Наверх
Интервью

Я такая человек

Как художница идёт против патриархата и борется за право остаться собой

03.05.2018
Лола – девушка небольшого роста с пронзительными голубыми глазами.
– Ты такой человек… - начинаю я разговор.
– Такая человек, – поправляет меня Лола. Она встречает меня на пороге съёмной квартиры, в полумраке, среди каких-то чужих вещей.

Первое, что бросается в глаза – два рыжих пятна – её платье и волосы. Лола – девушка небольшого роста с пронзительными голубыми глазами.

Раньше её нередко можно было встретить на улице в винтажном платье, украшенном большой брошкой собственного изготовления. Сейчас её манера одеваться изменилась. Но в этой манере по-прежнему осталось что-то, выделяющее свою владелицу из толпы. Хотя это что-то трудно чётко отследить.
За манеру так одеваться художницу нередко преследовали на её малой родине – в небольшом уральском городке, Кировграде.
Приехав в Екатеринбург более пяти лет назад, Лола почувствовала себя свободнее.

– Здесь можно ходить по улицам! Тебе никто не кричит в спину, не преследует тебя, не тычет в тебя пальцем! – облегчённо вздыхает она.
В отличие от многих приезжих, эта девушка перебралась в уральский мегаполис не ради денег или развлечений. Прежде всего, её привлекла возможность творить.
Поступив в художественное училище имени Ивана Дмитриевича Шадра, Лола столкнулась с трудностями. "Ты же знаешь, что твоя манера писать не нравится здесь в училище. И всё равно так пишешь", – говорили ей преподаватели.
– Заниматься изобразительным искусством – было моей детской мечтой. Мне известен случай: одна девочка, тоже из Кировгарада, училась в художественной школе. Она участвовала в престижных художественных конкурсах, побеждала. Но в "Шадру" её всё равно не взяли. Не взяли ни в первый раз, ни во второй. Через некоторое время она вернулась и стала продавщицей в нашем городе. Я поступала в год демографической ямы. Без этого я бы, наверное, не поступила. Это случилось, отчасти, благодаря каким-то людям, которые в 90-е не родились, – улыбается Лола.

Лола – имя, которое художница дала себе сама. Как её звали до того, она говорить не хочет. Да это и не нужно. Трудно представить её под каким-то другим именем.
В комнате, которую она снимает, пахнет масляными красками и растворителем. На столе лежат наточенные, как шпаги, карандаши. Возможность заниматься любимым делом далась Лоле не просто. Девушке приходится работать уборщицей, чтобы обеспечивать себя и платить за эту комнатку.

Несправедливое отношение к женщинам юная созидательница стала замечать с самого детства. И сейчас эта проблема волнует её.

Притесняют ли женщину – художника?
– Ты сказала «женщину – художника». Есть слово «художница» для обозначения моей профессии. Но это слово не нравится моим коллегам. Потому что оно у многих ассоциируется с девушкой, непрофессиональной. Которая не умеет рисовать или не умеет думать. Не вкладывает в свою работу глубокий замысел.
– К слову «художник» только с женским окончанием, относятся с недоверием. Так себя проявляет в языке русский менталитет. Где-то в подсознании, люди убеждены, что женщина не может освоить профессию. Поэтому, осваивая профессию, принято о себе говорить в мужском роде. Нельзя быть «художницей», нельзя быть «поэтессой». К самому слову относятся не очень хорошо. Я поэт. Я художник. И на этом настаивают. Мне это не нравится, потому что это говорит об убеждении, что, приобретая профессию, ты утрачиваешь свою женскую принадлежность. Я пытаюсь объяснить это людям. Одна девочка, с которой мы поступали, сказала, что слово «художница» у неё ассоциируется с ребёнком, которая, лет в 6 в первый раз села за мольберт и красками малюет.
– Раньше у меня тоже были такие ассоциации. Но в последние годы появилась такая тенденция, что художественное образование начали получать, преимущественно, девочки. Но они же не художники. Они, всё равно, художницы. И, если их поступает много, то какая-то часть из них достигнет высокого профессионализма..
– И люди увидят, что, хоть человек и художниЦА, а не художнИК, но всё равно рисует хорошо. И менталитет от этого изменится.

