, на которой эти деревья меньше человеческого роста. После революции несколько дач объединили в санаторий соцстраха, который потом стал здравницей ВЦСПС, а позже — «Солнечным». Сейчас эти здания уже потеряли свою привлекательность. Дошло до того, что киношники несколько месяцев назад снимали на фоне фасада дачи «Ольгино» эпизоды фильма ужасов. Они немного облагородили территорию, привели в порядок фасад, подчернили факельницы у парадного входа и массивные дубовые двери. Но ждать киношников, которые провели бы хотя бы косметический ремонт других зданий на улице Фрунзе, было бы просто смешно.
А фасад этого дома стал отличной натурой для фильма ужасов.
— Согласен, города меняется, — продолжает наш разговор Александр, — и Алупка не исключение. Но мы, жители, никак не можем перестроить свою психологию и понять, что дом каждого из нас начинается не с порога, а со двора, тротуара, парка возле него. Алупку посещают ежегодно миллион человек, столько же сколько и Евпаторию. За счет их обслуживания 100-тысячная Евпатория живёт и хорошеет, а в Алупке проживают всего 8 тысяч человек, и в городе ничего не меняется. Не раз говорили властям, что следует открыть экскурсионные маршруты, показывать гостям старинные усадьбы, дачи, увлечь их историей города, заинтересовать участием в возрождении его былой популярности.
ПРОМЕНАД ПОД КИПАРИСАМИ

Мы петляем по изгибам бывшей Воронцовской. Поднимаемся по вековым ступенькам, отполированным до блеска ногами жителей и гостей. Огромные старые деревья укрывают нас от летнего зноя, и кажется, будто гуляем по парку. Курортное настроение периодически сбивают курсирующие по улице автомобили. В начале прошлого века, отметил Александр Вертинский, улица предназначалась только для прогулок. Никакой ямщик не рискнул бы показаться на ней «сам на троечке». Теперь по узкой уличной полоске между домами без устали носятся машины. Местные водители умудряются катить свои авто буквально в сантиметре одно от другого. Приходится пока мечтать, чтобы улица снова стала служить только для пешеходного променада.
В 1910 году на Воронцовской принимали гостей большие гостиницы «Россия» и «Франция»,частный санаторный пансион, санаторий духовного ведомства и пермского земства, дачи Цехановской, Шидокирской, Телепчи, Луговиновых, Аполлонова, Радиной и других. Старые путеводители сетуют на «неимоверную дороговизну»отдыха в Алупке.
На каждый дом, каждый камень в ней можно устанавливать таблички с указанием их исторической значимости. Александр остановил меня возле двухэтажного здания. Сто лет назад в нём располагались основные магазины и апартаменты гостиницы «Россия».
Рекламный проспект в старом «Путеводителе по Крыму» Г. Москвича 1912 года сообщает: «Гостиница «Россия» на 60 мест с гигиенической обстановкой, с чудным видом на море и Ай-Петри, с террасами и балконами. При гостинице тенистый сад, первоклассный ресторан, лучший погреб, а также читальня, бильярд, прачечная и ванны, постоянный врач и массажистка, внимательная прислуга. Цены посуточно от 1 рубля». Рекламируется также зимний пансион. Клиентам предлагалось при полном дневном содержании: утром кофе со сливками, хлебом и маслом; завтрак из двух блюд, обед из 3-х блюд; вечерний чай или яйца, молоко. Все комнаты солнечные с балконами и видом на море, водяным отоплением — 90 рублей в месяц с персоны. И была дана приписка: «в интересах публики просят не верить заявлениям шофёров, извозчиков и комиссионеров об отсутствии свободных номером и ремонта». В1941-м её сожгли и уже не восстанавливали. Но ряд магазинов остался. Сегодня здесь кафе с ливанской кухней и ряд продуктовых магазинов. Конечно, на их фасадах, увешанных современной рекламой, трудно разглядеть былую красоту.
