Наверх
Репортажи

 «Такое мнение у всего нашего коллектива»

Что думают о настоящем хранители прошлого
30.06.2022
«Репортер» нашел живого человека в историческом музее и узнал, что он думает о сегодняшнем дне
Во внутреннем дворике музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной», возле экспозиции военной техники, которую можно потрогать, нас встречает человек в костюме стрельца. Это Александр Целуев, директор музея. Пятница – день экскурсий, поэтому одет он соответствующе. Такой интерактив – его личное нововведение: кроме управления музеем Александр Михайлович увлекается историческими реконструкциями. Местные издания пишут, что именно он начал делать смоленские военно-патриотические музеи интерактивными.
Директор музея к работе подходит творчески. Фото: Татьяна Уколова
Музей находится за частью сохранившейся Смоленской крепостной стены. Кроме Великой Отечественной, он рассказывает о роли Смоленска в Смуте, русско-шведской войне при  Петре I и других событиях прошлого, но в апреле в залы «Смоленщины» пробралась «спецоперация» ー в виде выставки «НАТО: Хроника жестокости». Это копия, которую прислали из московского Музея современной истории и распечатали уже на месте. Разместилась экспозиция в первом же зале, слева от кассы. Вход на «Хроники жестокости» бесплатный ー даже если билета в музей нет.
По пятницам через выставку про НАТО проходит до двух десятков организованных групп. Александр Михайлович рассказывает, что не встречал среди них людей, не то что выступающих против «спецоперации», но даже и «тайно неодобряющих». Люди, которые идут в музей Великой Отечественной войны имеют однозначное отношение к нацизму, говорит он.

К выставке про НАТО сотрудники музея стараются давать комментарии. Равнодушных к экспозиции, по их словам, нет:
 Для многих некоторые моменты оказались откровением. Наверное, стоит даже задуматься, что подобные выставки нужно было гораздо раньше делать
Приходят на выставку, в основном, старшеклассники и студенты. Добровольно или принудительно, в музее сказать затрудняются. Но многие идут по своей инициативе, говорит директор: «Они не специально откуда-то едут. Согласитесь, баннерная выставка ー это немножко не то мероприятие». 

Действительно, на этой выставке нет ни одного материального экспоната.
ー Откуда ж им взяться, экспонатам, только вот, баннеры, ー шутит заведующий, хотя в описании выставки заявлено, что она основана на трофеях, «предоставленных Министерством обороны РФ и свидетельствующих об участии НАТО в подготовке военной агрессии Украины на Донбассе».

Здесь же стоит диорама с прошлой выставки о Восточно-Прусской наступательной операции «Падение прусской цитадели», которая закрылась в конце марта. Это фрагмент разрушенного Кёнигсберга ー собирательный образ на основе фотографий Германии того времени. Диорама устроена в виде фотоателье с разбросанными вокруг карточками «несостоявшихся хозяев мира». Александр Михайлович отмечает, что это «напоминание тем, кто хочет мирового господства».
Диорама «Кёнигсберг взят!». Источник: https://www.rabochy-put.ru/news/168665-v-smolenske-otkrylas-vystavka-nato-khronika-zhestokosti.html 
Изначально баннеры хотели поместить во дворе музея, но потом поняли, что ветер и дождь могут их испортить: размыть фотографии или же попросту сорвать. Поэтому выставку пришлось вписать в довольно скромное помещение. Как раз в это время здесь готовили другую выставку, об истории русской гимнастерки, но «Хроники жестокости» распоряжением сверху потеснили ее. Экспозиция так и стоит в зале, но с закрытыми витринами. Когда теперь их откроют, неизвестно. По законам музейного дела, показывать две выставки в одном зале неправильно ー это перетягивает внимание. А «НАТО» уедет отсюда не скоро: сначала его открыли до 9 мая, но после ー продлили на неопределенный срок, «пока не закончится ознакомление». Чётких команд пока нет.

Но в остальном прямых ассоциаций со «спецоперацией» сотрудники музея пытаются избегать, воздерживаясь и от комментариев по этой теме. На сайте музея и в его публичной программе есть консультации по вопросам военной истории, они, по словам заведующего, по-прежнему посвящены только Великой Отечественной.

Люди на экскурсиях спрашивают про ту войну на Смоленщине, про поиск без вести пропавших на той войне родных. Других вопросов не возникает.

ー Мы получили чёткое распоряжение от департамента культуры не поднимать вопрос об ассоциациях событий. Мы не комментируем все эти вещи, стараемся избегать каких-то возможных провокаций, - делится заведующий музеем.
Один из баннеров выставки про НАТО, присланной из Москвы. Фото: Татьяна Уколова
Основная экспозиция и публичная программа музея «Смоленщины в годы Великой Отечественной войны» после 24 февраля не изменились. Новых программ в связи с нынешними событиями музей проводить не планирует. Коллектив и так на протяжении многих лет стоял на передовой патриотической работы, говорит Александр Михайлович, тем более что музей должен хранить память о прошлом и служить воспитанию. А о нынешних событиях рассуждать пока рано:

- В наше время история только делается. Я думаю, ещё придёт время об этом говорить.

Музей вне политики, несколько раз замечает Александр Михайлович, но тут же говорит, что сотрудники заняли свою позицию, одну на всех.
Нужно выбирать свое место, и оно ー вместе со всей нашей страной. Мы всегда за наших. Такое мнение у всего нашего коллектива
Материал подготовлен с участием студентов Мастерской сетевого издания "Репортёр" на Факультете коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Комментарии:

Вы должны Войти или Зарегистрироваться чтобы оставлять комментарии...