Наверх
Интервью

Сергей Контиевский: Самый главный секрет боевого искусства? Выбрать время для занятий

Как с нуля развить вид спорта в регионе?
14.03.2019
Костромич Сергей Контиевский стал победителем в двух видах программ Х международного чемпионата по традиционному ушу, который прошел в сентябре в Китае в провинции Хэбэй. Этому виду спорта он посвятил более тридцати лет, а на турнире завоевал две золотые медали в программах «Выступление без оружия» и «Выступление с коротким оружием». После двенадцати лет летной работы на боевом вертолете Ми-24 Сергей Контиевский нашел свое призвание в тренерской профессии. Сейчас он занимается с детьми в Детском морском центре Костромы и является директором костромского клуба УШУ «Феникс».
Ушу вместо зарядки
- Почему выбрали именно ушу? Когда вы начинали, по всей стране гремело другое боевое искусство — карате.
- Мы все начинали с карате, так как об ушу в мои школьные годы у нас в стране еще не слышали. Тренерами в то время в основном выступали военнослужащие или солдаты, отслужившие срочную службу, как правило, в десантных войсках. Но сейчас я понимаю, что они особо ничего не знали в карате, а некоторые приемы рукопашного боя выдавали за японское боевое искусство.

- Но в армии вы познакомились с ушу?
- Да, уже после выпуска из военного училища я попал в вертолетный полк в Германии. Там самостоятельно занимался ушу, о котором узнал из журналов и газет с первыми публикациями в «Работнице», «Технике молодежи», «Советском спорте», из брошюр, заполонивших книжный рынок конца 80-х годов. В один из дней, очередной раз занимаясь в спортивном зале, я заметил одного солдата-срочника, который выполнял интересные и красивые движения, при этом он был очень гибкий и пластичный, но это точно не было каратэ. Мы познакомились, и так я встретился с первым человеком, который занимался ушу. Китайская философия тогда меня очень привлекла, и я окончательно для себя понял, что ушу ближе мне по духу. 

- В условиях военной службы можно было регулярно заниматься?
- Я служил офицером, и у нас была своя боевая подготовка, физкультурные занятия и нормативы, но находились люди, которым было интересно заниматься восточными единоборствами. И таким образом вокруг этого солдата, которого звали Владислав Фадеев, собралась инициативная группа офицеров и прапорщиков. Нам выделили время в спортзале, где мы могли уже регулярно заниматься и проводить тренировки. Но потом Влад сказал: «А чего мы тут мучаемся, давайте пригласим сюда моего отца». Дело было еще до объединения Германии, через немецких друзей мы оформили приглашение и вызвали отца Влада. В скором времени отец Влада — Игорь Владимирович Фадеев приехал к нам, с согласия командира ему выделили место в общежитии. Он приехал по турпутевке на три месяца, а в итоге прожил на территории части три года, занимаясь с нами.
Я больше тренер, чем спортсмен
- Как вы пришли к тому, чтобы начать тренировать детей в своем зале, в Детском морском центре?
- Шел к этому очень долго. Но я все же был офицером, и пока не уволился из армии, не мог полностью посвятить себя этому делу. Хотя последние два года перед увольнением, уже будучи в Костроме, тренировал детей офицеров. Как только вышел новый закон о статусе военнослужащего, у меня появилась возможность учиться в гражданских учебных заведениях. И я тут же поступил в педагогический колледж в Санкт-Петербурге, поскольку сам из Ленинградской области. В 1997 году я уволился из вооруженных сил и с той поры полностью сосредоточился на тренерской работе.

- Успехи в соревнованиях в то время были?
- Во время военной службы ни о каких соревнованиях не могло быть речи. Поскольку я состоял на летной должности, то любое сотрясение или перелом грозило тем, что меня спишут с летной работы. Безусловно, у нас были спаринги, но только в рамках тренировочного процесса, хотя даже после увольнения из армии я не сразу стал выступать.
На международном уровне конкурируют российская и китайская школы
- Как вы решились попробовать свои силы в Китае?
- Вы знаете, иногда в России проводятся соревнования межрегионального уровня для спортсменов в возрасте 40+. Но бывает, приезжаешь на турнир, а ты один в категории, тебя награждают как победителя, а соперников на самом деле и не было: и мне такие победы не очень приятны, и дети и родители тоже все видят. Меня это не устраивало, и поэтому возникла такая бешеная идея - проверить себя в Китае. Уровень спортсменов на родине боевых искусств, конечно, гораздо выше, и моя задача была испытать себя и посмотреть, какую же оценку мне поставят китайские судьи. Так в 2013 году я впервые поехал в Пекин на международный турнир. 

