Наверх
Герои

Сохранить наследие

Волгоградский предприниматель отреставрировал памятник истории и открыл в нём лофт для горожан
11.03.2018
Современный «Лофт 1890» — историческое здание в центре Волгограда. В 19 веке, когда город ещё носил имя Царицын, здесь располагались склады Альфреда фон Вакано  — четвертого по объемам производства пивовара Российской империи.

После революции здание Жигулёвского пивного ледника в Царицыне стало использоваться в других целях. Народный комиссариат внутренних дел разместил здесь продовольственный склад.  Дом пережил Сталинградскую битву и после войны его передали тресту «Сталинградсантехстрой», который позднее переименовали в «Южсантехмонтаж».

Предприятие занималось обустройством систем тепло-, газо- и водоснабжения в Волгоградской области. В цоколе появились мастерские, а на первом этаже административные помещения.  

В начале 1990-х годов трест, как и Советский Союз, распался, а его сотрудники получили доли предприятия. Мастерские были вывезены, а помещения переданы в аренду. И без того ветшавшее здание пришло в упадок.
Здание «Южсантехмонтаж», 1987 год. Фото Ирины Матвеевой
Компания «Интер-Термогаз», правопреемник «Южсантехмонтажа», получила большую часть акций треста. Со временем она выкупила и оставшиеся доли. Так в её собственности оказалось и здание Вакано.

Первоначально руководитель «Итнер-Термогаза» Денис Шилихин думал просто привести дом в порядок и продолжить сдавать в аренду. Однако ремонт перерос в реставрацию.

Понимая богатую историю места, Денис Шилихин вместе с супругой решили открыть в здании лофт. Они хотели, чтобы в Волгограде появилось место притяжения для творческих людей.
Денис Шилихин
Четыре фуры кирпичей из Нахичевани
Денис проводит нас по лофту и абсолютно каждой детали интерьера посвящает десяти минутный рассказ Плитка, кирпич, дерево - каждый элемент отреставрированного здания обладает своей историей. 

Чтобы вернуть помещению первоначальный облик (хоть и с существенными изменениями интерьера) еще по первым прикидкам понадобились бы десятки миллионов. После проведения экспертизы предприниматель обнаружил, что для восстановления придётся полностью поменять коммуникации и кровлю, а также провести реставрацию всей фасадной кирпичной кладки, при этом сохранив несущие элементы. 

- Идея дизайна пространства состоит в том, чтобы показать жизнь здания: все следы от снарядов, пуль и пожара, - рассказывает Денис Шилихин, - сохранив прежнюю форму, продиктованную историей, здание обретет новое современное технологическое наполнение.

Больше всего сложностей у Шилихина возникло с кирпичами — для реставрации не годились искусственно состаренные стройматериалы. Требовались оригинальные кирпичи, обожжённые в 19 веке.
«Реставрация зданий из красного кирпича во многом похожа на работу стоматолога. Где-то достаточно поставить пломбу, а где-то лучше удалить зуб и сделать протезирование»
В 19 веке почти все здания Царицына строили из красного кирпича: от фабрики по производству гуталина до пивного склада. Главное преимущество этого материала — устойчивость к погодным условиям. Однако после Сталинградской битвы краснокирпичных зданий в городе практически не осталось. И виной тому не столь немецкие бомбы, сколько внутренняя, идеологическая борьба. 

- Над Царицыном постоянно ставили эксперименты. Нужно было сделать из уездного города областной центр с именем Вождя. На нечетной стороне улицы Гоголя (это центр Волгограда) стояли самые богатые дома Царицына. Их разрушили, чтобы построить трибуны, поставить скульптуру Сталина и сделать парадную площадь. 
Шилихин узнал, что торговлей винтажным кирпичом занимается ростовская компания «Экохаб». В Ростовской области зданий с краснокирпичной архитектурой уцелело значительно больше. Многие не признаны памятниками и находятся в аварийном состоянии. 

«Экохаб» выигрывает практически все муниципальные контракты по демонтажу ветхих домов 19 века. Компания может предложить самую низкую стоимость услуг в регионе, поскольку демонтаж ветхих объектов — не главная статья доходов. Гораздо больше фирма зарабатывает на перепродаже старинных стройматериалов. Компания не просто разбирает дома, но очищает и санирует кирпичи, подготавливая их к новому использованию.

- Так мы купили четыре больших фуры кирпичей из Нахичевани, "армянского" района Ростовской области, - Денис Шилихин указывает на "кирпичные инициалы", - так что на многих стенах и на полу лофта можно найти буквы К.А. — Карапет Амбарцумян.
Предприниматель решил пойти дальше. Деревянные полы привезли из Дубовки — небольшого города Волгоградской области.  Винтажные подъездные двери выкупили у жителей многоквартирного дома Новочеркасска. Даже напольная плитка воссоздана по технологиям 19-го века

- У нас была идея купить итальянскую плитку под старину. Но в ноябре 2015 года курс евро доходил до 92 рублей. В этом случае нам пришлось бы заплатить €400 за квадратный метр. Метлах был нам не по карману, - вспоминает Денис Шилихин, прохаживаясь по плитке, - Но потом мы нашли в Петербурге ребят, которые кустарным способом делают цементную плитку по рецептам XIX века. Вышло дешевле, но никто отличить не может!

