Наверх

Прощай, Facebook! 

Цукерберг меняет название и готовит Большой взрыв 
26.10.2021
«Марк Цукерберг — создатель Вселенной... Ну, ладно — Метавселенной...», — примерно такими заголовками пестрят ленты информагентств описывая новость о том, что Facebook вложил 50 миллионов долларов в создание «метавселенной» и собирается привлечь к ее разработке не менее 10 тыс. разработчиков в Европе. «Что значит это непонятное название и почему именно в Европе?», — эти вопросы удачно отвлекают наше внимание от недавних скандалов в США, связанных с деятельностью Facebook, который обвиняют не в чем-нибудь, а в «предательстве демократии». Это, в сочетании с масштабным техническим сбоем в начале октября, уже вызвало падение акций IT-гиганта более чем на 5,5%. Обвинения никуда не делись, расследования только начинаются, а значит — «настало время хороших новостей» и, может быть даже «запасного аэродрома».

Если посмотреть на кривую стоимости акций Facebook, то можно заметить, как они постепенно отыгрывают утраченные позиции на волне «метавселенских» анонсов — хорошего туза достать из рукава никогда не поздно. На конец октября анонсировано «событие с большой буквы» — объявление о переименовании компании Facebook (сама социальная сеть сохранит свое название), неплохой способ отстроиться от проблемного бэкграунда. Так что же за «вселенную» собирается создать Цукерберг и причем тут Googlе, Microsoft и все-все-все?
Greg Bulla / Unsplash
Теория Большого взрыва
Коротко и просто идею «Метавселенной» можно описать в стиле популярного мема: «Этот Интернет поломался — несите новый!». Другими словами, речь идет об «Интернете 3D», киберпространстве, где люди, помимо всего что есть сейчас, еще и смогут взаимодействовать в виде аватаров. Если кто-то смотрел фильм «Первому игроку приготовиться», все то же самое, только пока не так зрелищно.
 
В июле 2021 года Марк Цукерберг анонсировал трансформацию Facebook из социальной сети в «метавселенную» — платформа для социального взаимодействия теперь попытается превратиться в виртуальный мир. Нельзя сказать, что эта идея как-то по-особенному нова и оригинальна. Ее отдельные элементы хорошо прослеживаются в творчестве многих писателей фантастов начиная с конца 60-х годов, а цельную концепцию предложил писатель Нил Стивенсон в 1992 году (фантастический роман «Лавина»), где, собственно, и было описано объединение физической, дополненной и виртуальной реальности в общем онлайн-пространстве.
Да и вообще, такие метавселенные «на минималках» (дополненной реальности и т. д.) и их прототипы уже давно существуют, пока что в виде сообществ видеоигр. Например:
• Roblox — платформа для разработки и продажи игрового контента с большим количеством игр, созданных энтузиастами. Существует уже 15 лет, насчитывает более 206 миллионов активных пользователей.
 
• Fortnite — шутер от первого лица от гиганта игровой индустрии Epic Games, (350 миллионов пользователей). Epic Games со своими игровыми «движками» ZZT и Unreal Engine вообще имеет право считаться создателем прототипа «метавселенной» (еще за год до того, как этот термин появился в романе Стивенсона в 1992).

