Наверх
Герои

Настя хочет мелодраму

Будни студента-медика: так ли они скучны и сложны?
21.05.2019
Раньше медсестра постоянно стояла возле пациента, следила за его состоянием, держала за руку и по цвету лица определяла состояние. Сейчас для этого есть аппаратура. «Но если не уметь с ней обращаться, будет тяжелее в работе. Если ничего не знать, то и не сможешь прочитать и помочь пациенту, даже глядя на экран», – считает Анастасия Болкунова, студентка второго курса Ханты-Мансийской медицинской академии по направлению «Медицинская сестра». 
Настя приехала из Сургута, академию выбирала по рейтингу.
«Осознанно стать врачом я хотела с седьмого класса, на выбор повлияли биология и химия. В детстве была интересная ситуация. Мой старший брат Володя разложил игрушки по ковру: с одной стороны – банковскую кассу, с другой – грузовик и инструменты, а с третьей – медицинский набор. И говорит: «Мам, смотри, к чему поползёт, таким и будет». Братик пополз к кассе, «всё, банкиром будет, с деньгами возиться». А я поползла к медицинскому набору. Не к плюшевому мишке, не к куклам, а именно к набору. Неосознанно в два годика выбрала медицину».
В шесть лет в детском саду спросили, кем дети хотят стать, Настя нарисовала двух девочек: певицу и врача. Сейчас совмещает творчество и медицину. На академической студенческой весне-2019 взяла Первый Лауреат в номинации «Художественное слово».
Об учёбе с оптимизмом
«Однажды на первом курсе я так заблудилась в коридорах Окружной больницы, что похоже доплутала до морга. Я смотрела на лестничную клетку и видела только тележки и мешки. Сразу оттуда убежала. У нас – медиков каждый день случается что-то весёленькое».
Уже к концу первого семестра поняла, что медицина – её стихия. Чувствовала себя комфортно, ей хорошо давались науки, она понимала, что и зачем изучает. По мнению девушки, если правильно рассчитывать своё время и знать распорядок дня, то можно всё успеть. И даже остаётся ещё немножко, чтобы порадоваться и посмотреть на свои результаты.
«У меня есть правило – всегда начинать свой день с чего-то хорошего и приятного. Чтобы не идти грустной, а как-то настроить себя. Да, возможно вечером я приду измученная, но день должен пройти хорошо. День будет нормальным, если я не забыла обед, учебники, сменку и поглаженный халат».
Большие практические по дисциплинам длятся четыре часа с двадцатиминутным перерывом, но занятия проходят настолько интересно и познавательно, что студенты не хотят уходить.
«Нас учат, что наше среднее звено должно быть отзывчивым. Мы должны всегда пытаться понять человека, поставить себя на место пациента. Если изо дня в день видишь сотни больных и ухаживаешь за ними, могут сдать нервы. Каждый человек со своим характером, он может на тебя прикрикнуть, не со зла, просто у него не задался день, и он так на тебя отреагировал. А у тебя главное – пытаться понять его. Никогда не брать всё близко к сердцу, потому что в работе случается всякое. И ухаживаем мы и за умирающими, и за молодыми, и за детьми. Нам необходимы: отзывчивость, немножко приветливости, доброты, и главное – стойкости в характере и моральных устоях».
День заканчивается обязательным чтением литературы, написанием конспектов и рецептурных блокнотов неотложной помощи. Настя повторяет, кладёт тетрадку рядом с собой и засыпает.
«У меня есть правило – всегда начинать свой день с чего-то хорошего и приятного. Чтобы не идти грустной, а как-то настроить себя»
О творчестве
Дядя – Павел Николаевич Савилов – доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАЕН. Работает анестезиологом, главврачом в Тамбовской области. Когда узнал, что в семье всё-таки есть будущий медик, обрадовался – появился приспешник. Но планы дяди и Насти не схожи.
«Возможно, после колледжа я не буду поступать на врача. Медицина – дело тонкое, оно требует много сил и желания. Нужно отдаваться всецело изучению наук и самой профессии. У меня же в планах на жизнь другие приоритеты – создание семьи. Хочется быть поближе к ней, а не проводить всё время в больнице. Мне комфортно работать в коллективе, в школе я была старостой, сейчас я староста. Возможно, поступлю на «Функциональную диагностику» или «Старшую медицинскую сестру».
