Наверх
Аналитика

Истоки экстремизма в Центральной Азии

Для того чтобы понять истоки насильственного экстремизма в Центральной Азии, необходимо изучить древнюю и самобытную историю этого региона
09.12.2018
Только всесторонний и объективный анализ прошлого местных народов, позволит остановить нарастающую угрозу со стороны террористических движений и организаций, которые ныне действуют в Афганистане и угрожают безопасности России.
Центральная Азия - столетиями считалась окраиной исламского мира. Некой приграничной территорией, которая на далеких восточных рубежах защищала Арабский халифат от опустошительных набегов воинственных племен номадов и экспансионистских устремлений китайской цивилизации. Поэтому все политические и религиозные события, происходившие в центре исламского мира, а именно в Багдаде, влияли на внутреннее положение этого важного региона. Вместе с угасанием прогрессивных тенденций на Ближнем Востоке в эпоху Позднего Средневековья, начался культурный упадок в государственных образованиях Центральной Азии. Многие просветительские школы и медресе Самарканда, Бухары и Коканда, которые были построены при тимуридах, оказались под запретом. Религиозные фанатики уничтожали целые передовые научные центры в своих городах. Они это объясняли некой борьбой с отступниками веры. По сути, в Центральной Азии, как и в других частях исламского мира, произошла политическая реакция, которая остановила прогресс и общественное развитие. Это законсервировало мракобесие и отсталость в среде восточных народов на долгие столетия.
С исторической и объективной точки зрения, приход Российской империи в Центральную Азию в XIX веке, стало главным катализатором, пробудившим спящее самосознание местных жителей. Старые феодальные порядки были упразднены, что только оказало благоприятное воздействие на окончательное сложение многих этносов. Люди стали свободно и мирно перемещаться по территории образованного российскими властями Туркестанское генерал-губернаторство. Так как ранее регион был охвачен постоянными войнами и кровавыми конфликтами между различными ханствами и государственными образованиями, что тем самым тормозило поступательное общественное развитие народов Центральной Азии.
Но в XIX веке деструктивные порядки сохранились в соседнем Афганистане. Там продолжали править удельные князьки, которые занимались не развитием государства, а только усобицей и угнетением большей части населения собственной страны. По сути, в XIX веке произошел цивилизационный водораздел народов Центральной Азии. Одни приобщались к русской культуре и достижениям европейской цивилизации, а другие законсервировались в мракобесии и отсталости.
Прогресс – это совокупность мирного и созидательного труда всего общества. Несмотря на некоторые отрицательные стороны царизма и в последующем коммунизма, именно включение народов Центральной Азии в состав российского государства, способствовало решению закоренелых проблем в регионе. Многочисленные местные этносы, которые до этого пребывали в постоянных усобицах, только в начале XX века сумели до конца оформиться в единые народности. Люди перестали подчиняться темным феодальным устоям, а стали жить в нормальных правовых рамках и заниматься созидательным трудом. Они приобщились к русской культуре, стали получать светское образование, стремиться к мирному созидательному труду.
Да, в советские годы, вплоть до 30-х годов существовала проблема в виде подполья басмачей. Но основная масса населения поддерживала мирную жизнь. Тем более в басмачи шли закоренелые феодалы и мракобесы, которые хотели уничтожить все достижения прогресса в регионе. Потому не удивительно, что многие из них ушли в бегство на территорию Афганистана, где сохранились средневековые порядки. Тем временем в советской Центральной Азии, появились первые социалистические национальные государства – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. За эти годы были построены прекрасные города, дороги и школы. Развивались национальные культуры, что только усилило развитие самосознания местных народов. Все это стало благоприятным условием для создания фундамента государственности в странах советской Центральной Азии.
Нет покоя в Кабуле
В советские годы произошел окончательный цивилизационный водораздел в Центральной Азии. Часть народов региона стало жить и развиваться в социалистическом лагере, а другая часть, живущая в Афганистане, так и не сумела преодолеть средневековые порядки, несмотря на активные попытки отдельных афганских политиков модернизовать свою страну.
После Второй мировой войны распадается крупнейшая колониальная держава в истории человечества – Британская империя. Разрозненные национально-освободительные движения от Африки до Ближнего Востока стали превращаться в ключевые политические силы и строить собственные суверенные государства. К тому времени во второй половине прошлого столетия Афганистан окончательно втянулся в орбиту тесных взаимоотношений с только образованным Пакистаном. В бывшей британской колонии до сих пор в некоторых провинциях сохранились темные племенные устои и средневековые порядки. Афганистан окончательно отдалился в общественном развитии от народов остальной части Центральной Азии, в пользу Ближнего Востока и Южной Азии. В этих мировых регионах британцы не сумели, да не хотели способствовать консолидации этнических общин в единые народности, что станет причиной последующих долгих и кровопролитных локальных конфликтов во второй половине XX века.