• Second Life — симулятор реальности с элементами социальной сети (существует уже 18 лет, около 100 тысяч уникальных пользователей в день). В игре существует своя экономика, в ней даже открыты виртуальные офисы многих крупных мировых брендов. 
ROBLOX CORPORATION
Этот список далеко не полный и никто даже точно не задавался вопросом, сколько тысяч игровых комьюнити прямо сейчас эволюционируют в игровые вселенные, а сколько уже, в той или иной степени, ими являются (да еще и не прочь поглотить кого-нибудь масштабом помельче). Дело за малым — оцифровать миллионы своих пользователей и придумать оригинальный контент/услуги на основе виртуальной, дополненной или, как их называют вместе, расширенной реальности — строительство, медицина, азартные игры, концерты и т. п. 
Нетрудно понять, что сегодня со своей идеей «телепортировать» виртуальные вселенные в физические места Цукерберг покушается на огромный сегмент рынка, который уже около 30 лет создается с нуля другими игроками. А, кроме Цукерберга, откусить от этого пирога желающих хватает — даже среди тех, кого еще недавно на этом рынке не было. 
За время пандемии появилась платформа для презентаций Areena Virtual Space — трехмерная площадка для встреч и презентаций. Платформа Virbela позволяет командам совместные действия в виртуальном пространстве — например, участвовать в гонках или играть в футбол. Компании даже полностью воссоздают в ней свои офисы — виртуальный мир для удаленных сотрудников, альтернативу Zoom-звонкам. Как стало известно еще в мае, Microsoft тоже создает «метавселенную» на базе уже существующих собственных продуктов и технологий: Azure Digital Twins — моделирование цифровых объектов, Azure IoT — создание виртуального пространства, Microsoft Mesh и Hololens — совместная работа в режиме реального времени. Чем это принципиально отличается от «метавселенной Facebook», в которой (если все получится) кто угодно, прямо в кафе, при помощи специальных очков и перчаток, сможет работать за своим столом в виртуальном офисе и т. п. (будем надеяться что до управления авиалайнером из ванной или реактором АЭС прямо с хоккейного матча дело все-таки не дойдет)? Да ничем. Примерно такие же технологии виртуальной и дополненной реальности без лишнего шума давно разрабатывают Apple, Google и Amazon.
И это мы еще не упоминали о «главном специалисте». Тим Суини, основатель Epic Games, пионер «метавселенского строительства» со стажем 30 лет тоже давно настроен каким-то образом объединить все уже существующие платформы и сделать переход между ними незаметным для пользователя. По его мнению, «необходимо перейти из закрытых экономик, таких как Fortnite, Minecraft, Roblox и десятков тысяч других, в общее пространство. Мы работаем над тем, чтобы развиваться в этом направлении и, в конце концов, откроем свою экономику. И другие игры сделают то же самое. Надеюсь, через 10 лет мы сможем сделать так, чтобы игроки играли в Roblox, Fortnite и Minecraft в одном мире и с одинаковыми социальными связями». Если учесть, что около половины акций Epic принадлежат китайской Tencent, одной из крупнейших в мире инвестиционных компаний (капитализация более 500 миллиардов долларов), ресурсы для такого проекта он со своим опытом, при желании, найти сумеет (и, кстати, 1 миллиард долларов уже привлек). Amazon, Apple, Google и Microsoft по своей капитализации близки к двум триллионам каждая, а Facebook только недавно едва преодолел отметку в $1 трлн. На что же рассчитывает относительно поздно стартующий Цукерберг в такой серьезной и опытной компании?
Tim Sweeney / Official GDC_CC BY 2.0
Первому игроку приготовиться
В той или иной форме над разработкой устройств AR и VR сейчас трудится около 10 000 сотрудников Facebook (почти пятая часть всего персонала компании) и судя по новостям собираются нанять еще столько же новых. В некоторых СМИ утверждают, что Facebook вкладывает в разработку «метавселенной» 5$ млрд. в год (больше, чем Илон Маск или Джеф Безос на космические разработки), но официального подтверждения этой суммы или как она высчитана нам пока найти не удалось. Однозначно известно только о 50$ миллионах, вложенных в проект на старте (примерно месяц назад), но и это сумма достаточно немалая, чтобы рисковать ей без шансов на успех. Превратить Facebook в «метавселенную» Цукерберг надеется «в ближайшие 5-7 лет или около того». Не слишком ли смелый прогноз и на чем он вообще может основываться? 
Mark Zuckerberg / Maurizio Pesce CC BY 2.0
Мы уже цитировали Тима Суини (Epic Games), который утверждал: «Необходимо перейти из закрытых экономик... в общее пространство». Самое узкое место современного Интернета и методов обмена информацией — отсутствие единой для всех системы стандартов. Попробуем объяснить на примере. Еще лет 10 назад были очень популярны мультипротокольные мессенджеры — программы для обмена сообщениями через текстовые чаты и социальные сети. Любой пользователь мог установить себе на мобильное устройство всего одно приложение и через него быть на связи во всех своих социальных сетях одновременно, при этом, не отвлекаясь на чтение ленты и т. п. 