За свои убеждения Лоле часто приходится слышать проклятия. Некоторым категорическим не нравится её нежелание иметь детей. Особенно возмущает их то, что Лола по этому поводу нисколько не сожалеет. По мнению Лолы, несправедливое отношение к женщине заложено ещё в русских сказках.
На столе лежат наточенные, как шпаги, карандаши.  Лоле приходится работать уборщицей, чтобы обеспечивать себя и платить за эту комнатку.
Сюжеты, каких детских сказок ты хотела бы изменить?
– Очень и очень многих. Особенно сказку «Белая уточка». Начинается она так: «Князь женился на княгине, но не успел на неё наглядеться, как надо было в дальнюю дорогу ехать. Осталась княгиня одна. Постучалась к ней в окно женщинка. Сказала: «Пойдём, искупаемся. Столкнула княгиню в воду. Превратила в белую уточку».
– В итоге эта женщина пытается убить детей Белой уточки. Когда князь приезжает, эту женщину казнят. На самом деле, казнить должны были бы князя. Вот, почему.
– Это история о древнем русском быте. О том, что мужчина перед свадьбой завёл отношения с какой-то женщиной, которая была не очень богата. И, думаю, она была, возможно, немного несчастна.
– Из-за бедности или из-за тяжёлого опыта у неё возникла потребность в близком человеке. И, когда к ней подошёл этот князь, она не смогла его оттолкнуть, несмотря на то, что внебрачные отношения осуждались в обществе. Она не могла отказаться от ментальной поддержки, которая возникает в отношениях между мужчиной и женщиной.
– Через некоторое время, он решил: «ты мне не нужна, потому что ты бедная. Я получше себе бабу найду, побогаче». И нашёл себе вот эту княгиню.
– Естественно, эта дам как влюблённая женщин к нему привязалась. Она решила их отношения расстроить. «Я её уберу и сама на её место сяду», – думала она.
– Потребность женщины уничтожить другую женщину возникает только в злых патриархальных обществах! Ведь это же мужчина виноват!
– А она ему ничего сделать не может по какой-то причине. Он защищён от неё каким-то социальным законом. И поддержкой общества ограждён от неё. И она это чувствует.
– А княгиня ограждена. Поэтому у «злой ведьмы» возникает потребность навредить ей. Потребность убить детей другой женщины может возникнуть лишь в злых патриархальных обществах!
– Женщина, пытающаяся убить княгиню, выставленная негативной героиней. Она считается обществом выброшенной на помойку. Потому что у неё просто нет денег на приданное. Или же потому, что она вступила в интимные отношения до брака.
– Это князя должны были казнить. У меня просто душа разрывается! Мужчина эту женщину использовал, нашёл другую. А, когда она попыталась взбунтоваться, её же и убили. Это ужасно!
– Многие сказки содержат сюжет, в котором к царю с царицей приходит какая-то ведьма в день рождения ребёнка… И говорит, что она всех проклинает.
– Потому что, якобы, она злая ведьма. И её природа – в том, чтобы гадить. Это не правда! Это мир – глазами мужчин! Это значит, что какой-то мужчина до свадьбы хорошо погулял. Что его бывшая любовница тревожит. Так не бывает, чтобы чужая женщина постучалась в день свадьбы или в день рождения ребёнка. Это такой праздник, на который чужие люди не сунуться.
– И мне грустно, что в детских сказках такие вот женщины всегда – отрицательные героини.
– Ещё мне не нравится очень страшный сюжет у Дюма: 10 мужиков пришли и молодую женщину убили. Когда я это читала, я была ровесницей леди Винтер.
– Я бы сделала так, чтобы, споткнувшись, она не подумала, что её Бог оставил. Я бы переписала этот момент, и у меня она бы убежала.
– Читая, я представила себе наших современных студентов. Если бы они пришли ко мне домой и меня убили. Или тогда мушкетёры должны быть поданы по-другому. Это не герои. Это мерзавцы – убийцы. Они убили женщину, да ещё и вдесятером, – грустно констатирует Лола.
"Меня вдохновляет почти всё, что я читаю. Бывает, я даже боюсь браться за книжку, потому что думаю, что я сейчас вдохновлюсь, у меня ещё идеи появятся, но я же это всё сейчас не сделаю"!  поясняет Лола
Как твоё искусство сможет повлиять на патриархальное мышление русских людей?
– Я нашла одного современного художника. Но, если я скажу, что это исторический реализм, я же, наверное, его сдам, – смеётся Лола. – Он работает в академической манере, которая мне нравится. Он рисует русских мужиков: Иван Грозный кормит голубков. И у него такое трагическое выражение лица. У этого художника есть и другие русские цари, которые, то голубков кормят, то котиков гладят. У их лиц трагическое выражение. Это написано в очень хорошей академической манере. Своим искусством автор этих работ пропагандирует русские традиции. Вызывает в публике восхищение русской историей.
– Для того, чтобы я могла что-то изменить, я должна в хорошей академической манере писать жанровые композиции. Например, Клара Цеткин помогает бедным – несчастным и другой рукой кошку гладит, – задумчиво говорит Лола.
– Ведь феминистки же, в основном, изображены на карикатурах. И, даже, если я начну искать фотографии, чтобы с ними работать, я столкнусь с тем, что написано много карикатур на Клару Цеткин.
Противостояние патриархальному менталитету – это против русскости и патриотизма?
– Нет. Думаю, что, отчасти у нас женщины не принимают феминизм, потому что у нас нет своего, русского феминизма. Когда я стала читать сообщества вконтакте, то почувствовала: феминизм пришёл с Запада, поэтому он у нас заимствованный. Нам не хватает именно своего, русского феминизма.
Сюжетные композиции - трудная, но излюбленная тема художницы. Картина, как и все остальные картины, взята со страницы Лолы
Женщина когда-нибудь будет президентом России?
– В нашей стране были периоды, когда женщины были царицами. И это – в те времена, при патриархальном быте! Значит, и теперь женщина – президент – вполне возможна.