Улочки в Алупке не только извилистые, но я расположены по ярусам. Ближе к морю располагались дачи русской интеллигенции, выше к горам жили греки, турки, крымские татары. На верху находились три слободки – русская, греческая и татарская. Все жили мирно, но сейчас потомков тех коренных жителей практически неосталось, сказал Александр Вертинский.
Мы подошли к зданию гостиницы «Алупка». Её прежнее название — Приморская гостиница Телевчи. В статье «О благоустройстве курортов на Южном берегу Крыма» П. Розанов писал в 1899году: «Обычный и наиболее распространённый план промышленных построексостоит в следующем: откос горы укрепляется каменной стеной, которая служит и стенойдома<…>, так как другая противоположная сторона забирается досками. К подпорной стене под односкатной крышей пристраивается ряд комнат с просветами для окон и дверей, обращенными в одну сторону, обыкновенно на деревянную открытую террасу, которая тянется вдоль всего фасада и служит общим входом <…>, получаются комнаты в виде ящиков, открывающихся с одного конца, с крайне неблагоприятными условиями для проветривания, вентиляции и солнечного освещения. Такие жилые помещения крайне неудобны для летнего пребывания».
ДОМА С «ИЗЮМИНКОЙ»
Мы следуем дальше. И вот перед нами двухэтажный особняк, спрятавшийся в тени огромных деревьев, в окружении пальм. Во дворе сохранился бассейн с кувшинками. Дача сегодня заброшена. Её окружает вековой забор, основания которого залиты свинцом, кованные резные ворота увенчаны табличкой «Входа нет». Особняк постепенно разрушается, его нынешний владелец неизвестен. 
Старинный особняк разрушается  с каждым годом.
Неизвестен и нынешний собственник здания бывшего санатория «Горнорудсоюз». Ранее дом принадлежал французскому гражданину Якову Россе, затем был продан одесскому дворянину Капустинскому, а после революции стал корпусом санатория. Сохранились надписи, которым более 100 лет — «Табак», «Лымар», «Электрическая», и решетки уже снесенных из-за ветхости балконов. Первый этаж прежде занимали магазины. Сохранились столетние железные роллеты, закрытые на пудовый замок.
Ещё около часа прогуливались мы между именитыми домами, Александр показал мне дачу Радиной одну из первых в Алупке, построенную в 1890 году. Сегодня это жилой дом, который сохранил свой первоначальный облик лишь отчасти.
Ветшает и бывшая дача орловского купца Апполонова. Её он приобрел в 1912 году, в ней был первый в Алупке двухэтажный гараж. Дореволюционная кладка выдержала все натиски времени и людей. В 1918 году Апполонов приехал в Алупку в надежде укрыться от революционных потрясений, но не получилось — в ноябре 1920 году он был расстрелян вместе с сыном и зятем. Чего только не видели эти стены, но все те события остались в далёком прошлом. В советское время особняк «служил» в санатории «Солнечный» и сравнительно недавно «уволен со службы». Сохранился фонтан, а второй этаж закопчён: кто-то пытался его сжечь.
Один из бывших корпусов санатория «Солнечный», несколько лет назад его пытались сжечь.
— Вот видите, — говорит Александр, — многие здания заброшены, надо их восстановить, а по улице проложить экскурсионный маршрут. Но если продать эти виллы с молотка, то что сними будет? В лучшем случае их обнесут заборами и закроют от людей, в худшем — снесут и заместят очередным пеналом с койками. 
Оползень постепенно подбирается к зданиям, и, возможно, скоро эти дома останутся лишь на фотографиях.
Пока заинтересованность в том, чтобы преобразовать эту элитную улицу в музей под открытым небом, не выявляется, а ведь и у неё, и у Алупки в целом, имеется интересное историческое прошлое. Ведь курорт и его центральную улицу, естественно, в разные годы посещали Александр Пушкин, Александр Грибоедов, академик Пётр Паллас, изучавший природуЮжного берега. Здесь писал пейзажи Куинджи, Маяковский играл в бильярд, Вертинский пел свои экстравагантные песни. Какие имена, какие события с ними связанные!

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...