Стены лофта украсили многочисленные находки, которые обнаружили в ходе земельных работ. Здесь и дорожные указатели, ложки советских солдат, предметы утвари жителей Царицына. И конечно, бутылочки из под пива и другого алкоголя. Вроде бутылки Калинкинского пивоваренного завода с именным гербом Российской империи и многочисленные миньоны – «пробники» крепкого алкоголя. 
Пища для ума
Лофт открылся в 2016 году. В двухэтажном здании — 18 офисов, площадью от 9 до 32 квадратных метров. На реконструкцию помещения Шилихин потратил более 50 млн рублей. Предпринимателю удалось сэкономить на коммуникациях, ведь его основная компания занимается строительством инженерных сооружений.

Чтобы окупить вложения даже в долгосрочной перспективе, ему пришлось установить самую высокую арендную ставку в городе — от 1000 рублей за квадратный метр. Это примерно в два раза больше, чем в офисах неподалёку. Максимальная стоимость квадратного метра в «Лофте» составляет 1800 рублей.

По данным Росстата, сфера услуг в Волгограде сокращается из месяца в месяц. Кроме того, власти сносят нестационарные торговые объекты перед Чемпионатом мира по футболу. В такой нестабильной бизнес-среде арендаторам оказалось надежнее платить высокую ренту, но быть уверенными, что их не закроют на следующий день. Первые арендаторы появились у ЛОФТа 1890 ещё до открытия.
В ходе реконструкции рабочие нашли много старинных вещей. До наших дней сохранились вентиляционные решетки от оригинального здания. Ее дизайн стал логотипом современного ЛОФТа
«Мы сбежали от злых бабушек и прокуратуры»
Бар крафтового пива «Нора» стал первым резидентом «Лофта». Первоначально Оксана Кузьменко вместе с мужем открыли заведение в подвале многоквартирного дома, однако его жильцы возмутились.

- К нам постоянно приходили Роспотребнадзор и прокуратура, - рассказывает Оксана, - но их визиты заканчивались нечем. Ущерба такие проверки не наносили, но трепали нервы. Ещё за несколько месяцев до открытия лофта мы забронировали 80 квадратных метров. Денис Шилихин был не против, ведь пивной бар органично вписывался в историю помещения. 

На запуск заведения Кузьменко потратила два миллиона рублей. Через некоторое время месячный оборот бара достиг миллиона рублей, и компания вышла в прибыль. «Нора» — один из основных арендаторов, которые обеспечивают работу ЛОФТа 1890
По словам Шилихина, сложнее всего было заселить второй этаж с мансардой: из-за высокой стоимости аренды и небольшой площади офисов спрос был невелик. Предприниматель решил отдать два кабинета под коворкинг. В соседних офисах продают сигвеи и кофе. Небольшую комнату арендует парикмахер-психолог.

Последним резидентом лофта стал магазин виниловых пластинок PLAY. Владелец торговой точки Алексей Сиин рассказывает, что его бизнес нельзя назвать прибыльным, поэтому он заключил с лофтом особый арендный договор. Магазин привлекает новых людей, меломанов, поклонников рока и хип-хопа, а так же советской музыки. Недавно ЛОФТ посетил посол Австралии в Российской Федерации. Диск с песнями Окуджавы отправился на другую сторону земного шара. 
Успех лофта в том, что у него нет конкурентов. В Волгограде нет места с такими кирпичами, деревом, плиткой и атмосферой. По той же причине стали популярны лофты и в Петербурге, Москве, и за рубежом
Несмотря на высокую стоимость аренды, Шилихину удалось сдать всю площадь лофта: подвал, первый и второй этажи. Это 600 квадратных метров. Чтобы привлечь больше посетителей, в лофте работают театр и лекторий, проходят мастер-классы, презентации, корпоративы.

Однако, по расчетам Дениса Шилихина, чтобы окупить проект, потребуется 30 лет. Поэтому для него этот проект не столько бизнес, сколько возможность сохранить историю родного города.
В Волгограде осталось не так много зданий царицынской эпохи. По данным председателя совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культурного наследия в Волгоградской области Валерия Котельникова, это 150 домов. Большая часть заброшена и не признана памятниками. В 2017 году город потерял большой ликеро-водочный склад. Собственник снес постройку для возведения многоквартирного жилья.
На этом фоне работа Дениса Шилихина по реставрации пивного склада получила широкую общественную поддержку. В конце 2017 года ЛОФТ 1890 стал лауреатом премии Федерального агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры «Феникс» за лучший осуществлённый проект приспособления объекта промышленного наследия.

Экспертное сообщество Волгограда вновь заговорило о возможности реставрации домов дореволюционной эпохи и развитии туризма города и области вне наследия Великой Отечественной войны.  С 1890 по 2018 годы. 

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...