В комнате Лолы стоит мольберт. Он куплен недавно. Раньше его место занимали картонки. Некоторые – исписаны маслом. На некоторых – следы карандашных набросков.
Многие свои работы Лола создала … на картонках из-под пиццы. Их она забирала, работая уборщицей в кафе.

Многие работы Лола создала … на картонках из-под пиццы. Картонки она забирает домой с работы. Лола работает уборщицей в кафе.
– Я творю под влиянием модерна. Меня вдохновляет почти всё, что я читаю. Бывает, я даже боюсь браться за книжку, потому что думаю, что я сейчас вдохновлюсь, у меня ещё идеи появятся, но я же это всё сейчас не сделаю! К тому же, я по-прежнему могу написать не всё, что хочу.
– Когда я читаю книгу, в моей голове возникает серия многофигурных композиций. А это самое сложное в нашей работе.
– Так, например, во время моей учёбы на пятом курсе в "Шадре", меня вдохновил Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери». У меня возникло несколько картин, которые мне захотелось написать. Но я их не написала. Тогда я даже фигуру не могла нормально сделать. А сейчас на меня навалились другие идеи. Теперь - это картины, возникающие из живого человеческого общения.
"Я стараюсь своим искусством создать мир, где принципиальный персонаж – женщина", - говорит Лола.
Как ты подбираешь цвета?
– Для картин я выбираю не те цвета, которые люблю, а те, которые уместнее всего для данной работы. Мне стало это понятно года два назад, после серии декоративных портретов, состоящих из жёлтого и белого цветов. Ненавижу сочетание жёлтого и белого! Но мне захотелось нарисовать именно так.
– Сложно сказать, чем продиктовано каждое цветовое решение. Подбираю фигуры так, чтобы это было похоже на сюжет, который я прорабатываю. Цвет зависит от состояния: дневное, ночное, утреннее. Если у меня возникает образ ночи, то уместнее будут смотреться синие, тёмно-синие оттенки.
Есть ли у тебя любимые цвета?
– На себе я люблю чёрный и все оттенки красного. Ещё, с уходом, немножко фиолетовый. И я почувствовала цвета, которые на меня действуют, как штрихование сухим фломастером по бумаге, как гвоздём – по извёстке. Это жёлтый, особенно, если он тусклый, это разбелённый зелёный: разбелённый изумрудный, разбелённый виридоновый. Мне просто тяжело от них становится...
"Мир, в котором главные персонажи моего пола – разные. Они могут быть авантюристками, они могут быть малодушными. Они могут мечтать о большой выгоде. Или ненавидеть своё малодушие"...
Какова основная цель твоего искусства?
– Я стараюсь своим искусством создать мир, где принципиальный персонаж – женщина. Человек моего пола. Мужчина – это прекрасное создание, которого главная героиня встретила. Мир, в котором главные персонажи моего пола – разные. Они могут быть авантюристками, они могут быть малодушными. Они могут мечтать о большой выгоде. Или ненавидеть своё малодушие, стремясь стать благородными.
– А вот то, как они выглядят в глазах мужчин – не важно. Показывать это не надо: смотреть на мои картины будут такие же женщины.
– Мужчина должен появляться в последний момент, как награда главной героине. Мужчина должен, в первую очередь, быть красивый, – признаётся художница.
Виновата ли религия в дискриминации женщин?