Настя пишет стихи. Дядя Павел Савилов тоже публикует книги, является членом Российского Союза Писателей и обладателем литературной премии им М.А. Булгакова, международной литературной премии им. В.В. Набокова.
«Наше с ним творчество различно, он больше вдохновляется природой, событиями, городами. И пишет об этом. У меня больше о любви, я же девушка – и влюблялась, и страдала. Или что-то философское. На академической весне я выступала со своим первым стихотворением на философскую тему. Написала лет в пятнадцать, именно с него всё началось. Я до сих пор помню момент написания, мне надо было выговориться. Самые душевные стихи получаются, когда я что-то испытываю, но не могу сказать человеку. Сейчас возраст такой, когда хочется себя реализовать. В творчестве есть мечта – поставить свои стихи на музыку».
О подготовке современных врачей
Анастасия поделилась мнением о неподготовленности медперсонала. Ведь мы часто слышим критику в адрес врачей.
«У нас плохих специалистов не выпустили бы. Если видят, что человек отстает: его либо приструнят, чтобы он готовился и больше занимался, либо отчислят. Но бывают кадры, на которые смотришь и не понимаешь, как их выпустили. Мы сами не знаем, откуда они берутся.
У нас в Академии жёсткий отбор, смотрят, чтобы выпускался качественный персонал. Не зря наш округ на первых местах по оказанию медицинской помощи. У нас продвинутая техника, высокий уровень подготовки.
Я тоже как-то задумывалась насчёт того, что «вот плохие медики, ничего не умеют».
Но ведь пациент не может же знать, что знает врач. Возможно, у него свой опыт, и он сделает тебе не так как в учебнике написано, а так как ему когда-то подсказали, и это тоже будет правильно.
Есть нестандартные методы, которыми ты помогаешь пациенту, а потом он думает, что ты просто от незнания это сделал. У каждого, когда он учится, накапливается свой опыт. Мы проходим практику. Мы черпаем опыт отовсюду: из книг, из общения с медперсоналом и преподавателями. И выходит что-то новое. Нельзя полностью по методичке 90-х годов всё делать. Время меняется, и тактика меняется.
Все забывают о том, что человеческий организм на всё всегда реагирует по-разному. Один человек от этой инфекции получит стойкий иммунитет, а другого так подкосит, что все будут обвинять врача и его неправильное лечение. Клетки у нас у всех разные! Что ж сделаешь-то. Разные симптомы бывают, ты смотришь – вроде сходиться с одним, а по факту это вообще другое. До сих пор болячки новые открывают, о чём речь! Обследовать полностью, «отсканировать» человека и сразу сказать, что у него, нельзя».
О себе да о семье
Признаётся, что с братьями были войны и примирения. Она была мишенью для проверки автоматов с пульками, битв подушками. При рассказывании о весёлом детстве с синяками улыбается.
«Мой брат-двойняшка Лёша старше на 15 минут. Иногда я чётко ощущаю, что есть что-то такое, что ни с каким другим человеком ни у меня, ни у него не будет. Мы всё-таки одной утробы, одного ядра. В детстве друг за друга горой, 24/7. Хоть мы друг друга и не понимали – мальчик с девочкой, он был терпим ко мне, я терпима к нему. Не скажу, что расти в мужском коллективе легко, много обделяли. По традиции мы смотрели фильмы на ночь на выходных. У нас была огромная коробка кассет. Мальчишки хотят фантастику, а Настя хочет мелодраму. Они говорят: «Двое против одного». Но иногда Лёша подыгрывал, понимал насколько важно девочке смотреть мелодрамы. Правда, они засыпали на середине, но мы же их смотрели».
Настя признаётся, что младшенький пятилетний братишка сейчас яро требует её домой, спрашивает родителей: «Когда приедет?», не ложится спать, бастует, упрямится, не ест, у дверей сидит и ждёт.