- С того времени прошло три года. Как решились на новый вызов?
- Почувствовал, что еще полон сил и энергии. Мне еще осенью прошлого года рассказали друзья о новых международных соревнованиях в Китае и предложили поучаствовать. Это был 10-й юбилейный турнир в городе Цаньчжоу, он обещал быть ярким и красочным, что в итоге и вышло.

- Насколько отличается уровень спортсменов в России и в Китае?
- Мне нравится цитата: «Самый главный секрет боевого искусства состоит в том, чтобы найти время для занятий». Ведь секретов никаких нет. В Китае те же дети, те же люди и те же тренировки, что и у нас практически. Но я приезжаю туда и вижу другой результат и другой уровень.

- Почему?
- Будучи в Пекине в 2013 году, я жил в самой школе шаолиньского ушу рядом с ее учениками, мы занимались в одном зале, на одной площадке и питались в одной столовой одной и той же пищей. Это школа-интернат, где дети учатся и постоянно два раза в день занимаются. Мы же в России тренируемся, как правило, три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу, хотя в Москве есть экспериментальная школа, где дети учатся и занимаются по похожем принципу, как в Китае. Сейчас на международном уровне конкурируют, по большому счету, две школы ушу — это российская и китайская. Наши спортсмены ушу умудряются делать разбег, прыжок, оборот на 900 градусов, с мягким и четким приземлением. Европейцы и американцы такого мастерства не показывают.
Бывает, приезжаешь на турнир, а ты один в категории, тебя награждают как победителя, а соперников на самом деле и не было: и мне такие победы не очень приятны, и дети, и родители тоже все видят.
Летная работа снится
- Вы тренируете уже с 1997 года. Следите за судьбой своих бывших учеников?
- Я никогда не пытался удержать детей около себя, считаю, что если ты хороший тренер, то дети сами будут к тебе тянуться. И знаю, что многие из моих учеников перешли в другие виды спорта. Я их не осуждаю, а наоборот, не раз повторял на тренировках, что у них есть полная свобода испытать себя в других видах. Был такой случай, пришел ко мне мальчик, очень болезненный. Его не брали в другие секции, а давали справку, что заниматься можно только общей подготовкой.

- И вы его взяли?
- Взял, мы тренировались около полугода, он загорелся, захотел участвовать в соревнованиях. Мы выступали тогда по правилам армейского рукопашного боя — ушу в Костроме еще не было развито до соревновательного уровня. Но без допуска к соревнованиям я не мог его выставить — в справке был огромный перечень диагнозов. Мальчик безумно огорчился. Но я сразу сказал: «Ты выносливый, хороший спортсмен. Я не вижу причин, чтобы ты бросил тренировки». И так прошло около трех лет, он стал сильным, настоящим бойцом. Мы попробовали получить допуск еще раз, он прошел всех врачей, даже были сняты некоторые диагнозы, и стал выступать. В последствии его отца, военнослужащего, перевели в Ростов-на-Дону, ушу там не было, и он перешел в тайский бокс. Буквально через несколько лет я узнал, что в Белоруссии он стал чемпионом мира в этом виде спорта. Зовут его Сергей Олейник. 


Я никогда не пытался удержать детей около себя, считаю, что если ты хороший тренер, то дети сами будут к тебе тянуться.
- Всю беседу мы посвятили ушу. Но завершить хотелось бы другим вопросом. Скучаете по летной работе?
- Мне последнее десять лет иногда снится, что я летаю или что меня призывают в армию. (смеется). Не знаю даже с чем это связано: с новостями о военных конфликтах, фильмами какими-то или ностальгией, но это приятные сны. А иногда мне хочется вернуться, сесть в вертолет или даже хотя бы просто похлопать его по железной спине, как старого друга. Ведь я в девятнадцать лет уже стал лейтенантом, а последний раз сидел в вертолете как раз в 1997 году перед самым увольнением. 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...