– Нет, в религии люди нуждаются. Это же мораль. Люди нуждаются в морали, потому что законов не достаточно. У древних народов потребность в религии, отчасти, продиктована потребностью в науке. Без религии быть не могло, потому что люди так устроены.
– В религии не учтены интересы женщины, потому что общество так жило. Создавая религию, мужчины писали моральные законы для себя, не учитывая нас. А для нас написали законы, которые нам не нужны. Которые для нас не удобны …
– Сейчас пора создать свои законы. Но я думаю, что мораль, взятая у мужчин, плотно сидит в головах многих женщин. И, если какие-нибудь образованные дамы возьмутся писать законы для женщин, то они, наверняка, напишут что-то вроде, «законов для леди» или «законов для хорошей жены»… Такое возможно.
"Я творю под влиянием модерна. Но, думаю, что направление, в котором я работаю, до конца ещё не сформировалось", - поясняет
Лола.
Какие картины ты бы показала инопланетянину, если бы он захотел узнать о жизни землян посредством живописи?
– У меня это ассоциируется с чем-то очень страшным. Но, если бы это были добрые существа, то интересно, какое у них зрение? Может быть, они воспринимают мир только через звуки, может быть, они дальтоники или они видят только инфракрасные и ультрафиолетовые лучи.
– Но, если бы у инопланетянина были бы специальные очки, то можно было бы показать ему «Чёрный квадрат». Потому что, вдруг, он ещё какие-то цвета видит, которые мы не видим?.. Может быть, он увидит в этой картине ещё что-то. И объяснит нам, так что мы всё равно ничего не поймём.
Что ты не любишь в современной живописи?
– Мне не нравятся некоторые процессы в современной европейской живописи. Я шла поступать, потому что у меня были идеи картин, которые я хотела написать. Но меня останавливало именно неумение рисовать. Думаю, что академическая школа мне и была нужна. А Европа как будто бы идёт путём перформанса.
– Я знакома с работами Марины Абрамович. Это, скорее, артистическая работа. Она придумывает какие-то сценки, которые обыгрывают какие-то остросоциальные проблемы. В одном из аудио роликов она рассказывала, как вместе со своим мужем она устроила перформанс. Перед входом на выставку они с мужем встали голышом. Проход был узким, и людям, которые заходили на выставку, пришлось выбирать, лицом к кому протиснуться: к голой Марине или к её голому мужу. И вот такой серьёзный выбор у буржуазной публики – смеётся художница.
– Подобное у меня отвращения не вызывает. Для меня это очень скучно. Я бы не хотела этим заниматься. Я поняла, что в современной Европе такое искусство доминирует. А то, что мы делаем – академическое, считается ремеслом. Впрочем, какая разница, как называть мою работу. Ремесло, так ремесло. Я всё равно хочу этим заниматься!
– Известно, что в Европе сейчас нет академической школы как таковой. У меня возникло бы желание поехать туда учиться, если бы там учили так же, как у нас. Я не верю, что европейское художественное высшее образование что-то мне даст.
Эту работу Лола считает, скорее, юмористической зарисовкой, созданной под влиянием книги "Так говорил Заратустра".

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...