Многочисленные советские попытки благоприятно повлиять на Афганистан – не увенчались успехом. Одни режимы сменялись другими. Кроме того в годы Холодной войны появилась реальная угроза размещения недружественных иностранных контингентов на южных рубежах СССР. Это стало одной из главных причин ввода советских войск в Афганистан. Но и эта попытка Москвы не увенчалась успехом.
Благодаря иностранной поддержке, территория Афганистана стала активным фронтом противостояния Запада с СССР. Моджахеды получали современное оружие и благодаря чему могли противостоять советским частям. Кроме того шла работа в идеологическом направлении. Жителям мусульманских стран внушали некую атеистическую угрозу со стороны советской страны, и радикальные проповедники превратили понимание этого конфликта в манихейский бред борьбы между добром и злом. Потому столь много представителей неокрепшей молодежи из Ближнего Востока и Пакистана ушло в бандитское подполье на территорию Афганистана. Они там заразились почти неистребимой бациллой войны и ненависти, что позднее вызовет разрушительный вирус современного международного терроризма.
В Афганистане смешалось все, от средневекового мракобесия до джихадизма. Иностранные специалисты обучали моджахедов передовым методам и тактикам ведения войны. В ожесточенных боях с советскими силами, интернациональные отряды бандитов набирались необходимого военного опыта. Между лидерами боевиков из различных стран и сословий завязывались крепкие и доверительные межличностные отношения. Тогда в Афганистане закладывались основы современных международных террористических организаций и движений. Они не появились в один день, а формировались годами, объединяя в своих экстремистских идеологиях самые реакционные устремления мракобесов со всего мира.
Глобальный террористический удар
К преддверию трагических событий 11 сентября 2001 года, когда террористы, захватив гражданские самолеты, нанесли удары по нью-йоркским башням-близнецам, международные экстремистские организации, такие как Аль-Каида, Талибан, Сеть Хаккани и многие другие, сумели до конца оформить свою общую деструктивную идеологию.
Необходимо понять, что террор – это средство вооруженной борьбы против прогресса и развития общества. Нынешние экстремисты есть современные мракобесы, которые желают возвращения средневековых порядков. Тогда в 2001 году, террористы превратили Афганистан в свой главный плацдарм и нанесли разрушительный удар по США, тем самым развязав глобальную войну против человечества. Они используют передовые технологии и методы ведения войны, чтобы посеять страх и раздор, а затем в этой смуте захватить власть. Так было в Ираке и в Сирии в 2014 году, когда боевики ИГИЛ оккупировали в этих странах крупные города и главные транспортные артерии. Они окрыленные временным военным успехом заявили, что создали всемирный исламский халифат. Террористы на захваченных территориях получили огромные материальные, финансовые и людские ресурсы.
Тогда в 2014 году экстремисты из ИГИЛ понимали существующий порядок вещей на Ближнем Востоке. Нет больше жестких светских режимов во многих арабских странах, которые способны были в кратчайшие сроки подавить террористов и их сторонников. Власть Башара Асада таяла с каждым потерянным им городом. К тому времени ситуация в Сирии и Ираке разрасталась до мировой катастрофы.
Афганский плацдарм ИГИЛ
В 2015 году трагические события в Ираке, существенным образом отразились на внутреннее положение в Афганистане, также как в свое время было в средневековую эпоху во времена владычества Арабского халифата. Кроме Талибана и Аль-Каиды, в стране начали активно действовать отряды боевиков ИГИЛ. Они были щедро подкреплены финансовыми ресурсами, а также, что немало важно, обладали более четкой политической программой, нежели другие террористические бандформирования в Афганистане, которые оказались деморализованы в результате долгого и тяжелого противоборства с международной коалицией во главе с США. В 2015 году ИГИЛ вскрыл экстремистский нарыв в Центральной Азии и сегодня угрожает безопасности не только всего региона, но также Российской Федерации.
К 2018 году боевикам удалось захватить контроль над рядом территорий на востоке и севере Афганистана. В борьбе за власть, ИГИЛ противостоит Талибану и местному филиалу Аль-Каиды. Террористы грызутся между собой не только за города, но также за контроль над крупными потоками международной наркоторговли.
За последнее время ИГИЛ в Афганистане развернул настоящую пропагандистскую кампанию в социальных сетях, с целью идеологической обработки и вербовки жителей всей Центральной Азии. Они пытаются использовать внутреннее социальное недовольство в этих странах и нанести решительный удар по вере людей в свои постсоветские национальные государства.