«Я чувствую ответственность за него. Он маме может не сказать, а мне подойти и на ушко рассказать, что он натворил. Я понимаю, что нельзя говорить лишнего. Это доверие не хочется нарушать».
Девушка верит в отношения на расстоянии. Говорит, что секрет прост: знать человека. Знать, когда ты ему нужен, а когда ему нужно побыть одному.
«Не медикам тоже интересны факты о человеке, особенно если их подавать правильно. Я знаю, чем он болел, какие темы ему больше интересны. Он сидит с открытым ртом и слушает, как ребёнок, как будто ему сказку рассказывают. А сама проявляю интерес к его компьютерам: «Как же там всё устроено?», а у самой корка веб-дизайнера, а делаешь вид: «Программы? Что?».
Не принимать близко к сердцу
В 2018 году Настя проходила практику в инсультном центре кардиологического отделения в травматологической больнице в Сургуте. Была ошарашена.
«Некоторые переносят инсульт на ногах. У одного мужчины был четвёртый, а он ходил, с нами общался. А есть те, кто после первого переставал говорить, мычал. Я всегда бежала на практику с энтузиазмом. В этом центре поняла, насколько важна медицинская сестра. Я сама наблюдала обходы медбрата: одна палата, вторая, и так целый день – прерывается чая попить, и дальше идёт. Он там единственный парень в женском коллективе, и он – медик-оптимист. Приходит к пациенту, и так по-доброму: «Василич, вставай! Давай зарядку делать».
Девушку поразило, что смена заканчивалась в три, а медсёстры до пяти часов на работе – помогают, смену передают. Настя помогала медсестре из процедурного кабинета – ставила уколы и капельницы.
«Я боюсь причинить боль. Когда подходила, сразу же говорила: «Извините, я студентка. Не хочу делать вам больно, так что если что – потерпите, пожалуйста». Но там лежали бабушки и тётушки, которые смотрели с улыбкой и говорили: «Слушай, мы уже столько боли перетерпели, что твой укольчик будет не решающим, знаешь ли». Они с улыбкой ко мне, а я с улыбкой к ним, даже если было больно, терпели. Где-то даже направляли: «Когда ты так укол держишь, не больно».
Если за день ты проходишь сотни пациентов с разными болезнями и разным состоянием, как остаться эмоционально стабильным, не впасть в депрессию?
«Самое главное – не принимать близко к сердцу. Моей соседке-подруге повезло меньше. Она попала в реанимацию, а там люди лежали уже с циррозами. Она видела смерть, при ней умер пациент. Она тогда перетряслась – видела, как жизнь уходит. Нужно понимать, что это череда событий, которые ты не изменишь. Ты не властен над временем, не властен над событиями. Главное помогать другим людям находить силы, и тем самым отвлекать себя.
Во время разговора Настя постоянно переходила с «Вы» на «Ты» и обратно.
Время взрослеть
Настя считает, что по жизни всегда была человеком с розовыми очками, до недавнего времени.
«Когда отстранилась от родителей и приехала сюда, я познала взрослую жизнь во всех её прелестях. Это жить одной, экономить деньги, рассчитывать расходы, оплачивать счета, покупать одежду, ещё и откладывать часть на праздники и подарки. Меня это ошарашило на первом курсе, у меня были депрессивные состояния. Я сидела и думала, что делать. Но я не обращалась за помощью к родным. Иногда разговаривала об этом с подругами, но они живут там с родителями, и по факту им не понять – они живут в родительском доме и учатся, приходя к себе домой к готовому ужину.
Мне помогла моя соседка, с которой мы всё делили: еду, капиталы и проблемы. Я поменяла свой взгляд на жизнь. Теперь я знаю как тяжело жить одной, насколько тяжело рассчитывать капиталы. По практикам я понимаю, насколько тяжела работа, на которую я обучаюсь. Но при всей этой тяжести, меня не покидает оптимизм. Насколько тяжело бы не было, у меня есть запасной план, я готова. Есть такое выражение: «Надейся на лучшее, готовься к худшему». Я всегда ставлю перед собой два исхода, и к каждому себя готовлю».

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...