Наверх
Интервью

Может ли цыганский ребенок 
усидеть за партой

Дина Кабулова о педагогике, доброте и волонтерстве 
12.09.2022
Группа волонтеров и учителей-энтузиастов создала в Калужской области специальную программу для обучения и социализации детей из цыганских семей «Амарэ». Без особых усилий эти дети с большой вероятностью вынуждены были бы бросить школу. Автор проекта Дина Кабулова рассказала «Репортёру» как создавалась программа и можно ли рассчитывать на то, что дети из удивительных, но очень закрытых цыганских общин, не теряя свою культуру, войти в большое российское общество.
С чего началась Ваша работа с цыганскими детьми?

Я всегда хотела заниматься благотворительностью и однажды нашла молодежное волонтерское движение, одной из задач которого была помощь бездомным. Мы раздавали им еду каждую неделю. Там на улице, на вокзале, я и познакомилась с цыганской семьей. Год мы общались каждую неделю, пока я приносила еду бездомным. Мы угощали и цыганских детей, и их родителей. И только потом они пригласили меня в цыганский табор. Изначально я занималась точечной поддержкой. То есть я помогала каждому по-отдельности. Так, мы получили для пятерых детей свидетельства о рождении. Мы помогали женщине, у которой не было гражданства, поэтому она не могла претендовать на бесплатную медицинскую помощь. Когда ей потребовалось удалить опухоль, нам пришлось собирать деньги ей на операции. К счастью, мы все собрали и ее прооперировали. Еще одной семье я помогла получить терапию от ВИЧ: это была женщина без гражданства, ей нужно было сдать ряд анализов, поставить ее на учет в спеццентр. На этот раз нам помог фонд «Шаги», который предоставил ей терапию на несколько месяцев и лекарства, чтобы она смогла выносить и родить здорового ребенка
На данный момент наша цель - выжить 
На данный момент наша цель - выжить. 
Как Вы начали работать в цыганском классе? 

Изначально мы приезжали в цыганский табор по выходным, так как только по этим дням работала школа выходного дня, которую мы организовывали. Это был проект для детей, которые не ходят в общеобразовательную школу. С ними мы ходили в музеи, на экскурсии, выставки. Только потом я стала работать уже в обычной школе. В один класс пришло 48 детей. Учебный процесс так постоянно нарушался, и мы поняли, что детей нужно было разделять. Директор решил пригласить меня на работу учителем. В первый год работы у меня в классе было 27 цыганских детей, а на второй у меня прибавилось еще трое детей инофонов из Таджикистана. 
Как появилась идея создать программу по адаптации «Амарэ»?
Я поняла, что просто уроков в цыганских классах не хватает: ребята слишком отстают, а учителя в одиночку с этим не справляются. Нужна комплексная поддержка. Есть фонд «Новый учитель» и внутри этого фонда есть программа «Одинаково Разные», которая занимается социокультурной адаптацией детей-инофонов по Калужской и Новосибирской областям. Они обучали педагогов этих школ преподаванию русского языка как иностранного и потом выплачивали гранты им каждый месяц, чтобы такие занятия проводились в школах. И я вступила в эту программу, чтобы сделать что-то похожее для цыган. Но есть своя специфика: у мигрантов - языковая проблема, а у цыган есть проблемы с функционированием в обществе, а не с языком. Они живут в закрытом обществе, из-за чего у их детей бывает синдром дефицита внимания и гиперактивность. Они не могут привыкнуть к нашим правилам поведения: сидеть ровно за партой, сложа ручки. Цыгане даже не рассказывают своим детям об этом. Нам бывает тяжело переучить детей, но в конце концов они привыкают. 
С чего началась Ваша работа в проекте? 
Для начала я собрала всю статистику, связанную с цыганскими детьми в Калужской области: в каких школах они есть, в каком проценте. В прошлом году я выбрала школы, в которых больше 20 цыганских детей, и таких школ получилось семь. В них мы предлагали администрации и учителям принять участие в программе. Для начала мы советовали пройти курсы повышения квалификации на базе государственного института и обучиться разным методикам, которые позволяют работать с цыганскими детьми. Далее учитель сдает зачет, на котором мы задаем ему вопросы. Если он успешно отвечает на них, то получает удостоверение о прохождении курсов. Затем после определенной диагностики учитель начинает заниматься по нашим материалам уже в школах. За такие занятия преподаватель получает надбавку.
Как изменилась работа вашего проекта спустя время?

В прошлом году мы сотрудничали с фондом «Новый учитель» и программой «Одинаково Разные» и реализовывались внутри этой программы, но с этого учебного года мы сменили фонд. Все дело в том, что учителей нужно больше, так как охват детей вырастет на 50 человек и наших сил уже будет недостаточно: если в том учебном году было 13 педагогов в семи школах по Калужской области, то в этом году будет 18, и охват детей увеличиться со 130 до 180. Мы сейчас открыли сбор, где частные жертвователи могут дать любую сумму. Наша работа осложняется и тем, что многие фонды, которые раньше нас поддерживали, ушли из России. В социальных сетях открыть сбортоже нелегко: многие не пользуются VPN-сервисами, а выйти на новую аудиторию у нас не получается. На данный момент наша цель - выжить.

Как помочь программе "Амарэ"

Если вы хотите этому начинанию, то это можно сделать по ссылке.

Собранные средства пойдут на оплату труда учителей и административные расходы.

Сейчас большинство взрослых цыган в России не умеют читать и писать. Дети из цыганских семей приходят в школы неподготовленными и не могут нормально учиться. Многие из них не доучиваются до средней школы, оставаясь по нескольку лет в одном классе, некоторые так и не осваивают навыков чтения и письма. Мы хотим помочь школам это изменить!

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...