ИГИЛ в Афганистане использует наработанные на Ближнем Востоке модели социального переустройство общества, а именно уничтожение национальной идентичности. Они придерживались такого поведения в Ираке, Сирии, Нигерии, когда истреблялись целые этнические группы и разрушались семейные связи среди покоренного населения.
В Центральной Азии, идеологический удар террористов направлен в первую очередь на ликвидацию двух местных основополагающих институтов общества – традиционной патриархальной семьи и власти аксакалов (старейшин). Авторитет последних играет важную, чуть бы не ключевую роль в политике постсоветских государств, по предотвращению роста радикальных настроений в обществе. Например, в узбекской махалле (общине), аксакалы занимаются воспитанием молодежи и наставлением на путь истинный тех людей, которые симпатизирует различным деструктивным идеям. Потому не удивительно, что в своей пропаганде террористы пытаются высмеять традиционные для Центральной Азии здравые ценности и институты. Тем самым хотят понизить уровень авторитета старейшин в жизни общества. Они желают полностью уничтожить все достижения прогресса и заковать в рабство свободный народ Центральной Азии.
Угроза наступления террористов
Ныне существующий водораздел в регионе между светским пространством и полыхающей боевой зоной экстремистов, кардинальным образом меняется в своих границах. Возможно, что с окончательным поражением основных сил ИГИЛ на Ближнем Востоке, его афганский филиал переформатируется в новую, в более агрессивную по своей структуре организацию. Очевидно, что террористы могут частично перенять пантюркистскую идеологию, так как доминирующим населением в Центральной Азии, все-таки являются тюркские народы.
ИГИЛ в Афганистане, параллельно с другими экстремистскими движениями в регионе, вошел в фазу мутаций в своей организационной структуре и методах борьбы против светских правительств и международных войск. Не стоит ожидать от них, что они удовлетворятся только властью в афганских провинциях. Они попытаются начать наступление на страны Центральной Азии.
Это не будут отдельные робкие вылазки боевиков на приграничные территории сопредельных государств. Террористы будут действовать открыто и самым наглым способом. Совершать громкие политические акции и кровавые нападения на местные силы безопасности.
В их арсенале уже есть беспилотники с помощью которых можно будет организовать не только разведку, но и наносить удары по регулярным войскам и правительственным учреждениям. Они в тяжелых боях в Сирии и Ираке наладили тактику ведения современного боя с использованием передовых технологий. У них есть серьезный опыт подпольной и диверсионной деятельности. Террористы научились удерживать в долгой обороне города и населенные пункты. Создавать свои государственные институты и полурегулярные армии, способные противопоставляться законным светским правительствам.
Ни в коем случае не стоит недооценивать радикалов и экстремистов, которые ныне действуют на территории Афганистана. Они не будут стремиться в соседние государства - Пакистан и Иран. Судя по их свежей пропаганде, очевидно, что целью террористов являются пять постсоветских стран Центральной Азии, которые находятся в самом геополитическом центре всей Евразии. Эти государства тесно соседствуют с Россией и Китаем.
Возможно, что вооруженные отряды террористов нанесут удар по прикаспийским территориям Центральной Азии, с целью захвата крупных нефтяных и газовых месторождений и выхода к российским границам. Но также можно предположить вторжение боевиков на более восточные рубежи региона, для того чтобы взять под контроль жизненно важные истоки Амударьи. Так или иначе, пока невозможно сделать точный прогноз основного удара войск террористов. Сейчас все ещё происходит борьба за власть в неспокойном Афганистане, но это все-таки не может не дать повода для беспокойств. Террористы способны использовать ранее захваченные афганские провинции как плацдармы для наступления на земли приграничных постсоветских государств Центральной Азии. Ведь, сирийские события могут повториться, и на сей раз, когда боевики ИГИЛ успешно действовали на обширных территориях двух стран Ирака и Сирии. Эта модель поведения, возможно, что вновь повторится, но уже в Центральной Азии.
Именно сегодня формируется облик будущего. Нам всем необходимо четко осознать серьезную угрозу со стороны террористов действующих в Афганистане. Если вчера они безуспешно партизанили в неприступных афганских горах и высоких каменных хребтах, то сейчас, террористы оснастились не только новыми видами вооружения, но также свежей идеологией, которая может в разы повысить качество и уровень вербовки среди многонационального населения Центральной Азии. Если не осознать и не противостоять влиянию экстремистских движений в регионе, то огромная территория в самом сердце евразийского континента может впасть в состояние тотального хаоса, которая в дальнейшем распространится до границ Российской Федерации и приведет к невиданным деструктивным последствиям в мировой истории. 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...