Ситуация, в которой пользователь не читает ленту (давайте называть вещи своими именами — не просматривает рекламу) для владельца соцсети, мягко говоря, не в радость. И вот, спустя 10 лет реально работающего мультипротокольного мессенджера ни в одном в магазине приложений больше не встретить. Каждая социальная сеть и сервис обмена сообщениями теперь использует свой, проприетарный (закрытый) формат, который ни один разработчик не может легально использовать при разработке мессенджера. Пользователя целенаправленно вынуждают устанавливать отдельное, собственное приложение каждой соцсети. И если по базовым техническим IT вопросам (разметка веб-страниц, почтовые сообщения, шифрование и т. п.) о единых стандартах договориться удается, то по большинству оставшихся — каждый игрок рынка играет сам за себя, и эта ситуация не меняется годами.
Для «метавселенной» (в общемировом ее понимании) необходима совершенно иная модель программирования — открытая и развивающаяся по единым правилам платформа, где миллионы пользователей смогут «бесшовно» переходить из одного мира в другой. Другими словами, все игры и приложения в ней должны быть совместимы: написаны на одном языке программирования с использованием одних и тех же библиотек данных или обмениваться пакетами информации единого формата. Пока такой модели не существует и, по аналогии с мессенджерами, приведенной выше, ситуация неизбежно стремится к появлению множества «метавселенных», абсолютно несовместимых между собой и каждая со своим «богом». Во всяком случае, пока крупнейшие игроки рынка (с общей долей больше 50% его объема), возможно при участии государств, не перестанут тянуть одеяло на себя и не договорятся о единых стандартах. Но, как мы видим на примере уже существующего Интернета, процесс этот, скорее всего, забуксует и растянется на десятилетия. 
И вот здесь уместно вспомнить про небольшой «туз в рукаве» у Цукерберга — Facebook ID. По аналогии с теми же мессенджерами и соцсетями, мы принимаем решение, какими из них пользоваться, во многом, исходя из того, сколько людей в нашем круге общения его уже используют. Точное количество реальных владельцев Amazon, Apple, Google и Microsoft ID высчитать проблематично, и, даже будучи рассчитано, ни о чем не скажет. Это просто почтовые адреса, которые нужны только изредка — для подключения услуги, оформления покупки и т. п. Facebook количество своих пользователей может охарактеризовать максимально конкретно — 2,8 миллиарда, из них 1,8 — ежедневно (не считая того, что идентификатор Facebook действует как удостоверение личности на большинстве сайтов и в большинстве сервисов Интернете). На фоне 350 миллионов у Fortnite от Epic Games выглядит более достойно для претендента на «Метавселенную № 1». И пока есть этот шанс, Facebook спешит застолбить себе место в первом ряду. Если, конечно, первый ряд вообще будет, потому что любому массовому продукту нужен массовый потребитель.
Интернет для богатых
В мае этого года Google презентовал Project Starline — кабину для видеосвязи, имитирующую что вы находитесь в одной комнате с собеседником. Разработка пока экспериментальная и цена не озвучивается. Но давайте вспомним про нашумевшие лет семь назад Google Glass (очки дополненой реальности), которые сейчас продаются на eBay от $800 (в среднем $1350). Это, конечно, не новомодные Microsoft Hololens (очки виртуальной реальности), ценник на которые в США стартует от $3500, но все-равно впечатляет. Более $800 за аксессуар для посещения виртуальных совещаний, да еще и в упрощенном качестве, сможет себе позволить далеко не каждый. Цены на очки от самого Facebook Oculus Quest 2 слегка демократичнее — $300 на территории США, $585 в России. «Интернет 3D» — это не только технологично, но еще и дорого. А если помнить, что одних очков и шлемов недостаточно и для взаимодействия с виртуальной средой понадобятся еще какие-нибудь контроллеры, а также достаточно современное «железо» (компьютеры, мобильные устройства, игровые консоли и т. п.), которое эти технологии поддерживает, так и очень дорого. Коммуникации, покупки и развлечения — необходимые сервисы, доступные сегодня практически на любом оборудовании. Вкладывать деньги в одно только усиление «эффекта присутствия» многие попросту не захотят. «Это просто VR-чат в реальной жизни», — так уже критикуют в Интернете идею «метавселенных».  
Project Starline
Более весомыми причинами, по которым «метавселенные» Цукерберга и других IT-гигантов могут «не взлететь» в ближайшие годы, сугубо технические: инфраструктура и собственные, отличные от стандартов отрасли, методики работы с данными у каждого разработчика. О них уже говорилось выше. Для создания связанных между собой метавселенных (и разных продуктов внутри одной метавселенной тоже) понадобятся универсальные инструменты — новые протоколы передачи данных, масштабируемые вычислительные мощности и унифицированные графические «движки». Эксперты считают, что на их создание и развитие технических мощностей уйдут десятки лет. Особенно с учетом того, что единого взгляда у всех участников рынка на взаимную интеграцию, да и вообще на новые правила игры на рынке пока нет. Хотя попытки разработать общие стандарты уже есть, часть крупных игроков этого рынка объединилась в XR Association (Microsoft, Google, Sony, HTC, Facebook).
Пока что пользователи по всему миру встречают инновации (всех производителей, не только Facebook) неоднозначно. Большинство не понимает, чем «метавселенная» отличается от VR-чатов, которыми и так может воспользоваться любой желающий, и какие преимущества для бизнеса она дает. Другие активно ищут новые способы приложения новых технологий в текущих реалиях, некоторые даже с перспективой построить собственный бизнес в новой экосистеме. Но, очевидно, что любая из возможных «метавселенных», не получая достаточного наполнения контентом от собственного сообщества и не приносящая очевидной пользы массовому пользователю, окажется очередной игрушкой для техно-энтузиастов и будет со временем забыта. Как показывает уже имеющийся опыт игровой индустрии, успех «метавселенных» связан не столько с новизной технологий, сколько с готовностью людей проводить дополнительное время онлайн. В любом случае, как показывает тот же самый опыт, большая идея плюс большая конкуренция дают сильнейший толчок развитию новых технологий. И даже, если не получится ни одна из задуманных «метавселенных», технологии, созданные при их разработке, обязательно послужат началом чему-нибудь новому — и хорошо бы, если хорошему.
Annie Spratt / Unsplash
#ЦИТАТЫПРО:
Одна из причин, по которой мы так много инвестируем в дополненную и виртуальную реальность, заключается в том, что смартфоны появились примерно в то же время, что и Facebook. Поэтому нам не удалось сыграть большую роль в формировании этих платформ. Так что, с моей точки зрения, развивались они не очень естественным образом. Люди не предназначены для навигации по плиткам приложений. Я думаю, что мы будем намного естественнее и лучше, если при взаимодействии нам будет казаться, что мы находимся рядом с другими людьми. 
Марк Цукерберг, интервью для The Verge.
Я думаю, когда социальные сети соединяют людей, это действительно хорошо. Но то, что мы называем социальными сетями сегодня, не совсем про социальность. Речь о потреблении тщательного подобранного контента, который нам передают, чтобы вставить рекламу, а это далеко не то, с чего начинали Facebook и Twitter. 
 Джон Ханке, основатель компании Niantic (разработчик Pokémon Go).
Одна из причин, по которой Facebook так активно инвестирует в VR / AR, заключается в том, что степень детализации данных, доступных при взаимодействии пользователей на этих платформах, на порядок выше, чем при использовании экранных носителей. Теперь дело даже не только в том, на что я щелкаю мышью и чем решаю поделиться, но и в том, в каком месте стою, куда я хочу пойти, какая у меня поза, на что я смотрю дольше всего. Учитываются тонкие нюансы, физическое движение тела и реакция на раздражители. Это прямой путь к подсознанию, и это золото для информационного капиталиста.
Верити Макинтош (Verity McIntosh), эксперт по виртуальной реальности из Университета Западной Англии.
Понятно, что «метавселенная» уведет миллионы молодых людей в «дивный новый мир», в котором они смогут играть, работать и «взаимодействовать друг с другом в полноценном 3D формате». Этот новый виртуальный мир будет, разумеется, жестко контролироваться «мета-Цукербергом» на основе «правил мета-сообщества», которые на деле будут правилами новой мета-диктатуры, уже проявляющей себя в информационной практике глобальных платформ.
 Алексей Пушков, член Совета Федерации РФ.
#ФАКТЫПРО
• У Facebook уже есть опыт провальных проектов, например, операционная система Facebook Home, умная колонка Facebook Portal или язык разметки приложений для интерфейса Facebook - FBML.

• Вокруг метавселенной Цукерберг надеется создать большую индустрию — разработку пользователями дизайна, цифровых товаров и даже собственных сервисов. По его словам, «это будет огромная часть экономики».
 
• Facebook планирует сосредоточиться на продаже виртуальных товаров. Цукерберг считает, что реклама станет «важной частью» стратегии Facebook по извлечению прибыли из «метавселенной».

• Прочтение романа «Лавина» обязательно в команде разработчиков Microsoft Xbox и среди топ-менеджмента Facebook.

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...